издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ольга Сенаторова: «Вампиловский фестиваль – это коллективное созидание добра»

XI Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова, открывающийся в Иркутске 17 сентября, – яркое событие в жизни театрального сообщества. На фестиваль съезжаются творческие коллективы из разных городов России и мира, чтобы поделиться с жителями и гостями Иркутска своими постановками, подарить радость общения с другими театральными традициями и помочь взглянуть с другого ракурса на известные произведения. В рамках Вампиловского фестиваля в столице Восточной Сибири проходят дискуссии и круглые столы, в которых принимают участие ведущие деятели культуры и искусств России. Одним из гостей фестиваля этого года будет генеральный директор ТКЦ «Театр-Информ», критик и аналитик театра, генеральный продюсер Федерального фестиваля-форума «Театральный Олимп» в Сочи, автор и программный директор всероссийских и международных театральных проектов Ольга Сенаторова. Сегодня с ней беседует наш корреспондент Ирина Рыжакова.

– Ольга Валентиновна, вы не в первый раз примете участие в Вампиловском фестивале. Что вы ожидаете от предстоящей встречи с иркутской публикой и гостями фестиваля?

– Каждая встреча в Иркутске в рамках Вампиловского фестиваля – это продолжение очень заинтересованного и глубокого разговора о современности, приоритетах культуры, сегодняшнем дне театра, его героях, конфликтах, по большому счету – о судьбе и будущем России.

В Иркутске все спектакли, дискуссии, круглые столы, обсуждения, авторские выступления создают вместе неповторимую атмосферу коллективного созидания добра. Здесь все – и хозяева, и гости – обеспокоены тем, как сберечь от разрушения человеческую душу, какие ценностные ориентиры помогут ей обрести гармонию с миром.

Вампиловский фестиваль – один из самых позитивных по внутреннему настрою и организационному моделированию среди театральных собратьев в России.

Конечно, я ожидаю, что предстоящая фестивальная встреча традиционно станет живительным источником интеллектуальных и эмоциональных открытий жизни человеческого духа, даст представление о степени сплочённости соотечественников, озабоченных созидательным развитием общества и российской культуры.

– Вы являетесь автором идеи проведения Федерального фестиваля «Театральный Олимп». Есть ли что-то общее между «Театральным Олимпом» и Вампиловским фестивалем?

– Безусловно. Это социально-культурная составляющая как доминанта фестиваля. В Федеральном фестивале «Театральный Олимп», который ежегодно проходит в Сочи, участвуют успешные репертуарные театры России, о которых можно сказать, что это современные социально-культурные институты, флагманы театрального процесса в стране. В конкурсной программе коллективы демонстрируют не только творческие достижения, но и деловые успехи в сфере театрального менеджмента и социального партнёрства. Какова миссия современного театра? Какого рода сценические послания он направляет своему зрителю и зачем, что спектакли оставляют в душе человека? Эти вопросы – главные для всех коллективов-конкурсантов.

Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова тоже особенным образом выбирает участников. В Иркутск приглашаются театры, в деятельности которых неразрывны высочайшая социально-культурная миссия, глубокая нравственная ответственность перед зрителем и верность гуманистическим традициям отечественного театра.

– В этом году на фестивале будут сыграны три спектакля разных театров по пьесе Вампилова «Старший сын». Как вы думаете, чем привлекателен этот драматургический материал для нашего времени, для режиссёров, которые с ним работают, для актёров, которые играют в спектаклях по этой пьесе?

– В 2017 году у «Старшего сына» юбилей – 50 лет со времени написания этой комедии тридцатилетним Александром Вампиловым. Но, уверена, не только знаменательной датой оправдывается решение организаторов включить в афишу Вампиловского фестиваля одноимённые спектакли сразу трёх театров. «Старший сын» – не только мастерски сделанная пьеса со сложной жанровой структурой, разработанными характерами, эксцентричными поворотами сюжета, неожиданными конфликтными построениями, что всегда интересно театру и зрителю. В ней есть секрет на все времена. Это историческая точность в описании отношений героев и времени.

В разгар хрущёвской «оттепели» в 1961 году на XXII съезде КПСС был принят «Моральный кодекс строителя коммунизма». Страна получила документ, регламентирующий социальные параметры положительного героя. В последовавшие за «оттепелью» годы застоя в драматургию пришёл ходульно-положительный герой. Но именно этот тип в образе Кудимова из «Старшего сына», прямолинейного и непогрешимого, который «никогда не врёт», переведён Вампиловым в антигерои. На его фоне праведная ложь, чудаковатость и «блаженность» главных действующих лиц скрывают тонкие душевные движения людей, для которых духовное начало в человеческих отношениях является значимым и определяющим. Отец семейства Сарафанов, его дочь Нина, а также неожиданно и авантюрно появившийся в их жизни «старший сын» Володя Бусыгин – все они не герои-триумфаторы, но их порывы искренни, созидательны и одухотворены высокими нравственными смыслами и любовью. И именно они наряду со знаковыми персонажами 1960–1970-х годов Арбузова, Розова, Володина оказались востребованными героями своего смутного времени с его ложным пафосом и воинствующей стандартизацией.

В последние годы в различных театрах мне довелось видеть спектакли по пьесе «Старший сын», где интересно, глубоко и современно трактовались взаимоотношения вампиловских героев с новым историческим временем. Я очень жду, что все три спектакля нынешней фестивальной осени увлекут зрителей убедительной логикой своих сценических работ и подарят новые темы для размышлений о времени и о себе.

– Театр-организатор – Иркутский академический – будет представлять на фестивале спектакль «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина. Вы не понаслышке знаете о нашем театре, о том, как работают охлопковцы на сцене – осенью прошлого года театр «покорил» «Театральный Олимп», получив за выступления в различных обязательных номинациях Гран-при этого престижного форума. Что вы ожидаете от новой постановки?

– Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова занимает особое место в театральном пространстве России.

Во-первых, он, безусловно, в числе лидеров современного театрального процесса. Этот статус обретён благодаря многолетней работе по бережному сохранению национальной школы русского психологического театра и сценическим экспериментам, которые органично вписываются в деятельность коллектива, благодаря профессиональной оснащённости и творческой мобильности труппы, интересу к серьёзной драматургии и режиссёрским новациям, а также наличию кроме большой сцены нескольких хорошо оборудованных сценических площадок-трансформеров.

Немаловажную роль на линии долговременных и успешных отношений со зрителем играет социально-культурное проектирование, которым театр занимается целенаправленно и основательно.

Вот и «Прощание с Матёрой» не просто очередная премьера. К этому произведению театр долго прокладывал свой особенный путь. Вместе с охлопковцами повесть Валентина Григорьевича Распутина сначала вслух по эпизодам читала в экранной версии вся Россия. Теперь не только в Иркутске, но и во всех уголках страны ожидают сценическое прочтение произведения.

При этом на Иркутском академическом театре лежит особая ответственность. Ведь Распутин для них не только недавно ушедший из жизни современный автор-классик, а земляк, многолетний друг, творческий гений и человеческий масштаб которого имели преобразующее значение для жизни коллектива.

Я искренне надеюсь, что «Прощание с Матёрой» в Иркутске станет эмоционально проникновенным и граждански значимым событием для самого театра и его многочисленных зрителей.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер