издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Московская осень» на Ангаре

Фестиваль современной симфонической, хоровой и камерной музыки впервые прошёл в Иркутске

  • Автор: Иван Колокольников

В кругах любителей современной симфонической, хоровой и камерной музыки хорошо известен ежегодный фестиваль «Московская осень». В этом году он прошел в 37-й раз. И впервые программа фестиваля включала концерт, проведённый вне Москвы. Весьма значим тот факт, что организация этого мероприятия была поручена именно Иркутской областной филармонии.

Иркутская страница фестиваля, получившая название «Московская осень на Ангаре», возникла благодаря неукротимой энергии Илмара Лапиньша, главного дирижёра и художественного руководителя Губернаторского симфонического оркестра. «Мне радостно, что право проведения первого концерта, проходящего вне Москвы, дано не Новосибирску, не Екатеринбургу, даже не Санкт-Петербургу, а именно Иркутску», – отмечал Илмар Артурович в беседе с автором этих строк за неделю до события. Следует отдать должное и руководству филармонии, всячески поддержавшему смелый проект.

Программа мероприятия включала четыре разноплановых сочинения композиторов последних десятилетий, исполненные Губернаторским симфоническим оркестром. Разумеется, за дирижёрским пультом находился главный организатор мероприятия – Илмар Лапиньш. Начался концерт с исполнения задумчивой симфонической картины «Песнь прощания» Арменака Шахбагяна, когда-то лично представлявшего свою музыку в Иркутске, но, к сожалению, ушедшего из жизни в 1999 году. Прозвучавшая вещь – одно из последних произведений автора, отразившее его раздумья о жизни, с которой вскоре предстояло проститься.

Авторы трёх оставшихся сочинений, к счастью, находятся в добром здравии и приехали в Иркутск, где их произведения, включённые в программу концерта, исполнялись впервые. Светлое чувство оставило у слушателей исполнение концерта для скрипки с оркестром «День ангела», который написан композитором Сергеем Жуковым. Произведение посвящено московской скрипачке Эльвире Бековой, которая, по мнению композитора, обладает поистине ангельским характером. В качестве солистки перед иркутянами выступила артистка Губернаторского симфонического оркестра Ольга Захарова, в руках у которой был инструмент высочайшего класса, купленный недавно филармонией. Известно, что он изготовлен в XVIII веке. «Это, наверное, Гварнери или Амати», – стремилась показать свои познания женщина, сидевшая позади автора этих строк. На самом же деле инструмент изготовлен менее известным мастером, но обладает, по словам профессионалов, великолепнейшим звучанием.

Ещё одним произведением, с которым познакомились иркутяне, стала двухчастная симфония № 89 Мераба Гагнидзе. Это модернистское сочинение вызвало у присутствующих различную реакцию. Но что безусловно поразило всех без исключения ещё при знакомстве с афишей концерта, так это номер симфонии. Однако оказалось, что эта симфония в творчестве композитора отнюдь не последняя: в настоящий момент их написано уже 90 (и ещё он является автором 12 опер).

Вот что рассказывает о своих впечатлениях от этих двух произведений, столь разных по жанру и эмоциональному настрою, художественный руководитель Иркутской филармонии, музыковед Марина Токарская: «Музыка Сергея Жукова многим понравилась прежде всего тем, насколько она светлая. Куда более загадочна симфония Мераба Гагнидзе. Композитор даёт волю воспринимать своё сочинение, как нам угодно».

И всё же едва ли кто-то из присутствующих на концерте сможет поспорить с тем, что этим вечером в центре внимания оказался известный композитор, народный артист России Ширвани Чалаев. Уроженец Дагестана стал настоящим певцом своей малой Родины, хотя уже давно обосновался в Москве. Этим композитором написано большое количество симфонических, хоровых и камерных сочинений, 11 опер, музыка к ряду отечественных кинофильмов. Кстати, именно он является автором гимна Дагестана, им собрано немалое количество песен народностей, населяющих этот край. 

Иркутская публика познакомилась с необычайно ярким сочинением Ширвани Чалаева – концертом для кларнета с оркестром, в основу которого положены родные для композитора дагестанские мотивы. Вот что отмечает Марина Токарская: «Это очень яркое произведение. Своеобразие музыки, конечно, заключено в её национальном колорите. Как мне кажется, это настоящее размышление о судьбах народов. Здесь есть и любование красотой природы, и отражение картин народного праздника, которые рисуются, например, через появление ритма лезгинки. Мы узнали лишь небольшую часть творчества Чалаева. Но надеюсь, получится и в дальнейшем приглашать его к нам».

В качестве солиста выступил концертмейстер группы кларнетов, лауреат международных конкурсов Дмитрий Кашкаров. Он уже не в первый раз успешно выступает перед местной публикой. Разумеется, в сильном впечатлении, которое оставило исполнение музыки Чалаева, немалая заслуга солиста. Хотя главное – это, конечно же, само сочинение. 

Чалаевская музыка, то задумчивая, то зажигательная, просто не могла оставить аудиторию равнодушной. Концерт для кларнета имел большой успех у иркутской публики, в чём можно было убедиться по отзывам слушателей. В финале концерта композитор, выйдя на сцену, спел лакскую песню, посвящая её Илмару Лапиньшу. После чего сказал: «Между прочим, этому молодому человеку завтра исполняется 80 лет». Оркестр сыграл туш в честь композитора, а зрители наградили его бурными аплодисментами.

Хочется заметить, что на многих сайтах указано, что Ширвани Чалаев родился 16 ноября 1936 года. Автор данной статьи поинтересовался у композитора, какую дату его появления на свет следует считать верной. Ширвани Рамазанович рассказал, откуда идёт такое расхождение в датах. Он объяснил, что семья его родителей подверглась раскулачиванию, и никаких документов относительно его появления на свет не осталось. Поэтому, оформляя документы, попросту записали неверную дату рождения. И лишь много лет спустя удалось найти метрики, где сообщается, что родился композитор именно 1 ноября 1935 года.

В свои 80 лет Ширвани Чалаев не теряет времени даром. Встретив рассвет юбилейного дня в Иркутске, он поспешил на самолёт. Рабочий график очень плотный. Сейчас композитор в Нижнем Новгороде, где состоится премьера его оперы «Казаки», в основе которой лежит сюжет известнейшего произведения Льва Толстого. У Чалаева большие творческие планы. В частности, есть идея провести авторский концерт в Иркутске. Вот что говорит по этому поводу сам Ширвани Рамазанович: «Я очень рад, что моя музыка нашла столь тёплый отклик у иркутян. Приятно было познакомиться с Илмаром Лапиньшем. Давно о нём слышал, но не был лично знаком. Это человек большого таланта. Он, оказывается, прекрасно знал мою покойную супругу, оперную певицу Нину Григоренко, которая пела в Ленинграде, в МАЛЕГОТе такие роли, как Кармен, Азучена, Любаша… Если получится, с удовольствием вновь побываю в Иркутске. Возможно, удастся исполнить с  вашим оркестром один из моих виолончельных концертов. Знаю, что в Иркутске такие возможности есть. Мы с Илмаром обсудили идею дальнейшего сотрудничества. Надеюсь, воплотим её».

Концерт, прошедший в Иркутске, безусловно был интересен всем любителям современной симфонической музыки. Планируется, что «Московская осень на Ангаре» будет проводиться и в последующие годы. 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector