издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ради получения страховой выплаты

житель Иркутской области обокрал самого себя

В Иркутской области местный житель обвиняется в попытке мошенничества в сфере страхования имущества. Мужчина застраховал находящееся в его квартире имущество по ряду рисков, в том числе по риску кражи. Спустя две недели он обратился в страховую компанию с заявлением о том, что в выходные дни, пока он отдыхал на природе, его квартиру обокрали. По факту квартирной кражи правоохранительные органы возбудили уголовное дело.

Сотрудники службы безопасности страховщика провели собственное расследование и выяснили, что ценные предметы были вынесены из квартиры самим страхователем накануне отъезда на отдых, что видели соседи. Позже мужчина признался, что спрятал «украденные» предметы бытовой техники в квартире знакомого. По фактам заведомо ложного доноса о совершении преступления и попытки мошенничества в сфере страхования (статья 159.5) возбуждено уголовное дело. Подсудимому грозит денежный штраф и до двух лет ограничения свободы.

«Сотрудникам служб безопасности страховых компаний приёмы мошенников знакомы как свои пять пальцев. Профессиональные мошенники занимаются аферами по-крупному, с инсценировкой страховых случаев, порой с десятками эпизодов. За решётку такие преступники тоже отправляются на крупные сроки. Например, в Челябинске несколько лет назад судили банду страховых мошенников из 21 человека, в которую входило несколько инспекторов ДПС. Виновные получили реальные сроки заключения от 2 лет до 7,5 года. Обычные граждане чаще пытаются завысить сумму ущерба от реального страхового случая. В результате получают отказ в страховой выплате, а в последнее время – ещё и уголовное дело за попытку мошенничества и предоставление заведомо ложных документов», – пояснил юрист информационного проекта «Страхование: Общественная экспертиза».

Порой клиенты страховщиков пытаются скрыть реальные обстоятельства происшествия, чтобы оно соответствовало условиям страхового договора. Так, жительница Иркутска, отправившись в туристическую поездку в Таиланд, попала в аварию на мопеде и сломала ногу. Поскольку управление мопедом входило в список исключений из оформленной туристической страховки, девушка сообщила страховщику, что получила травму, упав с лестницы. Она не учла, что все страховые компании, оформляющие туристические страховки, имеют местных представителей в Таиланде и могут проверить обстоятельства происшествия. В результате девушке было отказано в страховой выплате, а доказательства попытки мошенничества были переданы в правоохранительные органы. Вероятнее всего, вдобавок к расходам на лечение неудачливой туристке придётся заплатить штраф.

«Страховой полис – это проверенный временем инструмент по защите от различных рисков. Можно застраховать себя от потери работы, здоровья, имущества, от стихийных бедствий, от невыплаты кредита или других несчастий. Если ничего не произойдёт, отлично, но если случится несчастье, то вы получите деньги, чтобы лечиться, купить новые вещи, прожить какое-то время без работы. Однако этот инструмент работает, только если подходить к страхованию с умом. Если собираетесь брать напрокат мопед, не пожадничайте доплатить лишние сто-двести рублей и включить поездки на мопеде в страховое покрытие», – прокомментировал ситуацию эксперт Игорь Моржаретто.

Впрочем, жулики-любители составляют малую долю совершающих преступления в сфере страхования. Основной упор полиция и страховые компании делают на борьбу с профессиональными преступниками. Ради этого страховщиками области было создано Бюро страховых историй. С его помощью отслеживаются конкретные люди, чья деятельность имеет признаки мошенничества, и информация о них передаётся в правоохранительные органы. К расследованию страховых мошенничеств подключился отдел борьбы с экономическими преступлениями (ОБЭП), возбуждается всё больше уголовных дел, заканчивающихся для фигурантов реальными тюремными сроками.

Профессиональные мошенники могут представляться страховыми агентами или страховыми посредниками, юристами. В первом случае жулики предлагают купить с рук дешёвую страховку, а в результате либо вручают фальшивый полис страхования, либо, получив личные данные клиента, снимают деньги с его банковской карты. Во втором случае мошенники предлагают помочь в получении страховой выплаты после наступления страхового случая. Задача таких «юристов» – получить подпись клиента о том, что он передаёт им право на представление своих интересов в суде. Позже они возбуждают дела против страховщика от имени потерпевшего, забирая выплаты себе. Сам пострадавший доступ к этим деньгам не получает, однако в случае возбуждения дела по факту страхового мошенничества рискует оказаться в соучастниках.

Правоохранительные органы области призывают граждан никогда не диктовать данные банковских карт или иных документов по телефону неизвестным лицам и покупать полисы страхования исключительно на официальных сайтах страховых компаний или в их представительствах.

«При любом звонке по телефону с предложением провести какую-либо денежную операцию – купить страховку, перевести деньги за «помощь в оформлении кредита» и так далее – надо держать в уме, что с вероятностью 99% вам звонят мошенники», – предупреждает Игорь Моржаретто.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер