издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новоселье по-сиротски

В чистом поле под Еланцами построили непригодные для проживания дома

Пустыми коробками стоят две улицы домов в посёлке Петрово Ольхонского района. Два с половиной года назад здесь отмечали пышное новоселье – с телекамерами, хлебом-солью, песнями и танцами. В торжественной обстановке ключи от собственных квартир получили 26 сирот. Праздник закончился, и счастливые новосёлы разъехались по съёмным квартирам. Дома остались незаселёнными. Только в трёх квартирах из 26 сегодня живут люди. Почему владельцы нового жилья не хотят оставаться в своих квартирах, разбирались наши корреспонденты.

Если найти в Интернете новости начала 2014 года, можно легко представить, как всё происходило. Новосёлы, улыбаясь в камеры, позировали с ключами, показывали гостям свои новые квартиры. «Виновников торжества, многие из которых приехали с родственниками, встречали хлебом-солью. Ансамбль «Исток» Еланцынского Дома культуры исполнил русскую народную песню «Ах вы, сени, мои сени», – сообщала о празднике пресс-служба областного правительства. 

Новых жителей деревни Петрово поздравляли руководители поселения и Ольхонского района. Все благодарили строителей и строили планы, как преобразится деревня в ближайшие годы. «Подрядчиком – ООО «Труд-Байкал» в кратчайшие сроки, за два с половиной месяца, было построено 13 двухквартирных блочных домов из газобетона, оснастив их водяным отоплением и комбинированными котлами, которые могут работать и на электричестве, и на твердом топливе. Возле каждого дома – участок под приусадебное хозяйство (орфография и пунктуация документа сохранены. – Ред.)» – описывают подробности областные чиновники. Никого, кстати, в то время не смутило, что 26 квартир были возведены за такое короткое время, в самые холодные зимние месяцы.

Деревня Петрово насчитывает не более 40 жителей. Здесь нет ни детского сада, ни школы. Нет работы. Нет скважины либо какого-либо источника воды. Нет транспорта, на котором можно доехать до соседних деревень. Разумеется, получая ключи, новосёлы стали задавать вопросы о своей будущей жизни. Сомнения развеял прежний глава Ольхонского района Сергей Копылов. На празднике он заявил о том, что в 2014 году в Петрово начнётся строительство крупного тепличного хозяйства. Работу смогут получить не менее 40 местных жителей. В деревне смонтируют водопровод, территорию благоустроят, будет решён вопрос с вывозом мусора. 

Стихли торжественные речи, умолкли аккорды песен, телекамеры уехали на следующие мероприятия. Сергей Копылов уже не глава муниципалитета. А сироты остались, что называется, при своих интересах. Квартира вроде бы есть, а жить в ней невозможно.

Надежда Калинкина родом из Еланцов. В очереди на жильё стоит с 16 лет. За это время сама стала мамой. Когда предложили квартиру в Петрово, удивилась: почему не в родном селе? «Мне сказали так. В Еланцах нет участков под строительство. Можно, конечно, требовать, но тогда ждать придётся долго, ещё лет 10. Я согласилась на Петрово».  

За эти 2,5 года они с дочкой ночевали в своём доме трижды, находились в квартире, главным образом, «для комиссии». «Приезжали проверяющие, смотрели, живу ли я в квартире. Мебель пришлось сюда привезти – кресла, диван и стол, – показывает она свои «хоромы» в 33 квадратных метра. – А так круглый год квартира на замке. Приезжаю иногда, чтобы проверить отопление. Чтобы дом не разморозить, зимой включаю систему на малые обороты. Электричества накручивает много. В этом году, например, за январь отдала 800 рублей за электроэнергию». 

Надежда работает в Еланцах помощником директора Дома культуры, дочка учится там же в школе. Хоть от Петрова до Еланцов не больше 10 километров, добраться до соседней деревни можно только на попутках, да на школьном автобусе, который собирает детей из деревень. «Автобус может сломаться. В каникулы дети не учатся. Зимой часто бывает холодно, школьников оставляют дома. Остаётся добираться до работы на такси. Моя соседка Суржана, пока жила тут, так и делала – возила детей в детский сад на такси. Проще уж в Еланцах квартиру снимать», – рассуждает Надежда. 

Нынешним летом на одной из встреч с руководителем Центра мониторинга исполнения указов президента Николаем Николаевым женщина попросила главу федеральной организации разобраться в ситуации. И он приехал посмотреть, как в деревне Петрово исполняются указы руководства страны. 

«27 миллионов рублей были потрачены на строительство домов. По сути, деньги были просто выброшены. Кроме государства, об этих людях позаботиться некому. Мне кажется, это откровенный цинизм: давать сиротам такие дома, в которых жить невозможно», – говорит Николай Николаев.

Формально население Петрово водой обеспечено. Раз в неделю по средам либо по заявке в другой день в деревню приезжает водовозка муниципального унитарного предприятия. Стоимость одного кубометра воды – 350 рублей. По обращению Николая Николаева прокуратура района провела проверку. «Поселковая администрация организовала подвоз воды, её стоимость соответствует установленному тарифу. Точно по такой же цене берут воду жители Еланцов. Цена для всего муниципалитета единая», – объясняет исполняющий обязанности прокурора района Евгений Корсунов. 

Жители областного центра, к примеру, платят за один кубометр воды в среднем 10 рублей. А люди, которые живут буквально у колодца планеты, должны отдавать за тот же кубометр воды в 35 (!) раз больше. «Одна 200-литровая бочка воды стоит 70 рублей. Допустим, на питьё и готовку купить можно. Но, кроме этого, нужно помыться и постирать, помыть полы. Если будет огород, полить грядки. Денег не хватит, чтобы купить столько воды! – возмущается Надежда. – Раньше в Петрово был колодец, теперь и его нет. Вода – самая главная проблема. Если бы в деревне была вода, мы с дочкой жили бы в своей квартире». Прокуратура даёт ответ, что законные права граждан не нарушены. На деле выходит совсем не радужная картина.

Подача воды жителям – полномочие поселения. Какие есть варианты решения проблемы, пытаемся узнать у главы Еланцов Сергея Беляева. Он утверждает, что в деревне, примерно в километре от нового микрорайона, есть скважина, и ею можно пользоваться. Проблема в том, что для Надежды и её дочки что восемь километров до воды в Еланцах, что один километр до скважины в Петрово принципиально не различаются. В хозяйственных авоськах воду из ближайшего источника они унести не смогут, привезти некому. 

«Подвести воду из скважины можно. Это вопрос денег. Купить трубы, шланги и, по крайней мере, летом у людей была бы вода, – уверен Сергей Беляев. – Но денег даже на такие элементарные вещи взять негде. Бюджет поселения пуст. У нас по зарплате двухмесячная задолженность. Кредиты нам правительство, кроме как на зарплату и «коммуналку», брать запретило. За все годы работы в таком положении мы ещё не были. Думаю, дальше будет ещё хуже. Четыре года подряд с проектом новой скважины для Петрово мы пытаемся попасть в областную программу «Чистая вода», денег в муниципалитете нет даже на разработку проектно-сметной документации. Наш район входит в Центральную экологическую зону, подготовка документов у нас обходится раза в 3-4 дороже, чем в других территориях. Я мог бы пообещать, что что-то изменится, скважина появится, но делать этого не хочу. Деревню поставили на колени, оставили со своими проблемами. Сами не справимся, помочь некому – никакой скважины в Петрово не будет». Если уж глава поселения не верит, что жизнь в Петрово наладится, то что говорить о самих жителях?

На фоне общей безнадёги дефекты, допущенные при строительстве домов, выглядят как своеобразные особенности жилья. Например, в квартире Надежды протекает крыша, облупилась отделка потолка. У соседей через стенку в начале зимы промёрз угол, от него пошли трещины, отклеились обои. Прежде чем переезжать в дом, им пришлось снимать подоконники, заполнять монтажной пеной дыры под окнами, утеплять стены и заново делать ремонт. 

Есть большие вопросы к заказчикам строительства – правительству области. Любопытно, кому в голову пришла идея новый микрорайон для молодых, трудоспособных людей возвести в чистом поле, где отсутствуют минимальные условия для жизни. В проекте не была предусмотрена даже площадка под мусор. Нет её и сейчас. Деревенские усадьбы были запланированы без заборов – по просьбе жителей подрядчик возвёл вокруг домов лёгкий штакетник, который вскоре после сдачи начал заваливаться.

По бумагам всё складывается благополучно. Судя по отчётам, регион вполне справляется с указом президента, который касается предоставления жилья сиротам. Региональные чиновники бодро рапор-

туют, что в Иркутской области квартиры уже предоставлены более чем трём тысячам сирот. Более трёх миллиардов рублей из федерального бюджета было потрачено на приобретение нового жилья для сирот в Приангарье. В общем статистическом «котле» растворились данные о 26 квартирах, построенных в Петрово. 

Известны и другие случаи, когда сироты получали непригодные для проживания квартиры. В 2014 году омбудсмен Приангарья Валерий Лукин попросил председателя областного парламента проверить качество жилья в посёлке Кутулик Аларского района, выделенного областным министерством имущественных отношений. До этого специалисты госстройнадзора выявили там грубые нарушения строительных и санитарных норм, а также правил пожарной безопасности. На плохое состояние домов, неполадки с водопроводом, отоплением и канализацией жалуются и люди, которые получили жильё в посёлке Малая Топка Иркутского района. Дома там были сданы в конце прошлого года.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры