издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Век имени твоему…

К 100-летию со дня рождения Виталия Рогаля открылась выставка лучших произведений художника

  • Автор: Мария Моженкова, искусствовед

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения народного художника России Виталия Сергеевича Рогаля. В честь юбилейной даты в Иркутском художественном музее имени В.П. Сукачёва открылась выставка «Певец природы», на которой представлены лучшие произведения Виталия Сергеевича из собрания музея. Экспозиция знакомит зрителя с многогранным живописным миром художника: от академически точно выполненных работ до полотен в стиле импрессионизма.

Как творческий, так и жизненный путь художника был весьма непрост. Виталий Сергеевич Рогаль родился 9 августа 1915 года в селе Снегуревка недалеко от города Тетиева на Украине. В 1927 году его рисунок «Строительство электростанции в селе Лебединцы» попал на первую Всемирную выставку детского рисунка, а в 1934 году публиковался в центральной газете «Правда». Окончив семилетку, Виталий Сергеевич несколько лет проработал в колхозе в свекловодческой бригаде, по вечерам оформлял стенгазеты, помогал организовывать драмкружок.

Перебраться в край за Уралом художника заставила трагическая необходимость: в 1935 году юный Рогаль приехал в Сибирь к ранее сосланным родителям – в посёлок Кадуй Нижнеудинского района. 

Сдержанная, величественная сибирская природа и самоотверженный труд людей покорили сердце молодого художника. Кисть мастера стремится запечатлеть взаимодействие человека и окружающей среды. В работах этого периода отражена не просто красота природы и трудовой подвиг людей, но и попытка предсказать, к чему приведёт это взаимодействие. Недаром у художника доминирует тема индустриального пейзажа. 

В Иркутске Рогаль поступил в изопедтехникум. Учился у таких известных художников, как Вологдин, Жибинов, Руденко. За два года до войны им был создан эскиз дипломной работы «Приезд колхозников-переселенцев в Восточную Сибирь». В награду за эту работу Виталий получил право поступления без экзаменов в Академию художеств СССР. Работа над выбранной темой была не из лёгких: на картине изображены сосланные, и среди них семья Рогалей. Диплом Виталий Сергеевич получил уже после начала войны. Он не был сразу призван. До 19 ноября 1941 года мастер неустанно работал в «Агит­окне» товарищества «Художник».

В конце 1942 года Виталий Сергеевич был отправлен на действующий фронт, в Белоруссию. Но и в тяжёлых условиях боевой жизни в нём никогда не дремал художник. На привалах и в блиндажах он создаёт портреты бойцов и траншейные листовки. 

В 1945 году Виталий Сергеевич получает тяжёлое ранение под Кёнигсбергом, которое приводит к временной слепоте. Но вскоре он преодолел свой недуг и отправился воевать на Восточный фронт. К тому времени за его плечами было уже восемь выставок, устроенных на передовых, в Иркутске и Иркутской области. Освобождая Китай, Виталий Сергеевич неутомимо делал документальные зарисовки. В это же время появились у него, впервые с 1943 года, и акварельные краски. 

В 1946 году художник был демобилизован, поехал в Академию художеств, но опоздал на учёбу. Вернулся в Иркутск и стал искать свой творческий путь. Много жанров он перепробовал, но наиболее близкими для его души так и остались натюрморт и пейзаж. 

Тематически послевоенное творчество Виталия Сергеевича принято разделять на «Сибирь» и «Монголию». Сибирское направление – «Золотые кружева», «Байкал. Шаман», «Звёздный Таюра» и другие работы – включает в себя размышления об истории и судьбе края, глубинное исследование человеческой, особенно творческой, души. Беспокоит художника современное состояние природы, её будущее. 

Монгольский период – «Дорога в Цогт», «Монголия», «Хардал Сардаг» и другие произведения – посвящён путешествиям по обширным степям Забайкалья и Монголии. В эту пору палитра художника претерпевает изменения. В его пейзажах появляется тонкая философия Востока: поиски смысла существования, предназначение человека на планете, сопричастность вечности. 

На выставке можно увидеть картину с изображением одного из самых мистических мест Монголии – горы Хардал Сардаг. По легенде, приближаться к этому пику имели право лишь избранные шаманы. Для художника Рогаля было сделано исключение. В 1981 году Виталий Сергеевич пишет Хардал Сардаг с натуры. Заповедное место осталось запечатлённым для потомков в каком-то сверхнадмирном колорите. И с первого раза не угадаешь, по какую сторону реальности оно находится. 

Несколько слов следует сказать и об общественной деятельности Виталия Сергеевича. Долгие годы он совмещал посты председателя Иркутской организации Союза художников РСФСР, председателя выставкома зоны «Сибирь социалистическая» с творчеством. 

Картины художника до сих пор пользуются большим уважением и успехом. Его работы имеются в частных и музейных коллекциях по всему миру: в Индии, Китае, США, Аргентине, Японии, Италии, Германии, Канаде и многих других странах. 

Немалый творческий и общественный след оставил Виталий Сергеевич и в сердцах людей, и в истории города и страны. Энергичный и неутомимый, он всегда стремился вперёд, куда-то за горизонт, чтобы первым открыть, постигнуть, получить новое впечатление и переложить его на холст, оставив нам, зрителям, возможность сопричастности со своими сюжетами. В этом можно убедиться, побывав на выставке.

[dme:igall/]

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер