издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рубль пишем, юань – в уме

  • Автор: Татьяна Постникова, Мария Панарина

Уже полтора года курс юаня к рублю бьёт исторические рекорды. В январе 2016 года за один юань давали почти 12 рублей, сейчас – чуть меньше 10. Поэтому если раньше тратить деньги в Китае было выгодно русским, то теперь всё стало ровно наоборот. За короткий срок китайцы стали туристами номер один в мире, а в Иркутске – самыми массовыми покупателями из зарубежных гостей. Как выглядит шопинг по-китайски и что предпочитают покупать в России гости из Поднебесной, выяснял «Конкурент».

Водка, шоколад, икра 

Обменный пункт в банке на одной из центральных улиц города пустует. На табло валют – только курсы доллара и евро. Китайского юаня не видно, китайцев – тоже. В это же время в магазине косметики напротив пожилая китаянка выбирает между двумя флаконами французских духов. Недолго подумав, кладёт в корзину оба: первый – 11 тыс. рублей, второй – 9,5 тыс., и идёт на кассу расплачиваться. «Китайцы любят покупать в России духи, часто – в подарок. Аромат им не важен, важен бренд. Самый любимый – Dior. Это дорого и престижно», – объясняет менеджер магазина Анастасия.

Китайских туристов в центре Иркутска сегодня можно встретить практически в любом магазине – от продуктовых супермаркетов до ювелирных салонов. Если два-три года назад на шопинг в Китай ездили русские, то сейчас китайцы берут реванш и скупают всё самое притягательное для них в нашей стране. Впрочем, свои фавориты у них тоже есть. Гид-переводчик Сергей Данилов, уже пять лет работающий с туристами из соседней страны, рассказывает, что китайцы в России чаще всего покупают три товара – шоколад, икру и водку.

С алкоголем отдельная история. По словам сотрудников виномаркетов, сейчас есть все категории туристов: от бизнесменов, скупающих дорогие виски и коньяк, до простых приезжих, берущих водку «Байкал» как сувенир. Консультант по вину Анастасия Атаманчук говорит, что за последние два года ситуация изменилась кардинально. «Когда курс юаня вырос, китайцев стало заходить очень много», – рассказывает она.

Ещё для китайских туристов очень важны улица Карла Маркса и 130-й квартал. По словам Сергея Данилова, они «раскручены» в Китае как места шопинга. «Многие туристы, приезжая в Иркутск, уже знают, что пойдут по Карла Маркса гулять и за покупками. В 130-й квартал привозят группы, так как там удобно проводить свободное время и закупаться в торговом центре», – рассказывает собеседник «Конкурента».

Интересно, что в Иркутске китайцы практически не меняют юани, а приезжают сюда уже с рублями.  Кто-то объясняет это не самым выгодным обменным курсом в нашей стране, кто-то – нежеланием стоять в очередях в банках. 

– У нас обмен валюты по-прежнему осуществляется в одном окне, – говорит Сергей Данилов. – Это признак того, что банки не реагируют на рост потока туристов. Китайцы, читая такую информацию на сайтах и форумах, заранее обменивают все деньги в КНР. Либо расплачиваются пластиковыми картами. Правда, если у нас распространены в основном Visa и MasterCard, то в Китае пользуются платёжной системой UnionPay. Поэтому было бы разумно внедрить её и в России в местах с потенциальной возможностью оказания услуг китайцам.

А вот мест, где китайцы могут расплачиваться юанями, в Иркутске нет. Зато, как говорят сотрудники турфирм, в случае чего у гидов всегда есть рубли, на которые они меняют китайцам юани, если возникает такая необходимость. Правда, умалчивают, по какому курсу.

Сначала торг, потом обед

Вообще тратят деньги в России китайцы по-разному, но чаще с умом и азартным торгом. К примеру, отдельной слабостью у них являются полудрагоценные камни. Как рассказали «Конкуренту» в магазине «Сибирские самоцветы», особым спросом у жителей КНР пользуется зелёный нефрит хорошего качества, а также белый. 

– Они очень тщательно выбирают камни, смотрят на их происхождение, – объясняет менеджер магазина Елена Старкова. – В основном их интересует нефрит с седьмой жилы Оспинского месторождения (расположено в Республике Бурятия. – «Конкурент»). Сейчас оно закрыто, этого нефрита осталось мало, поэтому он очень дорогой. И, конечно, ценится белый нефрит. 

Торговаться китайцы не стесняются. За браслет стоимостью 400 тыс. рублей они сразу просят скидку 50%. «Настолько цены мы не снижаем, но скидку делаем всё равно – в пределах 20%, без неё они просто не будут ничего покупать», – рассказывает Елена. 

Второй слабостью после шопинга у китайцев является русская кухня. Картошечка, грибочки, рассольник и омуль с драниками – излюбленные позиции в меню у жителей Поднебесной. Ещё спросом пользуется классическая европейская и японская кухня. Именно поэтому китайских туристов можно увидеть практически в любом относительно большом и хорошем кафе или ресторане в центре города. В некоторых заведениях клиенты из КНР составляют около 40% гостей. 

«Причём небольшая компания китайцев спокойно может пообедать на 10–15 тысяч рублей. Им интересно пробовать кухни других стран», – рассказывает официант ресторана «London pub» Александра Малых. Гости из Китая, которые живут в гостинице «Ангара», часто у них бывают, поэтому в ресторане есть меню на китайском языке. «Но чаще всего китайцы говорят на английском, и мы обходимся без него», – объясняет Александра. 

Повлиял китайский турпоток и на режим работы отдельных заведений общепита. К примеру, некоторые рестораны при гостиницах, официально работающие с полудня, уже в семь утра открываются, чтобы подать завтрак группам туристов. «При этом видно, что по родной кухне китайцы всё равно скучают: мы накрываем шведский стол, а они приносят с собой в вакуумных пакетах национальную еду», – рассказывает Александра Малых.

Гостиничные сети тоже постепенно переориентируются на азиатский турпоток. Любопытно, что, например, сайт отеля «Мариотт» в Иркутске доступен на четырёх языках – русском, английском, а также китайском и корейском, тогда как аналогичный отель в Казани работает только на двух первых языках. 

Вместе с китайцами в город постепенно проникает и их культура. Причём в самых экзотичных проявлениях. «Новая тема: китаянка в восемь утра делает цигун (традиционная китайская гимнастика. – «Конкурент») в сквере напротив гостиницы», – делится удивлением житель города Александр. И уточняет, что дважды в день проходит мимо гостиницы «Ангара». «Когда идёшь под козырьком над входом, полное ощущение, что ты в Китае», – резюмирует он.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector