издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бесхозный монумент

Памятник Леониду Гайдаю может отойти в муниципальную собственность

Чтобы восстановить повреждённый в середине февраля памятник Леониду Гайдаю в Иркутске, необходимо найти ему собственника. Вероятнее всего, владельцем станет администрация города. Сейчас монумент, построенный на деньги меценатов, относится к бесхозным объектам. В минувшую пятницу главный архитектор Иркутска Сергей Александров заявил, что городская администрация оформляет скульптуру в собственность муниципалитета. Однако длительность этой процедуры и сроки реставрации никто не называет. Параллельно с этим решается судьба ещё одной скульптуры – барельеф Владимиру Гуркину может навсегда исчезнуть из 130-го квартала.

Каждый день туристы и местные жители фотографируются с памятником Леониду Гайдаю. В понедельник утром пенсионерка из Усть-Орды Эльвира Александровна привела к скульптурной композиции внука. Она хотела рассказать ребёнку о знаменитом кинорежиссёре и земляке, сделать несколько снимков.

– Я всегда радовалась, что в Иркутске установили скульптуру с героями моих любимых фильмов. Я смотрела на неё и вспоминала Гайдая, а сегодня привезла внука в город, хотела показать ему памятник, – рассказала женщина. – Но вместо любимой скульптурной композиции пенсионерка увидела высокий забор, из-за которого выглядывали головы Труса, Балбеса и Бывалого.

Забору уже две недели. В середине февраля неизвестные оторвали руки Вицину и Никулину. Городская администрация сначала оцепила памятник лентой. Но, поскольку её очень быстро оборвали туристы, пришлось огородить забором.

– Ужасно, что люди могли так издеваться над памятником. Надеюсь, городские власти позаботятся о скульптуре и проследят, чтобы её больше не ломали. Хочу в следующий раз приехать и увидеть памятник восстановленным, – поделилась Эльвира Александровна.

Когда скульптуре возвратят первоначальный вид, неизвестно. В пресс-службе администрации Иркутска «ВСП» сообщили, что «памятник бесхозный» – скульптурная композиция никому не принадлежит. Пять лет назад памятник строился на деньги иркутских меценатов. Тогда к 350-летию Иркутска и 90-летию со дня рождения Леонида Гайдая десять компаний-спонсоров собрали необходимые 19,5 млн рублей, и бурятский скульптор Александр Миронов создал бронзовую композицию. Инвесторами выступили «Сибавиастрой», финансово-строительная компания «Новый город», «Мебель Сити», «Гэллэри Сервис», «Рекламные Технологии», «Модуль-С», Байкальский камнераспилочный завод, СПБ «Союзстрой», СК «Жемчужина» и «АПР-Сити/ТВД». Сейчас представители компаний-меценатов, с которыми удалось связаться нашему корреспонденту, оставляют без комментариев вопросы о судьбе памятника.

В 2013 году, когда герою Вицина вандалы оторвали галстук и бросили неподалёку, памятнику вернули недостающую деталь за счёт средств меценатов. Палка с динамитом, которую вырвали из пасти пса Барбоса годом позже, не была найдена.

Теперь монумент повредили основательно, и на его реставрацию, по оценке автора памятника, требуется 170 тыс. рублей. Ответственное лицо, которое восстановит скульптурную композицию, пока не определено.

В прошлую пятницу главный архитектор Иркутска Сергей Александров заявил, что городская администрация начала процедуру по передаче в собственность муниципалитета скульптурной композиции.

– Сейчас объект оформляется как бесхозный, после этого памятник перейдёт в муниципальную собственность и его можно будет отремонтировать, – отметил Александров.

В пресс-службе мэрии пояснили, что передача объекта городу – длительная процедура и об её сроках говорить рано. Пока монумент не принадлежит Иркутску, из городского бюджета нельзя профинансировать его реставрацию.

О том, чтобы памятник не доломали, позаботилась компания «Ростелеком». Специалисты установили напротив бронзовой композиции круглосуточное видеонаблюдение. Камеры автоматически фокусируются на объекте, когда в зоне памятника находятся люди. По словам директора Иркутского филиала компании Юрия Тимана, камеры будут интегрированы в проект «Безопасный город».

Куда улетают голуби

Судьба другой бронзовой скульптуры в Иркутске, барельефа драматургу Владимиру Гуркину, ещё более неопределённая.

Панно с портретом автора любимой народом пьесы «Любовь и голуби» и улетающими в небо птицами находится в символичном месте – в 130-м квартале под голубятней. Торжественное открытие барельефа состоялось 13 сентября 2016 года – в день, когда Владимиру Павловичу исполнилось бы 65 лет. Иркутские скульпторы Евгений Скачков, Александр Абрамов и Александр Виноградов отложили работу над другими проектами, чтобы успеть выполнить бронзовое панно к юбилею драматурга. Барельеф украсил Иркутск, а работой художников остались довольны не только жители города, но и родственники Владимира Гуркина.

Однако теперь есть вероятность, что скульптура исчезнет из 130-го квартала. Открытие барельефа не было ни проектом городской администрации, ни результатом частно-муниципального партнёрства. С идей увековечить память драматурга в городе, где он учился и некоторое время работал, выступили иркутские активисты – почитатели творчества Владимира Гуркина. Они договорились со скульпторами, что те сделают барельеф в долг. Инициативная группа надеялась собрать с помощью неравнодушных людей необходимую сумму – 1 млн 428 тыс. рублей – и возместить расходы художников. Прошло почти полгода, но за это время удалось найти всего 180 тыс. рублей.

– Мы считали, что на имя Владимира Гуркина народ легко соберёт деньги, но возникли затруднения. Честно говоря, мы не знаем, что делать, – признаётся руководитель инициативной группы, президент ассоциации скульпторов, художников, электромонтажников, дизайнеров и строителей Николай Гоцкин. – Мы обращались с просьбой о помощи к бизнесменам, в том числе к тем, кто дружил с Гуркиным, но нам отказывают. Хотя мы не планировали подключать властей, нам пришлось обратиться к мэру и губернатору. Но ответов нет.

В филармонии, драматическом и музыкальном театрах стоят ящички для пожертвований, где желающие могут оставить деньги на оплату барельефа. К сбору средств подключились также московские театры, где работал драматург. Николай Гоцкин опасается, что средств, собранных в столице, всё равно не хватит.

– Многие говорят, что нужно было сначала найти деньги, а потом открывать барельеф. Но теперь мы понимаем, что никогда бы не собрали средства. Если мы не можем возместить расходы за готовый барельеф, который видят все, то на воплощение идеи мы бы не собрали ничего, – уверен Николай Гоцкин.

Если активисты не увидят помощи ни от предпринимателей, ни от местных властей, то им придётся пойти на крайнюю меру – передать барельеф одному из городов, в которых его готовы купить. Голуби из Иркутска улетят либо в Омск, где Владимир Гуркин работал в драматическом театре, либо в Черемхово, где прошло детство драматурга. Третий вариант – Москва, где Гуркин трудился после опубликования пьесы «Любовь и голуби». Инициативная группа и художники считают этот вариант самым негативным исходом, ведь барельеф создавался для Иркутска и его жителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры