издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Андрей Базанов: «С каждым надо говорить»

В каждом деле, будь то сварка металла или руководство коллективом, важно видеть суть вещей. К этому следует прибавить ответственность за свои поступки. Таковы слагаемые профессионализма, без которых очень сложно состояться в энергетике. В этом уверен заместитель начальника цеха топливоподачи Усть-Илимской ТЭЦ Андрей Базанов.

Истории многих энергетиков, работающих в Усть-Илимске, схожи в одном: кто-то приехал в северный город по комсомольской путёвке, кто-то – по распределению. После выпуска из Братского педагогического училища сюда направили и жену Андрея Васильевича. Сам он сварщик, закончивший городское профессионально-техническое училище, учился в Железногорске-Илимском. Переезд воспринял с определённым энтузиазмом: здесь вовсю кипели стройки, так что специалист его профиля легко мог найти работу. Особенно специалист высокой квалификации, у которого уже был опыт работы с техникой леспромхоза. «Газом я варить умел, электричеством тоже, – рассказывает Базанов. – Ремонтировал те же лесовозы или бульдозеры. Очень нравилось варить газом тонкий металл: когда в посёлке работал, люди то коляску от мотоцикла приносили, то какую-нибудь ванну. Работал со всем – вплоть до консервной банки. Это показатель высшего мастерства: она же тоненькая, надо смотреть, чтобы металл только-только начал розоветь, потому что иначе прожжёшь её или расплавишь».

В этих словах нет ни грамма хвастовства, что подтвердит любой, кто близко знаком с Андреем Васильевичем. Нет, в том, как собеседник газеты их произносит, чувствуется исключительно уверенность профессионала своего дела с огромным опытом за плечами. На Усть-Илимской ТЭЦ Базанов работает с июня 1982 года. «Узнал, что в топливно-транспортный цех требуются сварщики, – с улыбкой вспоминает он. – Подумал: «Здесь тот же транспорт, с которым я уже работал». Когда пришёл, спросил у старшего мастера Валерия Михайловича Кузнецова: «Какая техника у вас есть?» Он ответил, что бульдозеры, тракторы и тому подобное. Сказал, что это всё мне знакомо, а потом оказалось, что надо не только транспорт, но и всю топливоподачу обслуживать. Тем не менее к обязанностям приступил и работаю здесь уже 36 лет».

Работать довелось и на монтаже шестого котла Усть-Илимской ТЭЦ – квалифицированных специалистов остро не хватало, а обязательства по вводу станции со всем лесопромышленным комплексом нужно было выполнять, поэтому брали людей с других участков. Учитывая специфику работ, сварщики были на вес золота. «Меня начальник цеха вызвал, – объясняет Базанов. – Говорит: «Андрей, иди туда. Там пусковой комплекс, смены по двенадцать часов, так что заработок будет хороший». И мне самому было интересно вместе с монтажниками поработать. Дело было в ноябре 1982 года. Когда Брежнев умер, я как раз на смене был». Примечательно, что на третьей полосе номера «Восточно-Сибирской правды» от 12 ноября 1982 года, в котором сообщалось о кончине генсека, упоминались и Усть-Илимская ТЭЦ, и сварщики. Правда, последние – с Братского лесопромышленного комплекса.

Базанов проработал сварщиком 6 лет. За это время научился многим секретам мастерства, о чём свидетельствует хотя бы полученный пятый разряд, позволяющий работать на трубах высокого давления. «Надо видеть металл, как он ложится, как плавятся кромки, – делится Андрей Васильевич одним из них. – Видимо, это определённый дар, потому что иначе не было бы ситуаций, когда человек закончил учиться на сварщика, получил диплом, но дело у него не идёт». Врождённые умения требуются и в работе с людьми, которой собеседник «Сибирского энергетика» отдал немало лет. «Ко всем нужен отдельный подход, с каждым надо говорить, – подчёркивает он. – Бывает, что человек вспылит, но если найдёшь правильные слова, то потом он в большинстве случаев признаёт: «Да, я был не прав». Действительно, возникают ситуации, когда приходится выходить во вторую смену подряд, и это вызывает справедливое возмущение: «Почему я за этого или этого должен работать?» Но кто-то же должен! Мы же все, приходя на ТЭЦ, понимаем, что за нами – целый город. Надо соответствовать высокому званию энергетика».

Таков подход профессионала, который 14 лет проработал начальником смены в цехе топливоподачи и отвечал за слаженную безаварийную работу множества механизмов – от вагоноопрокидывателя до бункеров сырого угля. В прежние годы, когда ТЭЦ работала прежде всего на нужды Усть-Илимского лесопромышленного комплекса, через цех ежесуточно проходило до 10 000 тонн топлива. «Представьте себе, что одна «вертушка» – это четыре с половиной тысячи тонн угля, – говорит Базанов. – В ней 60 вагонов, которые надо принять, разгрузить и сдать порожними. Только одну партию угля разогрел – вторая идёт. Уходишь с работы – тракт гудит, приходишь – тракт гудит. Всё работает, ни на минуту не останавливается. Транспортёрная лента раньше часто рвалась – нагрузки большие, а при горячей вулканизации хорошо проклеиваются только её края, тогда как центр балки не прижимают. Но, скажу честно, за то время, что я здесь работаю, по вине цеха топливоподачи производство энергии не останавливалось ни разу. Если что, мы руками уголь подадим, лопатами».

Этой фразой Андрей Васильевич фактически формулирует ответ на вопрос о том, какое качество является самым главным для энергетика. Кратко он звучит так: ответственность. Столь же важны стремление всегда учиться чему-то новому и умение работать в коллективе, состоящем, как правило, из единомышленников. Это убедительно доказывает пример Базанова, который заочно закончил Братский государственный университет, после того как технический директор Усть-Илимской ТЭЦ настоял на его переводе на должность начальника цеха топливоподачи. На этом посту, кстати, Андрей Васильевич задержался недолго – три года. «Молодым надо дорогу давать, – называет он причину, по которой в 2006 году перешёл в заместители начальника цеха. – Поэтому сейчас я занимаюсь подготовкой кадров».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры