издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Бизнес – это очень интересно»

Десятая сессия Школы экологического предпринимательства, организованная в сотрудничестве En+ Group и МБФ «Возрождение земли сибирской», прошла в Байкальске в конце февраля. Самым перспективным с точки зрения реализации тогда был признан проект по созданию линии местной органической косметики. Спустя два месяца после ШЭПРа «СЭ» встретился с автором этой идеи Серафимой Тужилиной и расспросил, насколько удачно развивается её проект и когда ждать запуска нового местного бренда.

Хотя с последней сессии бизнес-школы прошло совсем немного времени, многие из проектов, презентованных там, уже воплощены в жизнь. В частности, в самом центре Иркутска уже работает публичная ремесленная мастерская «Цоколь» – её организаторы также были участниками ШЭПРа в этом году. Именно там «СЭ» и встретился с Серафимой Тужилиной – иркутской создательницей серии натуральной косметики.

– Со времени участия в ШЭПРе произошла масса изменений, – делится собеседница издания. – Там я познакомилась с партнёром для ведения бизнеса, а он нашёл инвестора. Сейчас у нас идёт обсуждение финансового обеспечения проекта: как только мы получим средства, сразу начнём проведение сертификации продуктов.

О том, что получение декларации соответствия на продукты для косметических средств – главная задача в рамках запуска нового косметического бренда, упоминалось ещё в Байкальске. «Нужны разрешения на каждый отдельный вид средств – бальзамы, тоники, гидролаты, – уточняет сейчас девушка. – Со временем я бы очень хотела получить международные экосертификаты на нашу косметику, которые подтверждают экологическую чистоту используемых ингредиентов».

Всего в линейке планируется производство чуть более полутора десятка средств. «Хотя раньше я делала до 70 наименований, пока решила выпускать самое необходимое, – отмечает Серафима Тужилина. – Я  считаю, чтобы ухаживать за кожей, не нужно огромное количество средств».

Опыт поколений

Производством природной уходовой косметики под крафтовым брендом «Вдохновение» Серафима Тужилина занимается около 12 лет. «Это название я придумала  лет десять назад – мне показалось, что оно подходит, – говорит она. – Хотя в Иркутске все знали мои средства как косметику Серафимы Тужилиной. Помню, очень удивлялась, что люди начали её покупать. В моём случае, наверное, всё же большой кредит доверия был получен благодаря родителям – их клуб биодинамического земледелия стал первой точкой сбыта моих косметических средств».

Родители собеседницы «СЭ» Сергей и Лариса Тужилины – выпускники иркутского биофака, не протяжении уже многих лет они ведут фермерское хозяйство, где практикуется экологический подход. «Моё увлечение созданием косметики в некотором смысле тоже их заслуга, – вспоминает девушка. – Свой первый бальзам я сделала по рецепту из отцовской книги по пчеловодству, когда очередной купленный крем вызвал раздражение. Вот так и началось». Клиентская база сложилась из первых покупателей, которые стали постоянными, а также их родственников и знакомых.

– Я вообще до недавнего времени не собиралась затевать из изготовления косметики бизнес, – говорит Тужилина. – Для меня это, скорое, был способ взаимодействия с живой природой. Всё изменилось в октябре прошлого года: перед этим – в марте – я родила ребёнка. Видимо, это как-то на меня повлияло. Я поняла, что не могу находиться на прежнем уровне и мне нужно создавать своё дело – выходить за привычные рамки.

С этого времени и отсчитывается история создания нового бренда: «Я стала думать, какие из своих средств я бы хотела сертифицировать, и начала составлять рецепты под сертификацию – четыре месяца до ШЭПРа в основном этим и занималась». Хотя до участия в Школе экопредпринимательства у девушки была сложившаяся картина будущего проекта, ШЭПР внесла свои коррективы: «Эксперты и люди из бизнеса дали  понять, как они видят перспективы моего проекта, и вообще было довольно большое количество идей. До этого я занималась проектом одна, мне было сложно взглянуть на него со стороны: изначально я планировала маленькое семейное предприятие, но после ШЭПРа я поняла, что мне хотелось большего. И опять  же там я встретила бизнес-партнёра, которого искала».

В результате запуск нового косметического бренда запланирован уже на июнь. С этого времени нынешняя линейка крафтового производства сменится на сертифицированную. «Её от нынешней будет отличать наличие новых масок и очищающих средств – они появятся ближе к осени, там будет новая структура продукта – она будет совсем по-другому ощущаться, – рассказывает Серафима Тужилина. – При этом я всё ещё буду продолжать делать заказы для старых клиентов, чтобы не терять с ними связь, они для меня ценны».

Перспектива производства

Обновлённая линейка сертифицированной натуральной косметики будет носить прежнее название – «Вдохновение» – и даже сохранит привычную упаковку. Планируется, что целевой аудиторией бренда станут приверженцы экологического образа жизни – потребители, которые выбирают натуральные продукты. Их не должна смутить скромность упаковки, в которой предпочтение отдано простому стеклу и алюминиевым тубам вместо нарядных пластиковых контейнеров. «Ещё часть потребителей будет формироваться за счёт туристического потока, – раскрывает планы собеседница «СЭ». – Цена за одно средство планируется на уровне 500 рублей – это практически минимальная стоимость: цена средств с такими же составами при условии ручного изготовления, как у нас, начинается в среднем от 50 долларов».

Ежемесячно в условиях мануфактурного производства «Вдохновение» может поставлять на рынок около 1000 единиц косметических продуктов. «Вырастет объём – увеличится число рабочих рук, – отмечает Тужилина. – В этом случае мы будем  привлекать наёмных сотрудников из нашего круга общения – важно, чтобы это был человек, который «в теме», которому нравилось бы то, что мы делаем, и кто поддерживал бы эту идею». Сейчас в производстве заняты два человека. Ещё пять помогают в реализации.

Продажа средств обновлённой линейки в основном будет, как и прежде, вестись через Интернет. «Есть разные предложения – в том числе об открытии торговой точки на Ольхоне во время туристического сезона, – говорит автор бизнеса. – Основные продажи всё же планируются на интернет-площадках, а также в экомагазинах по России – этот вопрос сейчас обсуждается. С международным рынком все не так просто. Хотя мы в перспективе рассматриваем реализацию своей продукции за границей: среди существующих предложений Китай и Америка. Причём я никогда не думала, что Китай может стать перспективным рынком – у них ведь совсем другая косметика, но, как утверждают эксперты, сейчас из-за ухудшения экологии там – особенно в крупных городах –  стали очень популярны органические средства. При этом китайцам интересны не собственные привычные косметические средства, а то, что есть в других странах, – местные рецепты и ингредиенты».

Именно натуральный состав из местных ингредиентов наравне с ручным производством выделяет бренд среди конкурентов – большинство натуральной косметики в России производится на основе импортных составляющих. «При недавней переработке рецептов своих средств я специально меняла состав в сторону местных продуктов: была миндальная паста для лица – теперь кедровая, эффект у этих продуктов очень похожий, – рассказывает Серафима Тужилина. – Заменить на отечественные аналоги не удалось только оливковое масло и масло ши, которое используется для создания кремовой структуры». Кроме того, в составе косметики нового бренда не будет химических соединений – даже глицерина. Именно поэтому срок хранения натуральной косметики в разы ниже, чем промышленной: «У наших средств он около полугода, это довольно долго по сравнению с некоторыми другими, которыми можно пользоваться не дольше трёх месяцев».

Покупателям средств бренда «Вдохновение» не обещают мгновенного эффекта разглаживания глубоких морщин: «Важно понимать, что натуральная косметика имеет накопительный эффект – его можно разглядеть не сразу из-за особенностей кожи, – поясняет собеседница. – Но при регулярном использовании кожа будет выглядеть лучше».

Узнать о некоторых особенностях производства натуральной косметики желающие смогут через «Инстаграм», где планируется завести страницу, посвящённую бренду. «Мы будем выкладывать фотографии из уже оборудованной производственной лаборатории, – рассказывает Серафима Тужилина. – Она находится в Свердловском районе. Но в перспективе я хочу перебраться за город и разместить там опытную площадку для экспериментов в области производства косметики. В будущем, я думаю, смогла бы работать не только с уходовой, но и с декоративной косметикой на основе минеральных пигментов. Поэтому мне уже очень хочется, чтобы наша марка быстрее появилась».

«Особенно актуально для проектов»

Десятая сессия ШЭПРа, в которой участвовала Серафима Тужилина, была отмечена приглашением Кендрика Уайта, генерального директора ООО «Марчмонт капитал партнёрс», известной фигуры в сфере инвестиций. Впечатлениями от мероприятия, прошедшего в Байкальске два месяца назад, эксперт поделился с «СЭ».

– Среди идей, представленных на ШЭПРе, самым перспективным мне как раз показался проект по производству натуральной косметики. Я довольно близко знаком с этим рынком и могу сказать, что у предложенной идеи очень хорошие перспективы: люди по всему миру стремятся пользоваться натуральными средствами, без химии.

Сама Школа экологического предпринимательства мне кажется очень важным инструментом для развития бизнеса. В России у авторов бизнес-проектов совершенно отсутствует навык презентации, который на Западе прививается довольно рано. Я сам учился этому ещё в подростковом возрасте и ко времени поступления в университет уже знал, как нужно правильно представить свой проект для успешного поиска инвестора. В России такого нет, инфраструктура слабая, и люди, как я уже сказал, не знают, как грамотно представлять свою идею. Поэтому обучающие площадки для тех, кто хочет запустить своей бизнес-проект, очень актуальны. На ШЭПРе люди работают в течение трёх дней: показывают свои идеи, презентуют их экспертам. Это очень важно, поскольку помогает сформулировать бизнес-модель. Многие считают, что в рамках презентации они покажут картинки и инвестор будет прыгать от радости и поддержит их проект. Но это, конечно, не так – инвестор должен чётко понять, зачем ему поддерживать чью-то бизнес-идею. Для этого нужны весомые аргументы и точное понимание слабых и сильных сторон проекта. ШЭПР в том числе помогает определить их.

Я оценил высокий уровень экспертов, которые работали с участниками сессии. Помимо этого важно добавить семинары в юридической и технологической областях – это будет особенно актуально для проектов, где есть предмет интеллектуальной собственности. Ещё я вижу необходимость приглашать на ШЭПР представителей успешного бизнеса, чтобы они делились опытом с новичками

Я надеюсь, что организаторы меня ещё пригласят на свои сессии. Я хочу ещё раз приехать в Иркутск и Байкальск. И был бы рад, если бы меня позвали на летнюю сессию.

 

Читайте также
Свежий номер
События
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector