издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здравствуй, читатель

В 1929–1934 годах с согласия Сталина Совнарком СССР решил пополнить бюджет путём распродажи части выдающихся художественных ценностей из коллекции Эрмитажа.

Всего из залов и запасников музея было отобрано 2880 картин, 350 из которых представляли собой произведения значительной художественной ценности, а 59 – шедевры мирового значения; небольшая часть из них, не найдя покупателя, всё же вернулась обратно, но 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию – включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль. Некоторые из этих полотен находились в собрании музея ещё со времён его основания Екатериной Великой. Была продана также часть коллекции нидерландской и фламандской живописи, собранная и завещанная музею П.П. Семёновым-Тян-Шанским, а также часть собраний, национализированных после революции (например, шедевры Строгановского дворца).

Кроме того, из Эрмитажа распродавали художественное серебро, бронзу, нумизматические коллекции, византийские эмали.

Массированные и бездумные советские интервенции на мировые рынки предметов искусства привели к «затовариванию» и обвалу цен – потери для культуры страны были немыслимы, а доходы – незначительны.

Принято очень не любить тех, кто купил сокровища из Эрмитажа. Однако стоит отметить, что один из выгодоприобретателей, британский нефтяной магнат и коллекционер Галуст Гюльбенкян, писал в 1930 году советскому руководству: «Вы, вероятно, помните, что я всегда рекомендовал Вам и продолжаю советовать Вашим представителям не продавать Ваши музейные ценности, ну а если Вы всё же собираетесь продавать их, то отдать мне предпочтение при равенстве цены, и просил держать меня в курсе того, что Вы намереваетесь продать.

В публике уже много говорят об этих продажах, которые, по моему мнению, наносят огромный ущерб Вашему престижу… Возможно, что в некоторых случаях в Америке Вам и удастся добиться более высоких цен, нежели предлагаемые мною. Однако невыгодность сделок, совершённых таким образом, настолько значительна с точки зрения престижа, пропаганды и огласки, что мне приходится лишь удивляться, что Вы всё же идёте на них. Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, даёт основание для серьёзнейшего диагноза».

И, кстати, читайте газеты!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры