издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жила-была галерея

  • Автор: Алёна КАБУНОВА, искусствовед

Культурный облик Иркутска нынешнего – во многом заслуга тех просветителей и меценатов, которые на протяжении столетий его облагораживали: возводили храмы, театры, библиотеки и музеи, привозили из столиц книги, произведения искусства, развивали культуру и образование. Сейчас сложно представить, как бы выглядел наш город, если бы в его истории не было купеческих династий Трапезниковых, Сибиряковых, Басниных, Сукачёвых.

Традиции меценатства и про­светительства, заложенные многими коллекционерами Иркутска в прошлые века, живы и по сей день. Примером тому может служить Иркутская галерея Виктора Бронштейна, открывшаяся в 2011 году. 

Началом собирательской деятельности галереи можно считать 1998 год. Именно тогда Виктор Бронштейн в содружестве с Геннадием Гайдой, известным иркутским поэтом и общественным деятелем, впервые представил горожанам выставку ведущих художников Иркутска из своей коллекции. Небольшая экспозиция украсила залы ресторана «Вернисаж».

Заслуженный художник России, скульптор и друг галереи Лев Сериков вспоминает:

Момент открытия международной выставки художников-педагогов «Педсовет»

– Наше знакомство с коллектционером состоялось задолго до открытия галереи. Однажды ко мне в мастерскую пришли два человека: это были Геннадий Гайда и Виктор Бронштейн. Тогда они впервые приобрели мою скульптуру «Сон». С тех пор началось наше общение и сотрудничество. Мы много ездили по художественным мастерским, общались с художниками, покупали работы. Картины приобретались и после проведения выставок. Так формировалась коллекция.

Персональной выставкой иркутского живописца Юрия Карнаухова в апреле 2011 года Иркутская галерея ознаменовала своё официальное открытие.

Собирательская деятельность галереи была активной: уже к началу 2014 года её фонды насчитывали около тысячи экспонатов. Виктор Владимирович Бронштейн никогда не принадлежал к числу коллекционеров, ограничивающих себя лишь одной любимой темой. В его собрании одинаково разнообразно представлены пейзаж, портрет, жанровые работы, авторская графика, имеется большая подборка скульптуры – деревянной и бронзовой. 

Ни одна работа в собрании не является случайной, каждая предлагает свой ответ на вопрос, вы­званный к жизни временем и размышлениями её владельца.

Но при огромном разнообразии стилей и имён ведущим направлением галереи всё же является реалистическая живопись иркутских художников, в которой преобладает пейзаж. Любование сибирской природой – изменчивой и противоречивой красотой Байкала, привольными забайкальскими степями или тихими улочками старого Иркутска – вот, пожалуй, главная составляющая всей коллекции. 

Полотна Аркадия Вычугжанина, Владимира Тетенькина, Анатолия Костовского, Галины Новиковой, Владимира Лапина, Евтихия Конева, Андрея Рубцова являются подлинным украшением «классической» части собрания. «Молодое поколение» живописцев Иркутска представляют произведения Сергея Жилина, Регины Присяжниковой, Сергея Писарева, Дмитрия Лысякова.

О значимости собирательской и хранительской деятельности галереи размышляет талантливая иркутская художница Регина Присяжникова:

– Здесь представлены практически все иркутские художники, и в большом количестве. Есть возможность увидеть картины мастеров, которых уже нет с нами: и Галины Новиковой, и Николая Вершинина, и Бориса Десяткина. Чтобы найти эти работы где-то в Иркутске, нужно походить, по­искать, они есть в частных коллекциях, у кого-то дома висят, в музее хранятся. А в галерее их можно увидеть свободно. Помимо этого галерея имеет значительное собрание картин современных художников, что говорит о её существенном статусе и о том, что она поддерживает именно иркутских художников. И это очень хорошо, потому что где вы ещё увидите в таком количестве произведения наших живописцев?

В последнее время галерея активно расширяет свою выставочную деятельность. Лучшие картины галереи, её так называемый «золотой фонд», не раз экспонировались на областных и общероссийских выставках. 

Осенью 2013 года жители Китая смогли познакомиться с живописью из иркутской коллекции на международной выставке «Арт-Китай». В декабре того же года в рамках проекта «Россия в Эрарте» в музее современного искусства «Эрарта» (г. Санкт-Петербург) состоялось открытие выставки «Иркутская история». Любителям и знатокам искусства впервые была представлена живопись Андрея Рубцова, Бориса Десяткина, Николая Вершинина, Виталия Смагина.

Помимо живописи галерея активно формирует коллекцию бурятской бронзовой скульптуры. Не секрет, что в последние годы бронзовая пластика мастеров Бурятии является одним из самых ярких явлений в художественной жизни Сибири и России в целом. Творческий гений бурятского скульптора Даши Намдакова, теперь уже звезды мировой величины, всколыхнул неподдельный интерес к этому древнему и красивому виду декоративно-прикладного искусства. 

Евгений Болсобоев, Дмитрий Будажабэ, Баир Сундупов – состоявшиеся и признанные мастера, многие годы работающие в технике бронзового литья. Без их скульптур коллекцию Иркутской галереи можно было бы назвать неполной.

Наряду с просветительской деятельностью, организацией разных выставок и мероприятий, посещение которых является абсолютно бесплатным, галерея занимается продвижением иркутских художников. Живописцам, помимо возможности проведения выставок в красивых и светлых залах галереи, оказывается всесторонняя помощь в организации заграничных по­ездок, которые обогащают их творческий потенциал. 

Впереди у Иркутской галереи множество планов и проектов. Летом в её залах началась масштабная реконструкция, но уже осенью этого года галерея распахнёт свои двери в обновлённом, современном формате. Мы спросили у иркутских художников, каким, по их представлению, должно быть со­временное выставочное пространство, к чему стоит стремиться Иркутской галерее.

Лев Сериков, скульптор:

Музыка неизменно сопровождает встречи и презентации

– Думаю, что у галереи Виктора Бронштейна прекрасное будущее, она может стать центром активной творческой жизни нашего города. Мне кажется, для этого есть все предпосылки. Откроются залы такого масштаба, что будет не стыдно прийти художнику и сделать выставку самого высокого уровня. А вообще хотелось бы увидеть зарубежные выставки, проекты из других регионов. Хорошая галерея должна демонстрировать интенсивную жизнь в разных направлениях. 

Регина Присяжникова, живописец:

– Будет замечательно, если галерея начнёт работать и с детьми. Мы с ребятишками из нашей художественной школы приезжаем сюда на интересные выставки. На фоне картин можно проводить творческие занятия с детьми, экскурсии, мастер-классы. Да и взрослым людям подобные мероприятии могут быть интересными. Ну и хотелось бы новых привозных выставок, например, сибирских – из Красноярска, Омска, Новосибирска. Интересно посмотреть на художественный уровень региона.

Судьба искусства всегда была неразрывно связана с меценатством: история многих музеев начиналась с частных собраний, а коллекции с мировым именем порой зарождались благодаря человеку, который когда-то остановился возле понравившейся ему картины…

«Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?»

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер