издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Своя ноша тянет

Создать на уровне региона централизованную систему распределения медицинских кадров предлагают депутаты Законодательного Собрания области. Первый шаг – передача полномочий по созданию условий для привлечения специалистов от муниципалитетов в ведение области. В Законодательное Собрание региона внесён законопроект, который исключает из закона «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области» норму, обязывающую территории заниматься привлечением медиков.

В рейтинге эффективности систем здравоохранения среди всех регионов страны Иркутская область в числе аутсайдеров. Приангарье стоит на 81-м месте из 85, слабее нас только Еврейская автономная и Магаданская области, Сахалин и Чукотка. В лидерах – Дагестан, Ставропольский край и Кабардино-Балкария. Москва заняла 23-ю позицию, Санкт-Петербург находится на 34-м месте. Так расположили регионы страны эксперты Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ).

Главным критерием при составлении списка стала ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Кроме того, специалисты учитывали размер валового регионального продукта, государственные расходы на здравоохранение и уровень потребления крепкого алкоголя на душу населения. Решающее значение имели не цифры сами по себе, а их соотношение: смотрели, насколько уровень расходов коррелирует с показателями здоровья. Регионам с благоприятным климатом присваивали понижающий коэффициент, ведь климат – не заслуга здравоохранения. Соответственно, меньше баллов получали регионы, не отягощённые высоким потреблением крепких напитков – на медицину это мало влияет.

То, что региональная медицина сейчас находится не в лучшем состоянии, понятно и без рейтингов. В бюджете региона медицина – самая затратная статья расходов. Если учитывать все источники финансирования, включая фонд обязательного медицинского страхования, в год на здравоохранение уходит около 42 миллиардов рублей. Немалая сумма, почти половина всего бюджета региона. При этом тем, как налажена система, не довольны ни пациенты, ни медики, ни те, кто контролирует и управляет.

Среди основных причин низкой эффективности здравоохранения в регионах авторы рейтинга называют неверные приоритеты в расходах, дефицит врачей, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене. По данным министерства здравоохранения, больницы Иркутской области укомплектованы врачами лишь на 56,1%. И чёткого понимания того, как восполнять нехватку специалистов, пока не прослеживается.

С 2014 года все медицинские учреждения перешли в ведение региона. Было бы логично, если бы весь блок вопросов, в том числе привлечение в больницы кадров, целиком был передан на областной уровень. Но нет. Обязанности приобретать жильё для специалистов, выплачивать подъёмные, вести работу по профессиональной ориентации молодёжи возложили на муниципалитеты. Со своей стороны региональный минздрав заявляет о готовности проводить ярмарки вакансий, дни открытых дверей, всевозможные экскурсии и мастер-классы.

Муниципалитеты, в силу своих возможностей, справляются с задачей. Территории, которые могут себе позволить дополнительные расходы, занимаются привлечением специалистов. Например, в Иркутске построено общежитие для работников бюджетной сферы, были введены подъёмные для медработников. В итоге укомплектованность кадрами выросла до 65,2%. В Заларинском районе медикам выделяют земельные участки, дают «ведомственное» жильё, выплачивают подъёмные. В Нукутском районе, кроме того, целевым студентам вузов доплачивают к стипендии по две тысячи в месяц. В Бодайбинском районе специалистам предоставляют жильё и выплачивают подъёмные – 400 тысяч рублей. В Ангарске, Усть-Илимске, Братске врачам частично компенсируют расходы на аренду жилья, выплачивают подъёмные, дают другие льготы.

Таких муниципалитетов, кстати говоря, не слишком много. В большей части территорий забота о привлечении специалистов отложена до лучших времён. Главам и без этого забот хватает.

Речь о том, что территории не справляются с возложенными на них обязательствами, идёт не один год. Например, в Черемхове сначала ввели подъёмные: для врачей 100 тысяч рублей, для фельдшеров – 50 тысяч, для медсестёр – 40 тысяч, потом от этого пришлось отказаться. «Бюджету города выплаты медикам оказались не по карману. Спустя два года мы решили не обманывать людей, честно признаться, что не можем платить», – говорит мэр Черемхова, председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семёнов.

По его словам, обеспеченность медицинскими работниками с высшим образованием в Черемхове составляет 38%. Каждый год удаётся привлекать по 8–10 специалистов. В нашу область едут медики из соседних восточных регионов. Но возникают другие вопросы, лежащие не в финансовой, а в юридической плоскости. В области не сформирован механизм передачи служебного жилья. «Мы не можем поставить специалиста в очередь на получение жилья. По документам он не подпадает под категорию нуждающихся, – объясняет Вадим Семёнов. – Вместе с депутатами Думы нашли выход из ситуации – муниципальное жильё переводим в служебный фонд и предоставляем его специалистам. Многие прожили в квартирах по 3–5 лет, хотели бы получить их в собственность. Но такой механизм не предусмотрен».

Не иначе, как критической, называют ситуацию с медицинскими кадрами в Казачинско-Ленском районе. По итогам 2016 года обеспеченность врачами в муниципалитете находится на уровне 20%, средним медперсоналом – 62,5%. В феврале нынешнего года мэр муниципалитета Александр Абраменко направил председателю Законодательного Собрания области Сергею Брилке письмо – призыв о помощи. Особую тревогу, по словам главы территории, вызывает отсутствие врачей общей практики. Всего районной больнице не хватает 11 врачей и 15 специалистов среднего звена. Мэр пишет, что с 2017 года увеличили подъёмные в два раза. Но желающих поехать в отдалённую территорию находится мало.

«Это уже катастрофа, – безапелляционно заявляет мэр Бодайбо Евгений Юмашев. – Надо не привлекать, а обучать студентов и создавать достойные условия, чтобы люди шли в медицину. А это требует больших затрат. Муниципалитеты готовы помогать, но одни мы не справимся».

Министр здравоохранения Олег Ярошенко называет суммы, в которые может обойтись создание условий для молодых специалистов. Если для каждого приобрести жильё и предоставить подъёмные – 18,5 миллиарда рублей. Если компенсировать аренду жилья и давать выплаты – 1,9 миллиарда. При этом министр напоминает, что область является дотационным регионом и взять эти деньги неоткуда.

Но и перекладывать трудноразрешимую задачу на плечи муниципалитетов было бы не совсем справедливым решением. Депутаты областного парламента предлагают навести порядок в отрасли. Для начала – сосредоточить полномочия, что называется, в «одних руках». Такую законодательную новеллу предполагают изменения в областной закон № 4 «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области», внесённые в Законодательное Собрание региона.

«Создание условий для того, чтобы в отрасль приходили квалифицированные кадры, – задача тех, у кого в подчинении находятся медучреждения, – считает автор законопроекта, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите областного парламента Андрей Лабыгин. – Федеральные законы № 323 «Об основах здоровья граждан в РФ» и № 131 «Об общих принципах местного самоуправления» говорят о том, что это прерогатива региональной власти. Создание условий для привлечения специалистов не входит в вопросы местного значения. Территории обязаны обеспечить условия для оказания медицинской помощи – поддерживать состояние дорог, коммунальную инфраструктуру, предоставлять возможности для расширения и развития клиник. Для тех муниципалитетов, у которых есть возможность, мы предлагаем оставить норму привлекать кадры как дополнительную. Но это не должно быть обязанностью, которую взвалили на территории».

Для наведения порядка, по мнению инициаторов законопроекта, нужно, во-первых, определить ответственный орган, который возьмёт на себя координацию вопросов, связанных с привлечением специалистов. Во-вторых, определить потребность: сколько именно и каких работников в каких больницах не хватает. В-третьих, выработать систему мер поддержки: предусмотреть средства на создание специализированного жилищного фонда, решить юридические вопросы, связанные с предоставлением квартир, определиться с суммами подъёмных и возможностями для профориентационной работы с молодёжью.

«Я считаю, дефицит кадров будет нарастать до того момента, пока «у семи нянек дитя будет без глаза». Никто, кроме минздрава, не знает до конца, как будет развиваться медицина. Муниципалитеты не участвуют в управлении медицинскими учреждениями, не принимают решения о создании, реорганизации клиник, их голос не учитывается при назначении главных врачей. Нельзя территории оставлять крайними в этой ситуации», – заключил Андрей Лабыгин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры