издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Осколками был разрушен «планетарий»

Знаменитые иркутские чудо-часы попали под обстрел в 1917 году

Об этом необычном экспонате областного краеведческого музея «Иркутский репортер» рассказывал четыре года назад. Великолепные «чудо-часы», представляющие собой «живой» железнодорожный вокзал, с планетарием и циферблатами, показывавшими время в нескольких столицах мира… Казалось бы, к описанию экспоната добавить абсолютно нечего. Но это как раз тот случай, когда архивы старой периодики могут кое-что изменить в истории артефакта. Сейчас считается, что имя автора, мастера И.М. Гольдфадена, удалось установить при реставрации в 1999 году. Однако поиски в архивах иркутской периодики позволили установить, что имя изобретателя часов было известно задолго до реставрации 1999 года. Мы нашли репортаж о чудо-часах в иркутских дореволюционных газетах, и там фигурировало имя Гольдфадена. Звучало оно и после революции - в газете 1948 года.

В парке Парижской коммуны

История, которую рассказывают всем, кто пришёл полюбоваться на чудо-часы в Иркутский областной краеведческий музей,  гласит, что долгое время изобретателем часов считался подполковник Александр Иванович Кулябко. Ссылка шла на слова его супруги, Виктории Теофильевны Кулябко, которая в 1911 году передала часы музею ВСОИРГО. Ещё в 1979 году краевед Иван Козлов, автор книги «Колокола не умолкают», придерживался именной этой версии, когда писал: «…жил в Иркутске человек, который работал над чудо-часами… И вот в свободное от службы время полковник Кулябко, сменив мундир на фартук мастерового, вычерчивал на бумаге зубчатые колёса…». В 1988 году С. Ивановский в газетной статье «Про чудо-часы» тоже повторял версию, что механизм – изобретение иркутского подполковника. Однако при реставрации экспоната в 1999 году на механизме была найдена надпись, что авторство часов принадлежит другому человеку, фамилия которого Гольдфаден. Варшавский часовой мастер, изобретатель И.М. Гольдфаден известен. Мастер возил по России чудо-часы, демонстрируя в разных городах. Причём оставшиеся в газетах заметки позволяют предположить, что было несколько модификаций часов: часы-вокзал, часы-пристань… 

Однако поиски в базе данных «Хроники Приангарья» показали, что в Иркутске имя автора знали задолго до реставрации 1999 года. Когда четыре года назад «Иркутский репортёр» готовил статью о чудо-часах, то в ИОКМ сообщили одну интересную подробность бытования часов в советское время. В 50-е годы часы, по сохранившимся воспоминаниям, выставлялись в парке Парижской коммуны. И именно там, будучи без охраны, подверглись многочисленным нападкам любопытных граждан, которые повредили экспонат. Считалось, что в это время был утрачен часовой механизм, отломаны фигурки, украдены вагоны… В таком виде экспонат и простоял в фондах до того момента, пока краеведческий музей в 1990-е годы не заказал ОАО «Иркутский промстройпроект» реставрацию часов. С лета 1999 года главный инженер предприятия О.А.Токарь, мастера Валерий Малюшенко и Юрий Воронов провели частичную реставрацию часов. 

Итак, когда-то, более полувека назад, часами могли любоваться гуляющие по парку Парижской коммуны. Не может быть, чтобы иркутские газеты прошли мимо появления чудо-часов в парке. Четыре года назад, открывая всё новые и новые страницы «Восточки» 1950–1959 годов, я тщетно пыталась отыскать хотя бы одно упоминание о чудо-часах. Но о них не было ни строчки. И вот в 2016 году мне удалось, наконец, найти ту самую заметку. И сразу стало понятно, почему поиски с 1950 по 1959 год были тщетными. Я слишком буквально поняла фразу музейных работников «выставлялись в 1950-е годы» и сузила свой поиск до 1950–1959 годов. На самом деле надо было брать диапазон на 2-3 года шире. Заметка от чудо-часах была датирована 1948 годом. Действительно, как оказалось, часы были выставлены в парке Парижской коммуны, по крайней мере поздней весной и летом 1948 года. Это был один из экспонатов выставки «Редкости музея». Оказалось, что в 1948 году музейным работникам был хорошо известен автор часов. В заметке говорилось, что «интересный часовой механизм» был сконструирован «мастером-самоучкой» И.М. Гольдфаденом в конце XIX века. Видимо, за время пребывания часов в фондах музея эта сопроводительная информация к экспонату была утеряна, и уже в наше время сотрудники ИОКМ восстановили авторство с помощью реставраторов. 

«Механизм замысловато придуманных талантливым изобретателем часов помещается в центре бронзового здания вокзала, увенчанного аркой, – рассказывалось в газетной статье. – Каждые 15 минут часы «проделывают все события», происходящие на вокзале во время прихода поезда: раздаются сигналы, из тоннеля выходит пассажирский поезд, снуют пассажиры и носильщики, смазчики осматривают состав…». «За большую сумму эти часы, имевшие успех на русских и заграничных выставках, были откуплены иркутским купцом», – значится в заметке. Имя купца не называется. «Когда отдельные части механизма стали выходить из строя, купец, натешившись вдосталь «игрушкой», по ненадобности сдал их в музей». Эта часть заметки, как сейчас уже известно, правду отражает только частично. Купил ли часы подполковник Кулябко у Гольдфадена или перекупил у какого-то иркутского купца? Мы не знаем. Но знаем, что сдала в музей их вдова Кулябко. 

Таким образом, в 1948 году уже было известно о Гольдфадене.  Но это означало, что о нём знали и раньше. Когда часы впервые появились в Иркутске? Летопись Юрия Колмакова свидетельствует – некие «чудо-часы» были привезены в наш город весной 1902 года. Но встаёт вопрос: те ли это часы, ведь между 1902 и 1911 годами, когда Виктория Кулябко сделала подарок музею, прошло 9 лет. Может, в 1902 году в Иркутск привозили совсем другие часы? Нужно было найти их подробное описание. И тут помогла томская газета.      

«Остроумное изобретение, но только не «чудо»

Впервые о появлении чудо-часов в Иркутске было объявлено 4 апреля 1902 года

В самом конце 1901 года газета «Сибирская жизнь» рассказала о появлении в городе Томске неких чудо-часов. «Чудо-часы действительно редкое в своём роде произведение…» – писали томские журналисты. И, к счастью, дали их подробное описание. Из него и становится ясно, что речь идёт, похоже, об иркутских часах. Те, что демонстрировались в Томске, имели «планетарий, наглядно показывающий движение Солнечной системы, приход поезда со следующей за ним обычной суетой на вокзале…». «Внешний вид этих замечательных часов отличается даже некоторой художественностью отделки», – отзывалась газета. В Томске, судя по заметкам в газете, г. Гольдфаден намеревался пробыть около месяца. Но доехал ли он до Иркутска?  

Афиша, появившаяся в «Восточном обозрении» 4 апреля 1902 года, гласила, что Гольдфаден направил в Иркутск «телеграмму»: «Знаменитое русское изобретение. В самом непродолжительном времени, проездом через здешний город, в первый  раз будет показываться единственная редкость в мире «Чудо-часы». Часы имеют два отделения: научное и автоматическое… Часы были показываемы в столицах России и за границей. Часы имеют вес 640 фунтов». Весьма вероятно, в Иркутск ехали те самые часы-вокзал с планетарием, что два месяца назад демонстрировались в Томске.  Как свидетельствует летопись Юрия  Колмакова, с 15 апреля выставка открылась «в доме Кравца» по Большой улице (вход с 4-й Солдатской). Это дом на углу Карла Маркса и Грязнова, где помещался «Электро-иллюзион-театр» Дон-Отелло, а также кафе, магазины и прочее. 

«Следует отметить, что ни в исторической справке, составленной главным хранителем фондов Л. Аскаровой, ни в книге И. Козлова «Колокола не умолкают» (Иркутск, 1980), ни в «Летописи города Иркутска за 1902–1924 гг.» Н.С. Романова (Иркутск, 1994) не упоминается о первой демонстрации чудо-часов в Иркутске», – отметил в примечаниях к летописной записи об уникальном экспонате Юрий Колмаков. 

Но нам удалось обнаружить репортаж о чудо-часах в иркутской газете. В нашем городе газетчики встретили их чуть прохладнее, чем в Томске. «Это действительно замечательное и, если хотите, остроумное изобретение, но только не «чудо», как помпезно называет их в своей рекламе г. Гольдфаден, автор-создатель чудо-часов, – писали иркутские газеты. – Самое интересное в часах – это планетарий, показывающий движение планет. Жаль, что г. Гольдфаден так мало уделяет публике минут на объяснение этого отделения часов, да и самый сеанс выставки продолжается maximum полчаса, так что публика выходит с выставки разочарованной. Нечего и говорить, что в такой короткий промежуток времени трудно разобраться, что такое представляют из себя чудо-часы». В иркутской программе господина Гольдфадена было и второе отделение, показываемое публике «в виде премии». Представление, как писали иркутские журналисты, заключалось в изображении «в игрушечном виде прихода поезда большой дороги». «Выходит и остроумно, и, пожалуй, в некоторой степени интересно, – писал журналист. – Особенно нам понравился жандарм, козыряющий при встрече с офицером – очень естественно и живо это выходит!» Жандарм этот понравился не только иркутской публике, но и томской. Томские журналисты тоже выделили именно эту фигурку из всей «игрушечной суеты» на маленьком вокзале. «Кажется, на равнодушие публики к чудо-часам
г. Гольдфаден пожаловаться не может. По крайней мере, когда мы были, маленькая приёмная, где  продаются билеты, была полным полна публикой. И всё-таки входная плата в 30 к. назначена очень высокая», – писали иркутские газетчики. Надо заметить, что организаторы выставки этому вняли и буквально через пять дней после появления газетной заметки плата была опущена до 20 копеек. 

Когда господин Гольдфаден продал часы какому-то иркутянину? Это пока неизвестно. Известно, что первоначально он хотел завершить демонстрацию в Иркутске 10 мая 1902 года, и в газетах даже были соответствующие объявления. Однако после 10 мая выставка была продлена. И в июне часы демонстрировались в Интендантском саду: «Выставка «Чудо-часы» в Интендантском саду со 2 июня открыта ежедневно с 6 часов вечера. Цена за вход, с включением благотворительного сбора, 20 коп. Дети и учащиеся платят половину». Значит, парк Парижской коммуны в истории часов был не первой «площадкой на открытом воздухе». Вероятно, Гольдфаден продал часы некому «иркутскому купцу»  в 1902 году. Об этом косвенно говорит тот факт, что в 1903-м в «Иркутской жизни» появился маленький фельетон под названием «Картинки жизни»,  в котором рассказывалось, что «на главной улице, у часового магазина» публика толпится, стремясь видеть выставленные в витрине чудо-часы. Если это были те самые часы, то в 1903 году они, вероятно, принадлежали уже не Гольдфадену, поскольку выставка в провинциальном городе в присутствии автора не могла продлиться столь долго. 

Интересен ещё один эпизод этой истории. В 1909 год «Иркутские губернские ведомости» напечатали объявление о том, что городская управа разыскивает место проживания списка лиц, в числе которых была супруга подполковника Виктория Феофиловна Кулябко. В скобках стояло: «бывшая Гальденфунден». Поскольку Виктория Теофильевна названа Феофиловной, очевидно, и в фамилии этой дамы могли быть допущены ошибки. Фамилия же очень близка по построению и фонетике к «Гольдфаден». Заметим, что знаменитый еврейский драматург Абрам Гольдфаден писался и как «Гольденфоден». Очевидно, устойчивого транскрибирования этой фамилии в применении к русскому языку тогда ещё не было. Так или иначе, но изобретение мастера Гольдфадена оказалось в семье, где супруга носила девичью фамилию Гольденфунден. 

«Русское изобретение» в газете

Мастера-реставраторы вместе с чудо-часами в 1948 году

Обращение к трудам и отчётам ВСОИРГО, хранящимся в базе научной библиотеки ИГУ, позволило уточнить, когда же впервые ремонтировались чудо-часы. Виктория Теофильевна Кулябко, как свидетельствуют документы ВСОИРГО, передала в музей часы, которые требовали отладки и чистки. «Заслушано письмо В.Т. Кулябко… с уведомлением, что она дарит музею свои часы-чудо, – значится в протоколе заседания от 9 февраля 1911 года. – Постановлено: сделать представление в И.Р.Г о-во о высылке г-же Кулябко диплома на звание члена соревнователя и г-жу Кулябко о том уведомить…. По вопросу о сборе и установке часы-чудо постановлено поручить это дело часовщику Таубер». Часовщик работу исполнил. «По возбуждённому Р.С. Пророковым вознаграждении г-на Таубер за чистку часов-чудо – постановлено уплатить последнему 15 руб.», – значится в протоколе заседания ВСОИРГО за 23 ноября 1911 года. Работу господина Таубера с чудо-часами можно считать первым в их иркутской истории ремонтом. 

Как удалось выяснить, серьёзная реставрация часов последовала в 1947 году. Это стало известно благодаря заметке в «Восточке» от 1948 года. Вспомним, что, по сохранившимся воспоминаниям, часы получили основные утраты после Великой Отечественной, во время демонстраций в парке Парижской коммуны. Оказалось, эти повреждения «чудесного механизма» не первые. Во время революционных боёв 1917 года в Иркутске часы попали под обстрел. Они пострадали в те же дни боёв юнкеров с красноармейцами, когда подвергся разрушению телескоп Цейса на башне краеведческого музея. «Осколками был разрушен «планетарий», повреждена часть шестерён в главном механизме, – сказано в заметке. – В таком полуразрушенном состоянии они лежали в течение трёх десятков лет». Декабрьским боям 1917 года исполнилось 30 лет в 1947-м. Это означает, что впервые часы полноценно были отреставрированы именно в 1947-м. Над реставрацией трудились механики А.И. Молоков и Е.И. Гришков.

Вторая попытка реставрации, если  верить газетной заметке 1988 года С. Ивановского «Про чудо-часы», была предпринята в конце 1980-х учеником ангарского коллекционера часов Павла Курдюкова, Игорем Рябковым. Была ли она осуществлена, неизвестно. О третьей реставрации в 90-е годы мы знаем более-менее подробно. 

Заметка в «ВСП» 1948 года ещё и позволила увидеть, какими были часы, когда их готовили к выставке в парке Парижской коммуны. В газете есть фотография часов с реставраторами. Конечно, она газетного качества, но можно разглядеть некоторые детали. К примеру, что у современного экспоната есть «планетарий», а также имитация движения планет, а у часов, что на фотографии, такого устройства не видно (возможно, на фото попал не весь механизм, а может быть, он не был восстановлен после разрушения в 1917-м). У современных часов нет боковых флажков с надписями «Русское изобретение» на панели с часами, отображающими разное мировое время, будочки смотрителей расставлены по-другому… Так или иначе, но история чудо-часов ещё требует подробного изучения. 

В работе была использована поисковая база проекта «Хроники Приангарья» Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры