издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Театральная пушкиниана

  • Автор: Арнольд Беркович

Много поколений в России сменилось со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И каждое жило, развивалось и обогащалось произведениями «солнца русской поэзии». Формированию нравственного и культурного уровня народа во многом способствовали и театральные коллективы, для которых практически все жанры пушкинского литературного творчества представляли золотой фонд сценического воплощения.

Иркутский театр музыкальной комедии, предшественник Иркутского музыкального театра, за свой более чем пятидесятилетний период существования в репертуаре систематически обращался к пушкинским произведениям. Цикл их открыла в 1952 году музыкальная комедия композитора Ковнера «Акулина» по повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Лирический сюжет, увлекательная интрига и замечательный язык повести, трогательно сохранённый драматургом Адуевым в музыкальной комедии и обогащённый нежной, легко запоминающейся музыкой, позволили режиссёру Орловскому и дирижёру Балло создать многокрасочное представление, хорошо принятое иркутскими зрителями. В 1974 году режиссёр Лукавецкий и дирижёр Тобиаш вернули музыкальную комедию на сцену, а в нынешнем году уже музыкальный театр создал мюзикл «Барышня-крестьянка» в постановке и по либретто главного режиссёра театра Анны Фекеты и с музыкой композиторов Анны Шатковской и Татьяны Шатковской-Айзенберг.

В 1959 году балетмейстеры Куржиямская и Гулеско ставят балет «Бахчисарайский фонтан», который в 1971 году к памятным пушкинским дням возобновляют с большим успехом балетмейстер Пасикова и главный дирижёр театра Кулешов.

Труппы и театра музыкальной комедии, и – в большей степени – музыкального театра отличались наличием квалифицированных вокалистов, которые с удовольствием участвовали в постановках опер, созданных по произведениям Пушкина. Так, в 1978 году театр поставил оперу Рахманинова «Алеко», которую возобновил уже в новом составе в 1995 году. Затем последовали оперы Даргомыжского «Каменный гость» (1999) и Чайковского «Евгений Онегин» (2010 г. и 2012 г.).

А в 1990 году по сказке Пушкина «О попе и о работнике его Балде» театр поставил музыкальную сказку композитора Кравченко «Ай да Балда».

Урожайным на пушкинские спектакли оказался 2018 год. Кроме «Барышни-крестьянки» в жанре мюзикла балет Иркутского музыкального театра реализовал необычное решение «Пиковой дамы» – в виде пластического фарса, автором либретто, режиссёром и балетмейстером которого стала балетмейстер Пермского театра оперы и балета Ирина Ткаченко.

В 2019 году будет отмечаться 220 лет со дня рождения поэта, и можно предположить, что театральный репертуар обогатится новыми многожанровыми произведениями, в основе которых будут бессмертные пушкинские творения.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер