издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дивные цветы «Лукоморья»

В детском лагере «Лукоморье» под Ангарском всё соответствует сказочному названию. Совсем как в пушкинском стихотворении: есть свой дуб, по которому гуляет кот учёный. Кажется, мгновение – и он, выточенный из дерева, отряхнёт с шерсти остаток опилок, блеснёт глазами и начнёт читать стихи. Здесь чудеса не заканчиваются: чем дальше идёшь по лукоморской дорожке в глубь леса, тем сильнее ощущение, что попал в сказку. По пути тебя встречают русалки, жуки, держащие в лапках мир, огромные стрекозы с полупрозрачными крыльями и даже бабушкины часы, из которых вот-вот вылетит кукушка.

Рукотворное чудо

Все эти образы, близкие каждому человеку с детства, воплощены мастерами резьбы по дереву. Каждый год на протяжении пяти лет они собираются в «Лукоморье» на фестивале деревянной скульптуры, оставляя после себя удивительной красоты и изящества композиции, украшающие суровый сибирский ландшафт. 

В этом году лесная поляна в самом сердце лагеря покрылась «Дивными цветами». Так звучала тема нынешнего фестиваля. Всего за полторы недели 19 команд скульпторов по дереву наполнили пустовавшее прежде место новыми обитателями – мифическими и сказочными персонажами: эльфами, феями, единорогами и даже пугалом, правда, совсем не страшным, а очаровательным.

Финальные работы по созданию и установке фигур ещё не завершились, а посетители уже рассматривали их со всех сторон, пытаясь догадаться, что же изображали мастера:

– Ой, смотри, волк! А внутри человек. И зеркало в лапах. Это что – «Красавица и чудовище»? – переговаривались между собой люди. 

– Нет, скорее «Аленький цветочек», да? – то и дело задавали вопрос авторам скульптуры.

– Это вы уж сами догадайтесь, – отвечал её создатель Иван Зуев.

– На самом деле не так уж и важно, какую именно сказку здесь увидят. «Красавица и чудовище» и «Аленький цветочек» всегда идут рядом. Да, это сказки разных народов, но сюжет один – превращение из чудовища в принца. Поэтому скульптура так и называется – «Превращение», когда чудовище уходит в дымку – ради любви чего не сделаешь, из какого только чудовища не вылезешь! – смеётся мужчина.

В фестивале, как и большинство скульпторов, Иван Зуев участвует не первый раз – за четыре года он даже успел стать победителем, поэтому работы других мастеров может оценить по достоинству.

– Есть очень хорошие работы. Самое приятное, что ребята не забывают свой колорит и вносят нотку национальной культуры, – говорит он о работах монгольских скульпторов, которые участ­вуют в фестивале сразу тремя командами. – Мы, работая за границей, тоже используем национальные мотивы в своих работах. С этими ребятами я соревновался в Харбине – они достойные мастера, которые выступают по льду. С деревом они работают впервые.

Сам Зуев занимается скульптурой и по льду, и по камню, и даже по бетону. Хотя начинал мастерить именно из дерева.

– Когда у меня родилась дочь, первые игрушки делал из дерева – такое время было, – объясняет он. – С этого началось, потом просто продолжил. Использовал и камень, и песок, и бетон – получались хорошие работы. После довелось поработать со льдом, и всё: кто начал с него, уже никогда не бросит – это сказка. Лёгкость. А дерево – тёплый материал, нужно уметь общаться с ним, оно диктует свои условия.

Детский час

Педагог Евгений Зряшнов разработал целую программу по обучению детей с диагнозом ДЦП ремеслу резьбы по дереву

Как рассказывают мастера, собравшиеся в «Лукоморье», заниматься резьбой по дереву каждый начал по разным причинам. Кто-то видел себя художником с детства, для кого-то это хобби. 

А кто-то сделал резьбу своей профессией, как Евгений Зряшнов из Павловского Посада, бывший энергетик:

– Художественный подход к вещам был у меня всегда, – говорит мужчина. – Правда, около 18 лет я проработал на ГРС-3 старшим на щите управления. Потом настали 1990-е, в энергетике возник кризис, а у меня в семье родился второй ребёнок. Я переучился на резчика, затем 1,5–2 года поработал в художественном центре. И потом – не знаю зачем – пошёл в общеобразовательную школу учителем черчения и трудов. В школе сейчас работаю, правда, в другой – в московской санитарно-лесной школе № 7 для детей с ограниченными возможностями. Веду технологию и обучаю резьбе по дереву вместе с коллегами, – улыбается Зряшнов.

Заниматься с детьми он начинает с 10 лет и продолжает до тех пор, пока те не закончат школу. Несмотря на все трудности, мужчина отвечает, что прогресс, который приносит резьба по дереву, очевиден. «Конечно, диагноз ДЦП вызывает большие нюансы в процессе обучения: как расположить детей за столом, как парту подогнать. Сделали им столики с упорчиками – не у всех руки работают как положено и как хотелось бы. Ставим упоры, где зажимается деталь. Дети – кто одной рукой, кто двумя – пытаются работать. Естественно, прежде всего смотрим, кто что может сделать и как это развивать дальше. Сначала сложно, но потихоньку ребята втягиваются – им нравится», – говорит Евгений Зряшнов, который вместе с напарником и коллегой Сергеем Кузьминым создал целую программу, чтобы дети с ограниченными возможностями могли освоить приёмы резьбы по дереву. Её основные принципы педагоги продемонстрировали на мастер-классе, организованном в столярной мастерской ангарской школы № 6.

– Там мы показали упражнения, с которых начинается обучение, – говорит Евгений Зряшнов, – как стамеской сделать листочек или выпилить бабочку. 

– Скажите, а это может быть опас­но? – спрашивает наш корреспондент.

Образ единорога традиционен
для славянской мифологии, поэтому его и решили изобразить, говорят участники команды из Павловского Посада

– Детям нужно сразу объяснить, что и как, – говорит педагог Зряшнов. – Даже если ребёнок первый раз берёт стамеску, как эти дети, которые были на колясках, если объяснить, он лишнего делать не будет. Хотя в этом деле, – добавляет он, – нельзя от травматизма уйти, в резьбе он всё равно случится – режемся и мы, и дети. Просто стараемся чаще уделять этому внимание и соблюдать технологию, – объясняет скульптор, подчищая наждачкой бока деревянного единорога – своей скульп­туры, вырезанной из дерева за несколько конкурсных дней.

Победителем фестиваля стали авторы скульптуры «Улётная фантазия», где маленькая фея расположилась в окружении цветов. Посмотреть на неё и других обитателей «Лукоморья» желающие смогут до конца мая, а также 20–22 июня, 1–13 июля, 1–3 и 22–31 августа. А в следующем году скульпторы вновь соберутся на фестиваль, тема которого уже известна – «Душа художника». Организаторы обещают, что не будут сдерживать фантазию мастеров, которые смогут воплотить в жизнь свои самые смелые идеи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры