издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Референдум отправили в суд

Коммунисты намерены оспорить решение Заксобрания

«Проблема референдума» становится всё острее. В минувшую среду на сессии ЗС рассматривался вопрос о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Депутаты должны были решить, соответствует ли закону вопрос, выносимый на референдум инициативной группой от КПРФ. На стороне коммунистов выступили прокуратура Иркутской области, Юридический институт ИГУ, депутаты от «Гражданской платформы». Парламентарии «Единой России», ЛДПР, а также правовое управление ЗС высказались «против». В результате формулировка вопроса, выдвинутая КПРФ, была отклонена. За её одобрение проголосовали всего шесть человек, против – девять, 15 воздержались. Коммунисты заявили о намерении оспорить это решение в Конституционном суде РФ.

Бюро обкома КПРФ 17 апреля приняло решение о выдвижении инициативы о проведении областного референдума по вопросу избрания глав муниципальных районов, городских округов Иркутской области на прямых выборах.

– Мы считаем, что в областном центре необходимо восстановить институт прямых выборов мэра, закрепив одновременно в областном законе только один способ избрания всех руководителей муниципальных образований – прямые выборы населением, – сказала депутат ЗС от КПРФ, глава инициативной группы Ольга Носенко. – Это закреплено в третьей статье Конституции Российской Федерации.

12 мая инициативная группа сдала документы в областную избирательную комиссию. 25 мая облизбирком принял решение о соответствии документации федеральному и областному законодательству. Наступил следующий этап – проверка Заксобранием соответствия статье 7 областного закона о референдуме вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум. Вопрос звучит так: «Согласны ли вы, чтобы в Иркутской области был принят закон Иркутской области, предусматривающий избрание глав всех муниципальных районов Иркутской области, городских округов Иркутской области на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»

«Мы считаем, что вопрос сформулирован в необходимом качестве и не допускает возможности его множественного толкования», – сообщила на сессии Ольга Носенко. Коммунисты подчеркнули, что видят в этом исключительно юридическое решение «и никакого политического подтекста быть не может». Как сообщил полномочный представитель губернатора в ЗС Роман Буянов, правительство сделало запрос в прокуратуру Иркутской области, и прокуратура в письменном виде признала соответствие вопроса, выносимого на референдум, законам. Аналогичное мнение высказал и профильный комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Соответствие вопроса требованиям федерального и областного законодательства подтвердил Юридический институт ИГУ.

На заседании сессии присутствовал заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин, под руководством которого было подготовлено научное заключение. «131 федеральный закон предполагает три способа образования высшего должностного лица в муниципалитете, – сказал Шишкин. – Нормы этого закона были проверены Конституционным судом РФ в части непротиворечия Конституции. В соответствии с ним может быть принят альтернативный и безальтернативный способ замещения должности высшего должностного лица в муниципальном образовании. Референдум направлен на определение волеизъявления граждан по вопросу установления выборов мэров районов и городских округов на безальтернативной основе. Вопрос, выносимый на референдум, должен соответствовать требованиям статьи 12 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме…» и статье 7 областного закона «О референдуме…». Мы полагаем, что вопрос референдума об установлении прямых выборов в качестве единственно возможного способа замещения должностей глав муниципальных районов и городских округов указанным требованиям полностью соответствует. Вопрос не противоречит законодательству Российской Федерации, не ограничивает и не отменяет общепризнанные права и свободы человека и конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, а также не входит в перечень вопросов, по которым областной референдум проводиться не может. Вопрос сформулирован таким образом, что исключает возможность его множественного толкования, а также неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения».

Шишкин сослался на пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ, согласно которому регулирование вопросов, связанных с местным самоуправлением, относится к предмету совместного ведения РФ и субъекта РФ. В этой части вопрос референдума, по мнению юристов ИГУ, также соответствует требованиям законодательства и находится в поле правового регулирования субъекта. «Определение конкретного способа или способов замещения соответствующих должностей отнесено к компетенции регионального законодателя, – подчеркнул Шишкин. – Вопрос полностью согласуется с правовой сущностью референдума как высшей, непосредственной формы волеизъявления граждан, поскольку носителем суверенитета, единственным источником власти является многонациональный народ. Проведение референдума в Иркутской области гарантируется Конституцией РФ, а выносимый на референдум вопрос соответствует требованиям федерального закона № 67 и закона № 66 Иркутской области».

Депутат от Усолья-Сибирского Роман Габов напомнил, как аналогичная ситуация развивалась в его городе. Прямые выборы в Усолье были отменены более 15 лет назад. «За этот период городом управляло большое количество назначенцев, – сообщил Габов. – Каких-то позитивных сдвигов в сторону улучшения социально-экономического положения жители не увидели. И неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть прямые выборы в город и те территории, где этих выборов не было». Осенью 2014 года был принят областной закон, возвративший прямые выборы глав городов и районов во всех территориях региона. «Следом, через несколько месяцев мы принимаем закон, которым лишаем жителей Иркутска права избирать мэра всеобщим прямым голосованием. При всех доводах, которые заслуживают уважения и имеют место быть, логики в таком решении я не вижу», – заключил Габов.

Коллегу-коммуниста поддержал ангарский депутат Сергей Бренюк. «В 2010 году 15 депутатов Думы Ангарского МО посчитали, что они вправе отменить прямые выборы мэра АМО, – сообщил он. – Жители потом достаточно внятно высказались по поводу их решения. Ни один из 15 депутатов, принимавших участие в таком решении, повторно в Думу избран не был. И так жители относятся к таким решениям не только в Ангарске, но и в других городах».

Депутат от «Гражданской платформы» Владимир Матиенко обратился к «единороссам» с просьбой вспомнить, «кто кашу заварил». По его мнению, сегодняшней сложной ситуации не было бы, если бы партия власти в конце 2014-го – начале 2015 года не провела поправки в закон об отмене прямых выборов мэра Иркутска. «Иркутск – город, жители которого всегда имели своё мнение, свою позицию по тому или иному вопросу развития, в том числе гражданского общества, – сказал Матиенко. – Когда им навязывали чужого мэра, и мы все это помним, они проголосовали за своего выдвиженца и выиграли выборы. Может быть, поэтому в отношении моего любимого города и было принято жёсткое, насильственное решение, которое лишило иркутян права выбирать себе руководителя». За время обсуждения вопроса Матиенко ещё раз напомнил коллегам из фракции «Единая Россия»: «Вы сами всё это заварили и сейчас пытаетесь обвинить всех нас, кто за то, чтобы иркутяне имели возможность выбирать себе мэра города Иркутска. Нечестно, несправедливо и некрасиво».

 

«Деньги некуда девать?»

С критикой формулировки вопроса выступили депутаты от «Единой России» и ЛДПР. «То, что происходит сейчас, – это чистая политическая акция коммунистов, которая абсолютно не связана с беспокойством о жителях города Иркутска», – заявил представитель ЛДПР Олег Кузнецов. Он сообщил, что ЛДПР стоит на прежней позиции: депутаты Думы Иркутска имели право на то, чтобы изменить процедуру выборов мэра. А к вопросу возврата прямых выборов Кузнецов предложил вернуться в 2018 году, уже после избрания нового ЗС.

Руководитель бюджетного комитета «единоросс» Наталья Дикусарова вместе с Кузнецовым поинтересовалась, сколько будет стоить референдум. «Средняя стоимость региональной избирательной кампании в этом году составляет порядка 230 миллионов рублей», – сообщил председатель областной избирательной комиссии Эдуард Девицкий. Он обратил внимание депутатов, что для референдума необходима явка 50% избирателей плюс один голос. «В этом случае, естественно, мы попросим дополнительные средства в части разворачивания широкомасштабной информационной кампании по призыву избирателей на участки», – сказал глава облизбикома. «У нас что, Иркутская область живёт так жирно? Деньги некуда девать? – возмутился Кузнецов. – Я обращаюсь к губернатору, которого сейчас нет. Тогда верните льготный проезд, тогда снизьте тарифы на услуги ЖКХ, в конце концов, заставьте работать «Корпорацию развития Иркутской области», чтобы у нас появились проекты, связанные с производством».

Глава комитета по госстроительству Борис Алексеев сослался на пункт 53 статьи 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательного права…», который определяет, что на областной референдум выносятся вопросы государственного значения. «Если вопрос находится в ведении субъекта федерации или совместном ведении, но при этом не имеет как такового государственного значения, он не может быть вынесен на референдум субъекта РФ», – сделал вывод Алексеев. На территории области более 460 муниципалитетов, а вынесенный вопрос реально затрагивает только один муниципалитет. «При таких обстоятельствах предложенный инициативной группой вопрос не представляется возможным считать имеющим государственное значение», – подчеркнул Алексеев.

Заместитель руководителя аппарата ЗС Алексей Петров напомнил, что референдум признаётся состоявшимся при явке более 50% избирателей. Это подчёркивает особенный правовой статус события: «Не процесс важен, не политическая трибуна, которая открывается естественным образом, когда начинается агитационный период, а важен результат. Есть серьёзные причины предполагать, что референдум не состоится, потому что не будет достигнута необходимая явка, – подчеркнул Петров. – Это обстоятельство имеет важное, принципиальное, я бы даже сказал, значение для принятия сегодняшнего решения. Явка на последних общеобластных выборах была значительно ниже 50%, а значимость вопроса локализуется только в пределах Иркутска. Это не значит, что вопрос не важен, но где он важен? В каких масштабах?» Проблема явки рождает и вопрос обоснованности предполагаемых финансовых затрат, считает Петров.

Борис Алексеев в своей речи сослался на 2 часть 36 статьи федерального закона № 131, положения которой дают представительному органу субъекта федерации право законодательно решить вопрос о порядке избрания глав муниципалитетов. Если же вопрос будет вынесен на референдум в таком виде, как он есть сейчас, то ЗС лишается этого своего права, поскольку вопрос предлагает единственно возможный способ избрания мэров. Депутаты Андрей Лабыгин и Борис Алексеев не согласились с доводами Сергея Шишкина, что вопрос не может вызвать неопределённых правовых последствий. «Если люди заявят, что они против прямых выборов, то придётся отменять все прямые выборы мэров по всей области?» – спросил Андрей Лабыгин.

Заместитель председателя ЗС Кузьма Алдаров, воздержавшийся от голосования, на встрече в редакции «ВСП» отметил, что его не убедила формулировка вопроса. Для жителей Усть-Ордынского округа, который он представляет, заявление о возвращении прямых выборов звучит нелепо. В округе и так прямые выборы на всех уровнях, и никто на них не покушается. «230 миллионов нужно на референдум, явка должна быть 50% плюс один голос, чтобы эти 50% были, облизбирком говорит, нужно ещё 50–70 миллионов на агитационную кампанию, – сказал Алдаров. – А какие правовые последствия будут, если люди не проголосуют за вопрос? Мы ясного ответа не получили. Я спрашивал своих избирателей, они сказали: «А зачем нам это, Кузьма Алдарович? Есть Иркутск, пусть они там определяются, голосуют». Есть же закон о выборах, он будет рассматриваться, это более дешёвый способ решения этой проблемы».

На сессии за соответствие вопроса закону проголосовали 6 человек, против – 9, воздержались 15. Таким образом, поскольку формулировка вопроса, предложенная коммунистами, не набрала необходимого количества голосов, она была отклонена.

«Уверен, что после сегодняшнего решения бюро КПРФ подаст апелляцию в суд, и мы через суд это сделаем, и нас поддержат все иркутяне», – сказал Владимир Матиенко. «У нас в области, к сожалению, для органов власти была негативная практика, когда инициативной группе пришлось через судебное понуждение заставлять Думу одного из муниципальных образований рассматривать вопрос, – заметил заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов. – И риски принятия решения надо учитывать. Право граждан на референдум провозглашено и охраняется государством». О праве граждан на референдум заявил и Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.

«Крупномасштабная провокация»

Поскольку вопрос был отклонён ЗС, следующий шаг за областной избирательной комиссией. По закону она должна отказать инициативной группе в регистрации. Если бы группа была зарегистрирована, она бы начала сбор подписей за проведение референдума. Однако 17 и 18 июня на улицах города появились сборщики подписей за проведение референдума о возвращении прямых выборов мэра. По сообщению агентства «Альтаир», было собрано 4,5 тысячи подписей.

– Считаю, что эти действия могут ввести в заблуждение жителей Иркутской области относительно юридической значимости и последствий сбора подписей, – сказал заместитель руководителя аппарата ЗС Алексей Петров. – Жители в отличие от юристов или депутатов ЗС вовсе не обязаны детально знать процедуру проведения референдума, последовательность и сроки совершаемых при этом действий. И поэтому можно предположить, что, когда люди читают то, что им предлагают сборщики, они действительно думают, что это реальный сбор подписей за проведение референдума в соответствии с законодательством. Хотя по закону инициативная группа имеет право собирать подписи только тогда, когда она зарегистрирована. А она не может быть зарегистрирована при том решении, которое приняло Законодательное Собрание. Эти действия инициативной группы, на мой взгляд, требуют надлежащей правовой оценки.

Между тем губернатор области Сергей Левченко заявил, что коммунисты намерены оспорить решение Заксобрания в Конституционном суде РФ. Законодательному Собранию же ещё предстоит в этом месяце рассмотреть законопроект о возвращении прямых выборов мэра Иркутска.

Справка

Срок полномочий действующего мэра Иркутска Дмитрия Бердникова истекает в марте 2020 года. Он избран на должность градоначальника 27 марта 2015 года. 33 депутата городской Думы проголосовали за него единогласно. Поправки к закону о муниципальных выборах в Иркутской области, на которых настаивают инициаторы референдума, могут вступить в силу только по истечении срока полномочий действующего мэра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры