издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Московская осень» снова на Ангаре

  • Автор:  Милада Кустова, Фото:  из архива редакции

Один из самых крупных фестивалей современной музыки «Московская осень» с 2015 года ежегодно проходит в Иркутской областной филармонии. Учреждённый Союзом московских композиторов в 1979 году, он все годы своего существования проводился только в Москве, но благодаря творческой энергии маэстро Илмара Лапиньша, художественного руководителя и главного дирижёра Губернаторского симфонического оркестра, фестиваль закрепился на страницах иркутской летописи, получив дополнение к названию – «на Ангаре».

Уже четвёртый год музыканты оркестра под управлением маэстро с энтузиазмом ведут это важное просветительское дело, исполняя на концертах фестиваля множество неповторимых, единственных в своём роде образцов современного музыкального искусства. Ключевая идея фестиваля – знакомство публики с современным профессиональным композиторским творчеством. Каждый концерт фестиваля – событие долгожданное и уникальное, дающее возможность познать новое. Ведь, как правило, при интерпретации своих произведений присутствуют авторы, а многие сочинения программы переживают своё премьерное исполнение.

В начале ноября нынешнего года иркутский слушатель вновь соприкоснулся с творениями современного искусства. А гостями Иркутской филармонии в этом году стали два талантливых композитора – представители Московской композиторской школы Павел Зингер и Юрий Воронцов. Павел Зингер родился в Пятигорске в семье этнического немца, окончил Московскую Государственную консерваторию имени Чайковского, аспирантуру по специальностям «Композитор» и «Концертный пианист», затем обучался в Венской высшей школе музыки. Но, оказавшись за рубежом, где началась его активная профессиональная деятельность, Павел Зингер связь с Россией не терял.

На вопрос журналистов, каким композитором он считает себя в большей степени – русским или австрийским, Павел ответил: «Воспитывался я в семье, где звучали немецкие песни, но учился я у русских композиторов, поэтому считаю себя русским композитором немецкого происхождения». В рамках фестиваля «Московская осень на Ангаре» Иркутский губернаторский симфонический оркестр уже не раз играл сочинения автора. А в первом отделении программы концерта состоялось премьерное исполнение написанного специально для Иркутского губернаторского симфонического оркестра произведения Павла Зингера – фестивальной увертюры «На зов времён». Впервые для иркутских слушателей был исполнен Сoncerto grosso для фортепиано, скрипки-соло и струнных. Это произведение Павла Зингера совершенно различное в стилевом отношении и поэтому более сложное для восприятия. Сохраняя все формообразующие черты барочного жанра Сoncerto grosso, сочинение написано в форме вариаций на неизменную тему, но воплощено и реализовано это уже совсем иными композиторскими приёмами.

Ещё одной премьерой для Иркутска стала «Пятая симфония» Юрия Воронцова, написанная в 2008 году и отмечающая в этом году десятилетний юбилей своей сценической жизни. О стиле этого композитора можно встретить следующее высказывание: «Не столько авангард или модернизм характеризует сочинения этого автора, а скорее решение вечных тем красоты, гармонии и совершенства». Действительно, тема красоты и вечные вопросы жизни отражены в творчестве Юрия Воронцова, а сам автор высказывался так: «Для меня большое значение имеет красота, люблю её как в жизни, так и в музыке». Симфония всегда являлась философским сочинением, воплощением модели мира. Но со временем способы музыкального выражения поменялись, вместо ясной диатоничной мелодии теперь используется красота звуковых комплексов, серии звуков, красочных тембровых сочетаний. Изменилось и временное пространство музыкального произведения, что образовало явление сонорной композиторской техники. «Пятая симфония» Юрия Воронцова посвящена теме России и отражает те события, которые произошли в 20 столетии.

Тематика сочинений Валерия Кикта, выпускника Московского хорового училища, Московской государственной консерватории имени Чайковского, просветителя, композитора, также говорит об огромном интересе автора к вечной теме истории России, теме сохранения и обогащения её духовных традиций. Концерт для трубы с оркестром написан Валерием также специально для Губернаторского симфонического оркестра и солиста из его состава музыкантов Михаила Сторожева. Сочинение вновь премьерное! В нём сочетаются черты современной композиторской техники и противопоставленная им яркая лирическая тема. Эти два противоположных начала символизируют столкновение двух вечных вопросов человечества – осознания современной жизни и умения сохранить духовную чистоту.

В завершение вечера фестиваля «Московская осень на Ангаре» прозвучали «Семь портретов» из балета «Семь красавиц» Кары Караева к столетию со дня его рождения, они погрузили публику в атмосферу сказочного Востока, наполнив зал звучаниями узорчатых мелодий. Небольшое расслабление после сложной, нестандартной, но безумно интересной своей новизной музыки. Звучавшие на концерте произведения в исполнении Губернаторского симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств России Илмара Лапиньша приобрели новую жизнь и признание среди иркутских слушателей, обогатив их музыкальный опыт и впечатления.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер