издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Местечковый вуз – это второсортный вуз»

Весьма жёсткую реакцию профсообщества вызвала инициатива губернатора Иркутской области Сергея Левченко о создании Иркутского педагогического института на базе Иркутского регионального колледжа педагогического образования. Эксперты ставят под сомнение не только экономическую обоснованность такого решения, но и саму идею создания «местечкового» вуза.

Выступая на форуме «Земля Иркутская», министр образования Иркутской области Валентина Перегудова делала доклад об обеспечении системы образования необходимыми ресурсами, о повышении качества и конкурентоспособности, воспитании социально-ответственной личности. Она затронула в том числе и проблему старения педагогических кадров.

– В регионе актуальна проблема старения педагогических коллективов: учителей пенсионного возраста в два раза больше, чем молодых педагогов, – цитировала в пятницу пресс-служба губернатора министра образования. – Поэтому привлечение молодых талантливых педагогов – также одно из важнейших направлений региональной политики. В области действуют меры социальной поддержки молодых специалистов, но этого недостаточно.

В связи с этим губернатор Иркутской области Сергей Левченко дал поручение рассмотреть возможность создания в Иркутской области регионального педагогического института на базе Иркутского педагогического колледжа, написала пресс-служба. Предполагается, что таким образом будет восполнена кадровая нехватка учителей по дефицитным для региона предметам, говорилось в распространённом сообщении.

«Как бы предупреждая вопросы о существовании в ИГУ Педагогического института, губернатор отметил: бюджетных мест там мало, выпускников на область не хватает, а повлиять на количество бюджетных мест мы, мол, не можем, – отреагировала на своей страничке в «Фейсбуке» профессор Пединститута ИГУ Ольга Юрьева. – Приплыли… Это как – не можем? А вы пробовали? А почему не отстояли Педагогический, будучи секретарём КПРФ и как бы поддерживая нашу борьбу за сохранение? Ведь уже тогда, в 2011 году, в наших выступлениях рефреном шло: пройдёт несколько лет, и вы встанете перед проблемой нехватки учительских кадров! И снова будете создавать Пед? Вот, случилось. Только трагедия, как у нас принято, обернулась фарсом!»

Этот пост в соцсетях собрал за короткое время десятки одобрительных комментариев бывших и настоящих учителей. Юрьева указывает на то, что власть уже не первый раз создаёт дублирующие структуры «для кого-то» и «под кого-то». Она напомнила о создании ИРО – двойника Института повышения квалификации работников образования. «Чем закончилось? Правильно: слиянием и уничтожением ИПКРО, и теперь многие учителя годами не могут пройти курсы повышения квалификации по своему предмету, а не по менеджменту, ФГОСам и документации», – отметила Юрьева.

Ещё один пединститут обернётся огромными расходами на «корпуса, оборудование, спорткомплекс, общежитие». Его также необходимо будет обеспечить кадрами. «Вы хоть посмотрели лицензионные требования к институтам? Сможете соответствовать? А, ну да, станете приглашать преподавателей с университетских факультетов и из Пединститута. Так какой смысл «огород городить»? Чтобы кто-то из приближённых получил статус повыше и зарплату побольше? – интересуется Юрьева. – А может, рационально распорядиться деньгами, которые вы хотите выбросить из скудного областного бюджета на удовлетворение чьих-то амбиций? Может, лучше и дешевле создать в области систему поддержки молодых учителей, чтобы они не убегали из школы сломя голову от мизерных зарплат, от того, что на них сваливают всё, что «старым» учителям «не годится»? Платить им надбавки к зарплате, обеспечить жильём».

По мнению Юрьевой, чтобы увеличить количество выпускников Пединститута, необходимо субсидировать дополнительные группы целевиков по дефицитным в школе специальностям (а они, судя по запросам, почти все нынче дефицитные), в течение короткого времени можно решить проблему с кадрами. И обойдётся это бюджету значительно дешевле. «Надеюсь на здравый смысл иркутского правительства, которое не позволит разбазаривать бюджетные средства. Надеюсь на экономистов, которые подсчитают, что выгоднее: создавать новую структуру «с нуля» или помочь области с учительскими кадрами, вкладывая деньги в уже существующий Педагогический институт с более чем столетней историей, с богатейшим опытом, с высококвалифицированными кадрами, с оборудованными корпусами и лабораториями, базами практик», – пишет Ольга Юрьева.

«ВСП» попросила оценить идею «Серого дома» известного историка, профессора ИГУ Льва Дамешека. В Иркутске он, пожалуй, самый авторитетный эксперт в вопросе подготовки школьных преподавателей. И эту репутацию он заработал не только как выпускник Иркутского пединститута, ставший профессором классического университета. Лев Дамешек возглавлял Институт повышения квалификации учителей. Он известен ещё и тем, что, руководя университетской кафедрой, одновременно на протяжении десяти лет преподавал иркутским пятиклассникам историю.

– Решение неразумное. Не надо создавать местечковый вуз, – говорит Лев Дамешек. – Что такое местечковый вуз? Это будет второсортный вуз, куда никакой уважающий себя профессор не пойдёт. Современная тенденция состоит в интеграции.

Он убеждён, что сейчас не время создавать региональные институты. «Необходимо лишь активнее интегрировать Иркутский пединститут в государственный университет, – считает наш собеседник. – Сегодня, на мой взгляд, пединститут как был государством в государстве, так и остался. Если вести речь о подготовке кадров, то разумнее в пединституте сосредоточиться на подготовке дефектологов, специалистов дошкольного образования. Разве ИФИЯМ или истфак ИГУ не могут готовить учителей? Давайте сохраним и классическую, и педагогическую направленность ряда факультетов госуниверситета. В ИГУ всегда были педагогические группы, такие предложения на ряде факультетов существуют и сейчас».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры