издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Киновыходные: движение вверх

Корреспондент «ВСП» изучал афишу кинотеатров и вкусы иркутян

Самая «жирная» пора для киноиндустрии – новогодние праздники – опять оправдала себя. Так, в Иркутске, где в 2017 году начали раскручиваться сразу три новых крупных игрока – «New Cinema», «Киномакс» и «КиноМолл», в зимние каникулы не оказались внакладе и «старички». Например, в сети кинотеатров «Баргузин» отмечают, что в их залах на один из самых популярных фильмов – «Движение вверх» – за праздники пришло более 20 тысяч зрителей. Довольны и в остальных кинотеатрах города, где эта российская картина стала лидером проката. Но популярность российского кино несколько искусственная, признают участники рынка кинопроката. «Всё же за экшеном люди идут на голливудские фильмы. И если бы в праздники мы запустили «Звёздные войны», то именно они бы возглавили топ», – комментируют эксперты. Тренды прошедших киновыходных изучала газета «ВСП».

Из всех развлечений важнейшим в стране становится кино. Особенно в дни новогодних праздников. В иркутском кинопрокате, ориентируясь на эту тенденцию, за минувший год появилось ещё три новых игрока: открылся многозальник «КиноМолл», зашла федеральная сеть «Киномакс» и продолжил раскручиваться открывшийся под занавес 2016 года «New Cinema». Таким образом, в Иркутске, где сегодня работает 12 кинотеатров, перед большинством иркутян проблема выбора кинозалов не стояла.

В новогодние каникулы владельцы кинотеатров ожидали основной пик зрительской активности. В преддверии этого наплыва новые иркутские кинотеатры решили основательно подготовиться, чтобы побороться за своего зрителя: перед самым Новым годом были запущены вип-залы с «эффектом домашнего дивана», всевозможные комнаты развлечений для детей и так далее. «Старички» – кинотеатры, уже давно раскрывшие свой потенциал, – рассчитывали на постоянство публики.

Сеансы в самый «трудный» для российского зрителя праздничный день – 1 января – начались в основном с 12.00 по местному времени. На более раннего зрителя едва ли можно было рассчитывать в первый день нового года.

– К 12 часам уже началась зрительская активность. Как отмечают кассиры, к нам приходили в том числе и «провинившиеся» папы, которые после бурной новогодней ночи, чтобы исправить своё поведение, вели ребятишек в кино, – рассказывает Елена Бузико, представляющая кинотеатр «Чайка».

Но самыми удачными по посещаемости оказались, конечно же, последующие дни, когда иркутяне начали приходить в себя после боя праздничных курантов и брызг шампанского.

– И поток этот не иссякал вплоть до 10-11 января. Чувствовалось, что у населения ещё свежо праздничное настроение, – делится директор «New Cinema» Екатерина Макаренко.

Иркутский киноТОП-3 принёс в праздники 56 млн рублей

Праздничные сборы так и остались секретом. Даже один из самых старых участников рынка – сеть «Баргузин» (кроме одноимённого кинотеатра сегодня также включает в себя ещё «КиноМолл», «Дон Отелло», «Кинопарк «Карамель») – лишь только приоткрыл завесу этой коммерческой тайны.

– За праздничные дни во все наши кинотеатры пришло более 20 тысяч зрителей на российский фильм «Движение вверх», рассказывающий о событиях Олимпиады 1972 года. Люди приходили на просмотр семьями, приводили с собой родителей. Наверное, больше посещаемость была только у фильма 2007 года «Ирония судьбы. Продолжение», – отмечает собеседница «ВСП» Марина Левинсон, менеджер сети кинотеатров «Баргузин» в Иркутске.

И всё же, судя по официальной статистике Российского фонда кино и по отзывам самих представителей иркутских кинотеатров, общие ожидания оправдались – иркутский зритель не подвёл. В целом по Иркутской области количество зрителей, посмотревших только три фильма, вошедших по итогам праздничных выходных (с 28 декабря 2017 года по 10 января 2018 года) в ТОП-3, составило более 170 тысяч человек. Они обеспечили 56 млн рублей сборов.

Выгодные возможности, которые сулит новогодний кинотренд, не упускает и федеральный Минкульт. Ведомство уже третий год подряд диктует свою политику праздничного кинопоказа для российских кинотеатров, чтобы поднять рейтинг отечественного кино. Не исключение и иркутский рынок, который обеспечил в дни праздников 1,4% зрителей в общероссийском показателе (данные Фонда кино).

– Новогодние праздники, затяжные каникулы – самое «жирное» время. Понятно, почему именно на эти дни решено сделать ставки для поднятия отечественного кино. Это общая политика федерального ведомства, чтобы в праздничные дни в прокате основная доля фильмов приходилась на российское кино. Ведь люди в эти дни всё равно пойдут в кинозалы, и не важно, какие фильмы будут показаны: американский блокбастер или отечественные «Ёлки», – комментируют собеседники «ВСП», представляющие разные кинотеатры города.

Искусственный спрос дал результат

Таким образом, никто из игроков особо не удивил зрителя «репертуаром»: во всех кинотеатрах шли практически одни и те же фильмы – с упором на отечественного производителя. В том же «Баргузине» из девяти фильмов, которые были представлены зрителям в дни новогодних каникул, было пять российских лент. Любопытно, что и запускались в новогодний прокат новые зарубежные ленты в наших кинозалах позже предполагаемых «пиковых» дней либо, наоборот, раньше основного пика посещаемости. А вот для российских картин выбирались наиболее удачные даты.

Например, голливудский мюзикл «Величайший шоумен» стартовал в кинотеатрах на четвёртый день нового года, тогда как «Движение вверх» начало разогревать публику уже с 28 декабря 2017 года и к выходным дням довело её до нужной кондиции, отмечают собеседники «ВСП». Таким образом и удавалось искусственно повлиять на рынок, нейтрализовав на время сильного конкурента – иностранных кинопроизводителей.

– Если бы, например, мы заходили чётко в Новый год с фильмом «Звёздные войны» и параллельно запускали наш отечественный проект, то, скорее всего, зарубежное кино выиграло бы. Всё-таки уровень доверия российского зрителя к отечественному кино пока не столь высок, к нему есть претензии с точки зрения контента. Как правило, у нас в прокате есть один хороший отечественный фильм и пять слабых проектов. И это естественно, потому что российская киноиндустрия пока не может постоянно выдавать сильное кино, например, формата «Аватара», – говорит Елена Бузико.

Такой подход Минкульта РФ, в общем-то, и обеспечил положительную динамику: в России в этом году посещаемость «свого» кино выросла на 50%. èèè

А лидером проката в праздничные дни по стране, как и в Иркутской области, стала российская картина «Движение вверх», стартовавшая 28 декабря. По официальным данным Российского фонда кино, 86,9 тысячи жителей Приангарья посмотрели в дни праздников – с 28 декабря 2017 года по 10 января 2018 года – этот фильм. Не приелась иркутскому зрителю и очередная версия питерской студии «Мельница» на тему «Трёх богатырей». Её увидели 46 тысяч человек. Зато уступил по просмотрам в праздничные дни голливудский сиквел к фильму 1995 года «Джуманджи: зов джунглей».

Показательно, правда, будет при этом сравнить количество сеансов на данные фильмы в иркутских кинотеатрах в праздничные дни. На долю российских фильмов, попавших в лидеры новогоднего проката, пришлось 1697 сеансов «Движения вверх», 1239 сеансов «Трёх богатырей». Тогда как на «Джуманджи» и «Величайшего шоумена» – 778 и 657 показов соответственно.

«Шоумен» не оправдал надежды иркутского кинопроката

И всё-таки в иркутских кинотеатрах считают, что выгоду свою они не упустили: внимание зрителей всё равно было приковано к экранам.

– Все новогодние праздники у нас работало «Движение вверх». Даже сейчас на него продолжают приходить. Российские фильмы неплохо рекламируются в СМИ, к тому же и тема победы на Олимпиаде выбрана достаточно удачно – для нашей страны она сейчас актуальна, – комментируют в «Баргузине». – Вторым по посещаемости в новогодние праздники у нас оказался фильм «Ёлки новые» (Россия, стартовал 21 декабря), далее идёт мультфильм «Три богатыря и принцесса Египта» (Россия). Неплохо сработал и «Джуманджи: зов джунглей» (США), хотя показ его начался раньше праздников.

И только на четвёртый день нового года стартовал показ зарубежной премьеры – «Величайшего шоумена». Это была единственная крупная голливудская премьера, которую показывала киносеть «Баргузин» в праздники.

Екатерина Макаренко, директор кинотеатра «New Cinema», также констатирует: «Поскольку в основном у нас были представлены российские фильмы, они в конечном итоге и стали лидерами проката в дни зимних каникул».

1–8 января, по её словам, на пике был фильм «Движение вверх», на который люди «шли, ориентируясь на отзывы других», некоторые зрители даже приходили по два раза. На втором месте держались «Три богатыря», а вот на третьем в отличие от статистики «Баргузина» оказался фильм «Джуманджи», вытеснивший российские «Ёлки».

– Потенциал у «Джуманджи» очень хороший. Несмотря на то что запущен он был в середине декабря прошлого года, его хватило и на праздничные дни. А вот его голливудский «собрат» – «Величайший шоумен» с Хью Джекманом в главной роли – сработал в новогодние праздники очень слабо, хотя потенциал у фильма, как мы рассчитывали, очень сильный. Надеемся, что сейчас он раскроется, – рассказывает Екатерина Макаренко.

«New Cinema» решила побороться за зрительское внимание в новогодний уик-энд также ещё одной премьерой 2017 года, которую все остальные конкуренты уже сняли с проката.

– Мы оставили на новогодние праздники фильм «Легенда о Коловрате», премьера которого состоялась ещё в ноябре. И нисколько не пожалели – была 80–100-процентная заполняемость зала. Сначала мы хотели его показывать только до 3 января, но в итоге продлили на всю следующую неделю, – рассказывает директор кинотеатра.

По её словам, аудитория кинотеатра за этот год его работы заметно расширилась, кроме иркутского зрителя удаётся привлечь и иногородних посетителей:

– Мы анализируем зрительский поток через опросы, геолокацию, наблюдаем в соцсетях. Получается, что в новогодние праздники к нам приезжали жители Ангарска, Шелехова, Листвянки. Раньше мы выстраивали свою политику, ориентируясь на иркутян, теперь будем её корректировать.

Елена Бузико из «Чайки» подчёркивает, что их кинотеатр всё-таки является «классическим», он расположен не в торговом комплексе и не имеет развлекательных зон, какими сейчас заманивают к себе аудиторию остальные гиганты рынка.

– В Иркутске в этом году появились новые крупные игроки – наши конкуренты. Таким образом, можно констатировать естественное перераспределение зрителей. Мы в этих условиях работаем уже около года, и говорить о трендах с точки зрения посещаемости будет с нашей стороны некорректно. Конечно, в выигрыше сейчас кинотеатры, которые находятся в торговых центрах: люди любят гулять по торговым центрам, а просто поход в классический кинотеатр немного отходит. Наш зритель – тот, кому не интересны шопинг и скидки. Мы делаем упор на семейные просмотры, на жителей нашего района – вокруг «Чайки» разрастается жилой район, строятся новые дома.

Если говорить о расстановке сил среди картин, которые показывала в праздники своим уставшим от шопинга зрителям «Чайка», то здесь тоже всё оказалось предсказуемо. Те из иркутян, кто предпочитает поход в классический кинотеатр, всё-таки отдали предпочтение, как и зрители других кинотеатров, «Движению» и «Богатырям».

– Далее идут американский мультик «Фердинанд», «Джуманджи» и «Ёлки новые». Затем подключился «Величайший шоумен» – очень красивая история, но всё-таки фильм не выстрелил, как мы надеялись. К мюзиклам наша российская аудитория не приучена, их надо любить и понимать. А Америка всё-таки выросла на бродвейских постановках, такие фильмы они по-другому воспринимают, – делится своей точкой зрения Елена Бузико.

В «Чайке» также отмечают, что они не отказались бы от дополнительных сеансов по таким голливудским фильмам, как «Звёздные войны» и «Джуманджи»: на иностранный контент российский зритель пока идёт лучше, чем на отечественный, отмечает эксперт.

– За экшеном люди идут всё-таки на зарубежные картины. Но и российские фильмы неплохого с художественной точки зрения качества, например, «Движение вверх», «Экипаж», «Легенда № 17», «Салют-7», «Время первых», естественно, привлекают зрителя. Хотя в плане достоверности, исторической точности здесь всё очень зыбко. Всё же надо понимать, что это не документальное кино, – рассуждает Елена Бузико.

В контексте

По итогам минувшего 2017 года совокупный бокс-офис национального кинопроката вырос на 10,9% и составил 53,6 млрд рублей (2016 год – 48,4 млрд рублей), сообщает пресс-служба Минкультуры РФ. Посещаемость выросла на 11,4%, в кинотеатрах страны было продано 213,4 млн билетов (2016 год – 191,9 млн билетов). Сборы и посещаемость российского кино выросли в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Каждый четвёртый билет был куплен на сеанс фильма производства РФ.

Так, кассовые сборы отечественных фильмов составили 13 млрд рублей (в 2016 году – 8,6 млрд рублей), сборы зарубежных фильмов остались на уровне 2016 года и составили 40,5 млрд рублей (в 2016 году – 39,7 млрд рублей). Отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели 54,7 млн зрителей – на 19,5 млн зрителей больше, чем в 2016 году, обеспечив тем самым более чем 55-процентный прирост посещаемости российских картин.

В Иркутской области, по данным Фонда кино, лидерами 2017 года стали «Пираты Карибского моря» (114 тыс. зрителей, 30,8 млн рублей сборов и более 3 тыс. сеансов), «Последний богатырь» ( 106 тыс. зрителей, 22,3 млн рублей сборов и 2,4 тыс. сеансов) и мультфильм «Босс-молокосос» (88 тыс. зрителей, 21,6 млн рублей сборов и 1,8 тыс. сеансов). Далее идут «Форсаж», «Стражи Галактики» и «Гадкий я». Только один из вышеперечисленных фильмов является российским, он занял вторую строчку в годовом рейтинге.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector