издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Заселяли Санкт-Петербург иркутянами»

Коллекцию работ в жанре ломографии представили в рамках проекта «Культурная столица»

Хитро прищурившийся Ленин на фоне знака «Выход», футболка со слегка перефразированной цитатой из песни Тома Йорка с полем на заднем плане, наложенная на Иркутскую ГЭС линия электропередачи. Такова лишь малая часть выраженных в снимках образов, которые можно увидеть на выставке «Ломопортация. Новая магистраль», действующей в галерее Виктора Бронштейна в рамках фестиваля «Культурная столица» при поддержке Группы «ЕвроСибЭнерго». Большинство объединены идеей дружбы двух городов – Иркутска и Санкт-Петербурга, – оформленной в лучших традициях той разновидности фотографического искусства, мастера которой стремятся запечатлеть моменты скоротечной жизни во всех её проявлениях.

Хитро прищурившийся Ленин на фоне знака «Выход», футболка со слегка перефразированной цитатой из песни Тома Йорка с полем на заднем плане, наложенная на Иркутскую ГЭС линия электропередачи. Такова лишь малая часть выраженных в снимках образов, которые можно увидеть на выставке «Ломопортация. Новая магистраль», действующей в галерее Виктора Бронштейна в рамках фестиваля «Культурная столица» при поддержке Группы «ЕвроСибЭнерго». Большинство объединены идеей дружбы двух городов – Иркутска и Санкт-Петербурга, – оформленной в лучших традициях той разновидности фотографического искусства, мастера которой стремятся запечатлеть моменты скоротечной жизни во всех её проявлениях. 

«Просто и быстро», – не только очевидный рекламный лозунг, но и выражение, как нельзя лучше определяющее суть ломографии. «Просто» – это про фотоаппарат «ЛОМО Компакт-Автомат», который начали производить на Ленинградском оптико-механическом объединении в 1983 году. Он, пожалуй, стал первой советской «мыльницей» в традиционном понимании этого слова: пластмассовый корпус, встроенный светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием, видоискатель без какого-либо зеркала, автоматический затвор-диафрагма. Плёнка – стандарт­ная, 35 миллиметров. Качество снимков, если смотреть с академической точки зрения, невысоко – искажения, виньетки, затемняющие края кадра, размытие, «зерно». Но ломографы превратили эти недостатки если не в достоинство, то в особый художественный приём. 

«Быстро» – другая неотъемлемая часть того направления фотографического искусства, в основе которого лежит оригинальная расшифровка аббревиатуры ЛОМО, придуманная кем-то из австрийцев: LOve and MOtion, «Любовь и движение». Съёмка на ходу или с бедра стала одним из ключевых приёмов ломографии. Но не обязательным к исполнению – сама суть этого направления в фотографии отрицает любые догмы, если только они не становятся руководством к действию. Главное – запечатлеть момент, сконцентрировав в нём все проявления проходящей жизни. Этому способствует ещё одна особенность камер, схожих с «ЛОМО Компакт-Автоматом»: с перемоткой плёнки сблокирован взвод затвора, что позволяет делать несколько кадров на один и тот же снимок. Так получаются, к примеру, портреты, совмещённые с пейзажем. 

Большинство снимков, представленных на «Ломопортации», из этого разряда. Например, портрет иркутянки на фоне одноэтажного здания на улице Карла Маркса, сквозь который проглядывает кусочек карты с информационного стенда для туристов в Санкт-Петербурге, установленного возле выхода со станции метро «Горьковская» вблизи Петропавловской крепости. Встречаются и наложенные друг на друга пейзажи: фото Иркутской ГЭС, совмещённое со снимком некоей линии электропередачи. «У нас было десять плёнок, пять фотографов в Иркутске и семь в Санкт-Петербурге, – рассказала  Алина Новикова, один из кураторов проекта. – В северной столице сфотографировали архитектуру, непроявленную плёнку переслали нам, а мы заселяли Санкт-Петербург иркутянами». Съёмки производились в апреле-мае 2014 года, использовались разные камеры, в силу чего пришлось затратить немало времени и труда. Любопытно, что фотографы-иркутяне лишь примерно догадывались, что изображено на присланных из северной столицы кадрах, так что делали снимки, которые требовалось на них наложить, по большей части наугад. Теория вероятности сработала безотказно: из 360 кадров получились 15 высокохудожественных фотографий. Кстати, для того чтобы их проявить, отснятую в Иркутске плёнку пришлось снова отправить в Санкт-Петербург. 

Чтобы собрать коллекцию для экспозиции, к ним добавили архивные снимки ломографов из Москвы и Питера. Выставка впервые была представлена на фестивале искусств «Культурная столица» в Иркутске в июне 2014 года. Идея оказалась удачной: в октябре прошлого года работы выставили в галерее на улице Моховой в Санкт-Петербурге, а год и один месяц спустя вновь привезли в центр Приангарья. Выставка «Ломопортация. Новая магистраль» работает в галерее Виктора Бронштейна, что на улице Октябрьской Революции, до 

13 декабря. Впрочем, это не означает, что союз «Культурной столицы» и ломографов из разных городов распадётся. «У нас выстраиваются интересные планы по развитию этого направления в Иркутске, – сообщил один из организаторов и вдохновителей фестиваля, руководитель фестивального центра «Байкал Тотем» Анатолий Борозненко. – У нас есть мысли по другим проектам, которые, надеюсь, мы представим уже в  июне следующего года. Думаю, они будут ещё более интересными». Кураторы «Культурной столицы» готовят ещё несколько сюрпризов на 2016 год. Один из них – презентация Байкальского культурного форума, которая состоится в дни проведения фестиваля. 

[dme:igall/]

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер