издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ангарский маньяк не одобрял бабников

В областном суде исследован эпизод убийства ловеласа, который бахвалился своими внебрачными связями

Рассмотрение «второй серии» чистосердечных признаний ангарского маньяка Михаила Попкова, уже приговорённого к пожизненному заключению за убийства местных жительниц, продолжается. В очередном уголовном деле, состоящем из 322 томов, собраны доказательства ещё 60 нападений экс-милиционера. Сам он по-прежнему убеждён в том, что выполнял важную миссию – «вычищал» город от безнравственных женщин, пренебрегавших семейными ценностями. Но неожиданно выяснилось, что одной из жертв «принципиального» убийцы стал представитель сильного пола. Правда, тоже не безгрешный, к тому же любитель похвастать своими сексуальными победами на стороне. Именно за это он поплатился.

Эпизод убийства Евгения Ш. 1971 года рождения рассматривался в открытом судебном заседании. Одним из доказательств, представленных стороной обвинения, стала явка с повинной, написанная Михаилом Попковым ещё в сентябре 2015 года. В этом документе обвиняемый признался, что весной 1999 года в лесном массиве, расположенном с правой стороны Московского тракта между улицами Чайковского и Хлебозаводской в Ангарске, он убил мужчину. На допросах Попков подробно описал обстоятельства совершения этого преступления. Ночью таксовал, как обычно. Подвыпивший мужчина попросил подвезти. Только не домой, где ждала жена, а к любовнице. Сначала – к одной, а когда там по какой-то причине получился облом, отправились по другому адресу. Пока ехали, пассажир хвалился своими подвигами «по этой части». Только «аудиторию» он для своих выступлений выбрал явно неудачно.

Добравшись до лесочка, «таксист» казнил неверного мужа. Как сам рассказывал, наносил удары руками и тяжёлым предметом по телу и лицу, после чего задушил. Труп оттащил вглубь леса и скинул в траншею. В личных вещах убитого незнакомца обнаружил связку ключей и удостоверение сотрудника милиции, проходившего службу в соседнем райотделе. Тот факт, что жертвой стал коллега, нисколько не обескуражил борца за чистоту нравов. Попков подобрал найденные вещи и выбросил их на противоположной стороне автомобильной дороги. В материалах дела имеются схемы, на которых сам подсудимый указал, где именно состоялась «казнь».

Эта же информация подкреплена следственным действием «проверка показаний на месте» с применением видеосъёмки. На ролике видно, что обвиняемый безо всяких подсказок демонстрирует последний путь своей жертвы – от точки, где они встретились, до участка в лесном массиве, где случайный пассажир распрощался с жизнью. Надо ли говорить, что это место полностью совпало с той полянкой, где в мае 1999 года был обнаружен труп пропавшего без вести мужчины. В судебном заседании исследован протокол осмотра места происшествия, составленный 19 лет назад. Подробности в нём шокируют. Поскольку тело обнаружили спустя две с половиной недели после убийства, находка в траншее мало вязалась с образом 28-летнего любимца женщин – симпатичного мужчины с вьющимися русыми волосами. На земле неподалёку от трупа валялись его футболка и толстовка «с пятнами бурого цвета, похожими на кровь», полусгнивший портфель и полиэтиленовый мешок. Кроме этих вещей на месте происшествия был только мусор. Сведения о велосипедной раме, металлическом корпусе стиральной машины «Рига-13», двух кусках жести и большой железяке оказались аккуратно вписанными в протокол. При дополнительном осмотре места происшествия уже в 2016 году на противоположной стороне автомобильной дороги в точке, указанной обвиняемым Попковым, следователи обнаружили и изъяли фрагмент служебного удостоверения сотрудника УВД и связку ключей, принадлежавшие когда-то Евгению Ш.

Свидетелем по этому эпизоду проходил также прокурор-криминалист ангарской прокуратуры, выезжавший в мае 1999 года в качестве дежурного следователя на осмотр места происшествия в лесной массив, где был обнаружен труп с признаками насильственной смерти. Когда Попков дал признательные показания, бывший сотрудник прокуратуры привёл следственную бригаду на тот же участок, который показал и сам маньяк.

У него потрясающая память. На предварительном следствии по этому эпизоду проводилось опознание жертвы по фотографии. Попкову были предложены снимки трёх разных мужчин – и он уверенно узнал человека, вызвавшего у него почти два десятка лет назад сильную неприязнь. Спустя столько времени он безо всяких затруднений детально воспроизвёл на месте происшествия сцену убийства незнакомца, показав на манекене, как именно он с ним расправился. И продемонстрированные им детали, по мнению стороны обвинения, полностью совпадают с заключениями судебных экспертиз. Очевидно, не зря психиатры поставили Попкову диагноз – гомицидомания (влечение к убийствам) с садистскими элементами. Заключение судмедэкспертизы, составленное сразу после обнаружения трупа, содержит леденящие кровь подробности. Непосредственной причиной смерти Евгения Ш., как сказано в документе, стало сдавливание шеи эластичной петлёй с последующим развитием странгуляционной асфиксии. Но кроме этого при судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены и другие телесные повреждения: открытая черепно-мозговая травма с переломами теменных и височных костей, перелом носовых костей, ушибленно-рваные раны головы, нанесённые твёрдым тупым предметом незадолго до наступления смерти. Все травмы, по мнению экспертов, могли быть причинены при обстоятельствах, указанных самим Попковым.

Судебно-химическое исследование крови убитого показало, что перед смертью он находился в средней степени алкогольного опьянения. Зачитывались в судебном заседании и показания свидетелей – двух товарищей Евгения Ш., в компании которых он весело проводил время до роковой встречи с убийцей. Они поведали следователю, что в ночь с 26 на 27 апреля 1999 года втроём распивали спиртные напитки на берегу реки Китоя за ДК «Современник». Приятель, уехавший домой раньше, сказал, что Евгений с другом «продолжили праздник». Но, наконец, и они решили разойтись. èèè

Благоразумно поставили автомобиль в Юго-Западном ОВД города Ангарска, чтобы не садиться за руль пьяными, и остановили попутку, иномарку тёмного цвета. Второй участник «праздника» был доставлен домой около трёх часов ночи в целости и сохранности. Его мама смотрела из окна, как сын, прежде чем закрыть пассажирскую дверь машины, крикнул: «Женя, позвонишь!» Больше Женю живым никто не видел. На третий день после исчезновения оперуполномоченного сотрудника милиции, которого все характеризовали как весёлого и уравновешенного человека, начались его поиски – у супруги приняли соответствующее заявление. И только сейчас уголовное дело, почти два десятилетия пылившееся в архивах, получило шанс завершиться приговором.

Эпизод убийства неверного супруга – единственный такого рода в серии инкриминируемых Попкову преступлений. Можно сказать, исключение из установленного им самим правила. Жертвами маньяка, кроме этого случая, всегда становились женщины, которых он считал гулящими. Однако и до встречи с Евгением Ш. ему приходилось лишать жизни представителей сильного пола. Такое случалось дважды. И в этих событиях следователи не нашли состава преступлений, но на психоэмоциональном состоянии Попкова оба случая отразились. Такой вывод сделала комиссия судебно-психиатрических экспертов, в которую входил и научный сотрудник лаборатории судебной сексологии Центра имени Сербского.

Специалисты указали в заключении: вплоть до 1996 года нападения Попкова на женщин были единичными, потом их количество резко возросло. Сам подэкспертный соотнёс этот факт со стрессовыми ситуациями на работе. Одна из них была связана с убийством преступника при задержании. Попков подробно описывал испытанное им ощущение недоумения и досады, когда после двух произведённых им выстрелов нарушитель продолжал бежать. И тогда уже он «прошил беглеца очередью». В том же году во время очередного задержания преступника была угроза жизни самого Попкова, поскольку нарушитель воспользовался боевой гранатой. Эти события стали толчком к совершению ряда нападений на женщин.

Ещё одной невольной жертвой Попкова стал мотоциклист, который в 2011 году врезался в его автомашину. По этому факту проводилась проверка, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. О двух этих случаях неумышленного причинения смерти потерпевшим следователю рассказывала супруга Попкова. Она утверждала, что муж «долго и тяжело переживал эти события, они были для него очень болезненными».

Но много ли она знала о своём муже? Какой-то свет на преступление 1999 года, жертвой которого стал загулявший коллега Попкова, проливают рассуждения подсудимого об «идеальной семье». Он делился ими со специалистами в ходе экспериментально-психологического исследования. Мужчина, по понятиям Попкова, обязан уделять время не только своей работе, карьерному росту, но и домашним делам, участвовать в воспитании детей. Подэкспертный даже заявил, что, в конечном счёте, семья является более значимой частью жизни мужчины, чем работа. Вот его выражение: «Семья – самое важное в жизни мужчины, а если семья обесценивается, то…» Договаривать фразу Попков не стал. При случае он показал на деле своё критическое отношение к тем мужикам, кто недостаточно ценит супружескую верность и гармонию семейных отношений.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры