издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Остаться на земле

Незаконно построенные дома под Иркутском обещают узаконить

В конце июня нынешнего года Иркутский районный суд закончил рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего директора Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства Валерия Мальцева, его заместителя Андрея Мальцева и главного бухгалтера Ирины Степановой. В отношении Валерия Мальцева дело было прекращено в связи со смертью обвиняемого. Производство по делу Андрея Мальцева и Ирины Степановой тоже прекращено, но уже в связи с истечением сроков уголовного преследования. Их обвиняли в незаконном выделении земли под строительство жилых домов. Но земельная история на прекращении уголовного дела не заканчивается.

Сергей Попов купил земельный участок под Пивоварихой в 2009 году. Покупал по рыночной цене, не слишком дорого, но и не дёшево. Знакомый юрист сразу засомневался в чистоте сделки. Ему не понравилось, что участок не имеет кадастрового номера, расположен на землях сельхозназначения, был ещё целый ряд нюансов. 

– Я озвучил свои сомнения продавцу – директору института Валерию Мальцеву, и он заверил меня, что оформляет перевод земель под жилую застройку, просто делается это не так быстро, – говорит Сергей Попов. – Наверное, мне  просто хотелось поверить, вот я и поверил. 

В итоге Сергей купил участок, построил на нём дом для своей семьи. И оказался окружён соседями. На сельхозземлях, находящихся в пользовании НИИ сельского хозяйства, вырос целый посёлок примерно из 300 домов. Только узаконить свои строения хозяева не могут до сих пор. Оказалось, что 45 га земли около Пивоварихи было продано людям незаконно. Точно так же, как незаконно были проданы ещё 200 га земли по Байкальскому тракту. 

Бывший директор института сельского хозяйства Валерий Мальцев и его сын Андрей, который числился заместителем директора, воспользовались служебным положением и с 2005 по 2009 год активно заключали  незаконные договоры с юридическими и физическими лицами по отчуждению федеральных сельскохозяйственных земель. Между тем земли принадлежали и до сих пор принадлежат Российской Федерации. Если точнее, когда-то они относились к Российской академии наук, а сейчас входят в ведомство ФАНО. Институту угодья переданы в бессрочное пользование. 

В результате махинаций Мальцевых пострадал 281 человек. Ущерб, нанесённый государству, институту, Россельхозакадемии, оценивается более чем в 100 миллионов рублей. Следствие полагало, что организатором афёры стал Андрей Мальцев, который с 2007 по 2012 год был депутатом Думы Ушаковского муниципального образования. В итоге ему предъявлялось обвинение по 33 эпизодам, его отцу Валерию Мальцеву – по 20, бухгалтеру Ирине Степановой – по 17. В зависимости от роли каждого фигуранты дела обвинялись в превышении должностных полномочий, мошенничестве, присвоении или растрате денежных средств, а также легализации денег. Объём уголовного дела составил 183 тома. В 2013 году, после утверждения прокуратурой обвинительного заключения, уголовное дело было направлено в Иркутский районный суд для рассмотрения по существу.

Иркутский районный суд рассматривал дело долго из-за болезни Валерия Мальцева. Процесс закончился  только в июне 2016 года. К этому времени Валерий Мальцев умер. Производство по делу Андрея Мальцева и Ирины Степановой тоже было прекращено в связи с истечением сроков уголовного преследования. 

Сегодня людей больше всего волнует, что же будет с земельными участками, на которых уже построены дома. Пока их нельзя оформить в собственность и получить, например, прописку. Дело осложняется тем, что с  2014 года решение всех вопросов по передаче и отчуждению земель, подведомственных ФАНО, приостановлено до января 2017-го. И это как минимум, потому что каждый год действие моратория продляется. Цель его понятна – сохранить целостность имущества организаций, подведомственных ФАНО России. Однако за это время уже накопилось множество вопросов, требующих немедленного разрешения. 

– На сегодняшний день в рамках генерального плана мы включили этот земельный участок в черту населённого пункта, – говорит глава Ушаковского муниципального образования Александр Кузнецов. – Это даёт основание после завершения моратория ставить вопрос о передаче земельных участков из государственной собственности в муниципальную. Решение должно быть принято на уровне правительства Российской Федерации. 

После того как земля будет передана муниципалитету, последний может принять решение о её переводе под индивидуальное жилищное строительство или под дачное некоммерческое строительство. Это решение принимается на уровне схода жителей. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Конечно, лучше жить в границах муниципального поселения, ведь муниципалитет несёт ответственность за дороги, освещение, водопроводные и электрические сети. Жители ДНТ решают все эти вопросы самостоятельно. Но не всё так просто. 

Если земля будет передана под индивидуальную застройку, даже те люди, которые сейчас на ней живут, смогут претендовать на неё только через открытый аукцион. Поскольку аукцион открытый, заявить свои права на участие в нём может кто угодно. Таким образом, никто не даст гарантий, что участок достанется тому, кто когда-то купил его у махинаторов. 

Наверное, разумнее выбрать второй путь и перейти в статус ДНТ. Это даёт право приватизировать имущество. После этого никто не запрещает провести ещё один сход и на основании его решения включить участки в границы населённого пункта. 

– Процедура нас ожидает достаточно сложная и длительная, – говорит Александр Кузнецов. – Но критическая точка уже была пройдена в тот момент, когда был принят генеральный план Ушаковского муниципального образования. Согласно плану, земельный участок входит в черту населённого пункта, и это уже даёт жителям гарантии того, что после отмены моратория их вопрос будет решаться. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры