издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дебют «Миллениума»

  • Автор: Иван Колокольников

Любительский театр – явление очень интересное и занимающее большое место в истории российской культуры. Немало ярких талантов раскрывается именно в самодеятельности. Лишь малая часть из них попадает затем на профессиональную сцену, однако важен уже сам факт самореализации человека.

16 декабря в рамках проекта «Открытая сцена» иркутяне смогли познакомиться с работой неформального творческого сообщества «Миллениум», собранного Галиной Троицкой, врачом-стоматологом по профессии. Коллектив дебютировал на камерной сцене Иркутского драматического театра, поставив спектакль «Слишком поздно» по мотивам драмы «Маскарад» Михаила Лермонтова. В некоторых источниках предварительно появлялась информация, что публика увидит мюзикл. Возможно, изначально создатели спектакля хотели подготовить постановку в таком жанре, но в итоге всё-таки получился драматический спектакль, хотя и с большим количеством музыкальных номеров. Их автором была опять-таки Галина Троицкая. Кстати, по её утверждению, спектакль родился следующим образом: вдохновившись фотографией сиреневого цветка, она сочинила о нём песню, которая как-то интуитивно побудила Галину осуществить свою постановку «Маскарада». В целом же автор спектакля стремился придерживаться лермонтовского сюжета.

В первую очередь стоит отметить, что в составе «Миллениума» объединились 17 человек различных возрастов и профессий. Все они получили возможность самореализации и с большим энтузиазмом осуществили начатое, сумев взволновать слушателей. Пожалуй, именно это и было самым значимым итогом проделанной работы. Конечно, далеко не всё в этом спектакле могло удовлетворить строгих ценителей театрального искусства, но у молодого коллектива есть все шансы, чтобы в будущем «улучшить показатели». Сейчас коллектив выступал в первый раз. Тем приятнее было увидеть, что практически каждый участник спектакля по-настоящему прочувствовал свою роль.

Убедительную трактовку образа Нины дала Александра Плотникова, студентка 4 курса Педагогического института ИГУ. Зрители по-настоящему сопереживали её героине – именно той Нине, которая была на сцене. Молодость и обаяние Александры как нельзя кстати дополнили глубокое проникновение в материал лермонтовского творения. То, как свободно и естественно Александра передавала эмоции своей героини, побудило автора статьи спросить, кто для неё Нина: просто интересный персонаж или же близкий по духу человек. «Нина мне очень близка, так как у меня есть много общего с ней. И характер немного похож. Кроме того, она в душе ещё совсем ребёнок, как и я», – не скрыла свои чувства девушка. Кажется, это один из секретов того, что мы, зрители, смогли увидеть на сцене очень женственную, во многом наивную, но глубоко переживающую героиню. Стоит также добавить, что Александра очень выразительно и проникновенно исполняла порученные ей песни. Девушка наделена неплохими вокальными данными. Пением занимается с детства, а совсем недавно стала брать уроки у заслуженного артиста РФ – известного иркутского вокалиста Николая Прошина. Поэтому думается, что в будущем она способна добиться немалых успехов, ведь сочетание вокальных и артистических данных – очень ценное качество.

Исключительную работу над образом своего героя провёл и Александр Томских. Опыт сценической работы у него большой, поскольку он много выступает как певец. Сегодня же он предстал перед публикой в качестве драматического артиста и продемонстрировал душевную глубину и подлинные страдания Евгения Арбенина. Важно то, что в исполнении совершенно отсутствовали и избыточный пафос, и мелодраматические эффекты, хотя вроде бы легко было поддаться искушению. Вместе с тем Александр и в нынешнем спектакле порадовал публику выразительным исполнением песен. О своей работе над ролью он рассказывает так: «Во-первых, самое главное, что нас объединяет с Арбениным, это возраст, соответственно, взгляды на жизнь одинаковы. Во-вторых, после прочтения «Маскарада» у меня сложилось впечатление об Арбенине как о человеке очень умном, уравновешенном и умеющем трезво оценивать ситуацию, знающем, чего он хочет. Я в отличие от него другой человек. Я добрый, весёлый, но в то же время очень эмоциональный, все мои эмоции и переживания написаны на моём лице. Поэтому мне пришлось на время спектакля постараться максимально отключить все свои эмоции».

Большую работу над ролями провели также Ярослав Багрий (князь Звездич) и Софья Прохорова (баронесса Штраль). Они дали убедительную трактовку своих сложных образов. Особенно это касается Софьи. Культуролог по профессии, она очень тонко, философски подошла к работе над ролью. Безответное чувство и коварство её героини одновременно будили в зрителях и осуждение, и сострадание. Выходит, опять-таки мы видим, что исполнительница смогла добиться главного: не оставить зрителя равнодушным.

Старательно работал над ролью Казарина Максим Хабалов, студент Иркутского медицинского университета. Эффектен был и Константин Абросимов, авиастроитель по профессии. Он исполнил роль коварного Шприха. Наконец, все присутствующие были покорены игрой Павла Яценко (инженера по специальности), выступившего в роли Неизвестного. Он создал образ загадочного мстителя, причём исключительно цельный и выразительный. Заслуживают добрых слов и исполнители небольших ролей, поскольку практически каждый из них стремился к максимальной выразительности, чтобы внести посильный, пусть даже небольшой, штрих в общую картину сценического действия. Несомненно, проба сил актёров-любителей в полной мере была удачной. Об этом свидетельствовали восторженные овации присутствующих. Публика (за исключением разве что двух моих случайных соседок, оживлённо копавшихся в смартфонах) была захвачена спектаклем.

Галина Троицкая взяла на себя трудное дело. Она собрала 17 человек, совершенно разных по возрасту, темпераменту и степени одарённости. И главную задачу – сделать эффектный спектакль – выполнила. Именно ею были проработаны все детали сценария, подготовлены костюмы (причём женские костюмы шились специально для спектакля). Достаточно удачно был подобран реквизит, что также можно отнести к режиссёрским заслугам. В качестве же доброго пожелания на будущее посоветуем: необходимо подумать о более рациональном использовании сценического пространства.

Вместе с тем, как уже было отмечено, Галина Троицкая – это и автор песен, прозвучавших в спектакле. Музыкальное оформление постановки достаточно противоречиво. Несомненно, среди песен есть выразительные номера, хорошо дополняющие драматургическую сторону постановки. Следует вспомнить исполнявшуюся Ниной песню о сиреневом цветке, которая, как уже говорилось выше, послужила отправной точкой для создания спектакля. Однако тексты большинства песен, написанные специально для постановки, довольно банальны, а потому несколько диссонируют с возвышенными поэтическими образами Лермонтова. А самое главное – содержание многих песен дублирует то, о чём уже сказано в монологах и диалогах героев.

Некую оторопь вызвала у просвещённой части публики одна из песен с использованием строф романса, который сам Лермонтов вложил в уста главной героини. Напомним, что по сюжету драмы Нина исполняет его на балу (3-е действие), несмотря на то что стихи написаны от лица мужчины. Поскольку автор произведения подразумевает, что стихи исполняются героиней под какую-то музыку, несомненно, они издавна привлекали внимание отечественных композиторов. Особенно известен исключительно драматичный «Романс Нины», созданный Александром Глазуновым. На эти же стихи создал самобытный романс и советский композитор Венедикт Пушков. Собственно говоря, тот факт, что Галина Троицкая решила предложить свою музыку, совсем не предосудителен. Не является предосудительным и то, что романс в нынешнем случае исполнялся совсем не Ниной, а князем Звездичем. Но вот то, что к привычным трём четверостишиям Лермонтова было сделано добавление, пожалуй, явилось явным перебором. Всё-таки редактирование классиков подобного уровня – шаг очень смелый и в данном случае, кажется, не слишком уместный. Вероятно, лучше было совсем отказаться от использования лермонтовских стихов в песнях.

Тем не менее исключительно важно, что общее впечатление от спектакля у большинства присутствующих, в том числе у автора этих строк, осталось светлое. Следует ещё раз отметить всю грандиозность той работы, которую провела Галина Троицкая, создав такой яркий спектакль и сам «Миллениум». Хочется, чтобы это творческое объединение обязательно продолжило свою работу.

Читайте также
Свежий номер
События
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер