издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Электронные силки

Владельцам банковских счетов стоит знать, какие ловушки используют мошенники

Полицейские предупреждают: в Приангарье участились случаи совершения мобильных и интернет-преступлений. За пять месяцев в нашем регионе произошло больше тысячи мошенничеств. Из них почти в половине эпизодов основными инструментами преступников были компьютеры и телефоны. Афер с использованием продвинутых методов стало на треть больше, чем в прошлом году.

Вот и иркутянка Ирина Медведева попалась в ловушку мошенников. Женщина, следуя указаниям телефонных преступников, перевела на чужой счёт 34 тысячи рублей. «Я работаю маляром в клинике. В конце мая вечером возвращалась домой, было жарко, голову мне сильно напекло… Вижу, на телефон пришла эсэмэска, что банк принял мою заявку на деньги. В конце был указан номер телефона. Сыграло любопытство, я позвонила узнать, что за заявка. Ответила женщина, сказала, что мне нужно срочно, в течение трёх часов, остановить перевод денег. Иначе они уйдут на другой счёт. Я возмутилась, почему я, уставшая, после работы, должна бегать! Тем более времени было много, банк был закрыт. Эта женщина тоже была какая-то нервная. Можно сказать, мы с ней поругались, я положила трубку. 

Потом всё-таки я позвонила по второму номеру, в эсэмэске он был указан как информационный. Ответила женщина. Я спросила, кто они такие. Она сказала, что работает в Центральном банке Москвы, которому подчиняются все банки. Объяснила, что через Интернет кто-то хотел снять деньги с карты. Я ей говорю, что Интернетом не пользуюсь. Она – скорее всего, кто-то подсмотрел код карты. Разговаривала со мной вежливо, внимательно. Убедила меня, что к банкомату идти надо, и пообещала, что поможет правильно зарезервировать деньги. Я держала трубку у уха и нажимала на кнопки. Делала всё так, как мне говорила сотрудница Центрального банка», – простодушно рассказывает пострадавшая. 

В три приёма, небольшими порциями, Ирина пополнила счёт липовых банкиров. Только на следующий день после проведённых операций она догадалась позвонить в банк. Разумеется, никаких изменений счёта Ирины кредитная организация не планировала. Теперь женщина и сама понимает: своими руками сделала себя беднее на три десятка тысяч рублей.

Виктория Петрановская долго сомневалась, стоит ли переводить деньги на счёт своего виртуального знакомого. В социальной сети девушка разместила объявление о том, что собирается купить двигатель для автомобиля. «У нас с парнем специфическая машина – БМВ 1991 года. На неё тяжело подобрать запчасти. Во «ВКонтакте» есть специализированная группа, через которую мы покупаем всё для машины. Раньше никаких проблем не было. В этот раз откликнулся молодой человек, написал, что у него имеется такой двигатель, который мы ищем. Благодаря механику я задала ему все технические вопросы, он на них ответил. Долго мы с ним переписывались, он отправил фотографию двигателя. Меня устроила цена, которую он просил, – 20 тысяч рублей. 

Я ещё думала. Сомневалась, потому что было слишком много навязчивых вопросов: «Вы покупаете или нет?», «Деньги отправляете?». Но надо было машину заводить, и я перевела всю сумму на счёт, как договаривались. В этот же день он должен был отправить посылку. Неделю он обещал, потом потерялся. Отключил телефон, внёс мою страничку в «чёрный список», чтобы я не могла ему написать. Я стала проверять в Интернете, в каком регионе зарегистрирован номер сотового телефона. Оказалось, что и с областью он меня обманул. Я обратилась в банк, хотела узнать, нельзя ли вернуть деньги с карты. Там сказали, что надо идти в полицию. После этой истории прошло полгода. Пока новостей нет. Двигатель мы купили, на этот раз через знакомых в Москве», – говорит Виктория. На прошлой неделе полицейские областного главка специально пригласили Ирину и Викторию на встречу с журналистами, чтобы, рассказав о своих бедах, жертвы обмана предостерегли земляков от подобных ошибок.

Продажа несуществующей техники и запасных частей – излюбленная легенда, которую используют мошенники. Так, в прошлом году полицейские арестовали нашего земляка, который за два года успел «продать» несколько десятков частей к мотоциклам и квадроциклам. Действовал по известной схеме. На специализированных форумах находил своих жертв, в подробностях описывал «товар», отправлял подобранные в Сети фотографии, получал деньги и пропадал. 

Буквально на днях под стражу помещён 29-летний устьилимец. Он обманывал незадачливых покупателей, размещая на сайте бесплатных объявлений предложения о продаже автотранспорта. Представляясь вымышленными именами, брал с людей предоплату и исчезал. Таким способом он вёл, можно сказать, международную деятельность. Среди потерпевших – жители Иркутской и Новосибирской областей, Красноярского края и Республики Казахстан. 

Такие мошенничества, о которых мы рассказали, требуют от организатора особых качеств – наглости и убедительности. Ведь жертва добровольно отдаёт свои деньги взамен на обещание товара или спасение от возможной угрозы. Успех аферы зависит от того, насколько правдиво преступник сможет исполнить свою роль. Телефон и Интернет в этом случае лишь помогают ему связаться с потенциальным финансовым донором, не раскрыв себя. 

Современные технологии позволяют относительно легко и незаметно перемещать деньги из чужих кошельков. Самая простая уловка – воспользоваться чужим телефоном или получить доступ к сим-карте, подключённой к услуге «мобильный банк». Не стоит забывать, что сим-карта в телефоне – это, по сути, «управляющий модуль» к банковскому счёту. Если человек перестал пользоваться телефонным номером, через несколько месяцев оператор вправе передать симку другому владельцу. Сообщения от банка начинают приходить абоненту, не имеющему никакого отношения к счёту. Если он мало-мальски владеет навыками, то быстро разберётся, как можно снять чужие деньги. Средства списываются со счёта, его владелец не может понять, что происходит. Приходит в банк и там узнаёт, что пострадал из-за своей халатности.

По словам начальника отдела безопасности одного из иркутских банков Артёма Воробьёва, большая часть краж денег со счетов происходит именно через приложение «мобильный банк». Чтобы снять деньги с чужого счёта, преступнику достаточно нескольких секунд. Например, на улице у вас могут попросить телефон – позвонить. Несколько ловких движений, и денег на счёте стало меньше. Иногда даже коллегам доверять не стоит. Артём Воробьёв рассказал историю, произошедшую недавно. Женщина обнаружила, что с её банковской карточки списаны деньги. Обратилась с претензией в банк. Выяснилось, что операция была выполнена с сотового телефона. Сначала сотрудники службы безопасности банка узнали, с какого устройства пришла команда и в какое время. Потом с разрешения руководителя подразделения, в котором трудилась женщина, просмотрели видео с камер, установленных в кабинете. На записях было видно: владелица телефона ненадолго отлучилась, в это время её коллега взял аппарат и перевёл деньги. 

Полицейские говорят, что такие обманы стали обыденными. Кроме одиночных, «ситуативных» преступников, действуют целые группы, которые специализируются на краже денег через сим-карты. В нынешнем году полицейские задержали жительницу Саянска. Через сайты объявлений глава организации находила людей, которые продают дорогие автомобили. Преступники целенаправленно искали «рыбёшку покрупнее», справедливо полагая, что на банковском счёте владельца люксового авто может храниться приличная сумма. В преступную группу входил сотрудник компании оператора связи. Он отключал сим-карту продавца машины и подключал дубликат с аналогичным номером. Снять деньги со счёта жертвы было уже делом техники. Сейчас дело находится в суде.

В арсенале преступников существует множество способов добраться до банковских счетов не слишком осторожных граждан. В кафе и ресторанах многие посетители передают официанту карточку, через пару минут сотрудник заведения приносит её обратно вместе с чеком. Такая беспечность может дорого обойтись владельцу карты. Многие не знают, но для расчёта на некоторых сервисах достаточно лишь номера карты и кода (три цифры на оборотной стороне). Поэтому полицейские советуют даже ненадолго не выпускать свою карту из зоны видимости и не передавать её посторонним людям.

Полицейские советуют даже ненадолго не выпускать свою карту
из зоны видимости и не передавать её посторонним людям

Но и в этом случае нельзя быть до конца уверенным в сохранности своего счёта. От действий организованной группы пострадали десятки жителей региона. Преступники действовали в Иркутске, Ангарске и Братске. Для сбора сведений о банковских карточках они использовали специальные устройства. «Это накладной картоприёмник. Он применялся для считывания информации с магнитной полосы карты, – показывает фотографии приспособлений, снятых с банкоматов, начальник отдела «К» ГУ МВД России по Иркутской области Алексей Рудых. – Картоприёмник обычно используется вместе с видеокамерой, которая крепится к верхней панели. Её не видно, так как она маскируется под цвет банкомата. Вот почему, когда вводишь код, клавиатуру нужно прикрывать рукой. Реже в сочетании с картоприёмником используется накладная клавиатура». 

Владелец карты вставляет её в банкомат, набирает пин-код. После этого ничего не происходит, и человек отправляется к другому терминалу. Преступникам остаётся забрать полученные данные и изготовить дубликат платёжного средства. Задержать преступников помогли сотрудники банка. В распоряжении службы безопасности оказались устройства с «переоборудованных» банкоматов. Более того, удалось даже зафиксировать на видео, как преступники крепят «присоски». Полицейские советуют владельцам карт выбирать места, где установлены видеокамеры. Лучше пользоваться банкоматами в подраз­делениях банка. В свою очередь преступники стремятся туда, где нет видеонаблюдения и используются устаревшие терминалы. Торговые центры и рынки – вот места, где чаще всего орудуют мошенники. 

«Есть методы – дистанционные и визуальные, с помощью которых мы можем заподозрить вмешательство. Во-первых, ведётся мониторинг прохождения сигнала по внутренней сети. Если система фиксирует задержки, выезжает сотрудник и проверяет банкомат. Он может обнаружить либо сами накладные устройства, либо следы их установки. Во-вторых, инкассаторы регулярно проверяют терминалы, они знают, как могут выглядеть посторонние предметы», – объясняет Артём Воробьёв. Кстати, благодаря службе безопасности банка полицейским удалось выйти на преступную группу. 

Злую шутку с пользователями электронных кабинетов может сыграть желание сэкономить на антивирусе. Если в компьютер или телефон попала вредоносная программа, вместо своего электронного кабинета человек может зайти на так называемый фишинговый, то есть поддельный, сайт. По виду он практически ничем не отличается от оригинала. Пользователь вводит логин и пароль от своего кабинета и таким образом делится конфиденциальной информацией с преступниками. Чаще всего такие операции проходят через сотовые телефоны. Человек может сразу и не заподозрить подвоха, поскольку вредоносная программа обычно скрывает от пользователя команды о переводе средств и блокирует сообщения от банка о состоянии счёта. Тревожным звоночком для владельца счёта может стать то, что при выполнении операций сообщения о них приходят с задержкой или не поступают вовсе.

Узнав о схемах, с помощью которых действуют вездесущие мошенники, многие задумаются, стоит ли вообще пользоваться электронными кабинетами и «мобильным банком». Это всё равно что сомневаться, не нужно ли ради безопасности поменять легковой автомобиль на телегу. Прогресс не остановить. На автомобиле передвигаться гораздо комфортнее, чем на телеге. А с электронным кабинетом гораздо удобнее, чем без него. Надо лишь соблюдать элементарные правила безопасности. Не передавать свою банковскую карту и данные о ней посторонним людям. Обходить стороной сомнительные, незнакомые банкоматы. Пользоваться актуальным антивирусом. 

Читайте также
Свежий номер
События
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector