издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Призрак аэропорта

Реализация проекта по строительству нового терминала аэропорта приостановлена

До 1 августа продлён срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства губернатором и правительством Иркутской области. ФАС усмотрела признаки сговора между правительством региона и частными компаниями, с которыми было заключено соглашение о строительстве нового терминала. Первоначально все аспекты сделки планировали рассмотреть до 1 февраля. Однако ведомству потребовалась «дополнительная информация». Начало реализации проекта отложено как минимум до вынесения решения.

Дело по признакам нарушения статьи 16 закона «О защите конкуренции» было возбуждено ФАС РФ в октябре. Его фигурантами стали губернатор и правительство Иркутской области, принадлежащий региону Международный аэропорт Иркутск, компании Романа Троценко «АЕОН», «Новапорт», а также «Система управления» и её дочка – «Терминал Иркутск». Всё началось после того, как летом прошлого года между компаниями и правительством региона было заключено соглашение в обход конкурсных процедур. При этом губернатор Сергей Левченко публично заявлял, что сделка абсолютно законна.

Компания «Геоника ЛЛП» сразу попыталась опротестовать соглашение и обратилась в Московский областной суд. Но иск не рассматривался по существу и в самом начале был возвращён истцу по формальным признакам. Ранее в качестве потенциальных инвесторов проекта называли «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Базовый элемент» Олега Дерипаски, которые тоже безуспешно ждали объявления конкурса.

ФАС и раньше проверяла заключённые правительством области сделки по управлению «воздушными» активами. В частности, проверки проводились в 2017 году, когда региональная структура «Корпорация развития Иркутской области» и «Новапорт» учредили АО «ИркутскАэроинвест». Однако нарушений не было выявлено.

Продлили срок

Подтвердить или опровергнуть наличие сговора между правительством и компаниями, вошедшими в список участников проекта в 2018 году, ФАС должна была до 1 февраля. Но срок рассмотрения дела продлён до 1 августа 2019 года «в связи с необходимостью получения дополнительной информации». Об этом сообщается на сайте службы.

Удивляться этому не стоит. В конце прошлого года ФАС официально заявляла, что столкнулась с прямым противодействием со стороны фигурантов дела. «ООО «Новапорт» и ООО «АЕОН» отключали серверы, на которых находятся документы. Сотрудников антимонопольного ведомства не допускают в кабинет заместителя губернатора Иркутской области Дмитрия Чернышова», – сообщалось на сайте ФАС в декабре.

В ответ пресс-служба правительства заявила, что никакого противодействия нет, просто руководитель аппарата отсутствовал на рабочем месте. По мнению губернатора, проверки ФАС тоже кем-то «инициированы» не оттого, что ведомство видит возможное нарушение закона, а по каким-то иным причинам.

«Мы получили предостережение ФАС и пожелание о том, чтобы приостановить строительство нового терминала. С юридической точки зрения мы делаем всё верно и знаем, кто инициирует (проверки ФАС. – «ИФ»)», – сказал губернатор «Интерфаксу» в кулуарах Российского экономического форума в Сочи, который состоялся на прошлой неделе.

Вернуть нельзя

Скандалы вокруг аэропорта не утихают с 2015 года, когда ценный актив был передан из федеральной собственности в областную. Правительство области и федеральный центр подписали соглашение, в котором был детально прописан график реконструкции аэропорта. В частности, не позднее 2022 года у нас должен был появиться современный комплекс со зданием аэровокзала и взлётно-посадочной полосой высокого класса безопасности.

Москва при этом брала на себя финансирование строительства ВПП и приобретения навигационного оборудования в объёме 23 млрд рублей. Деньги уже были заложены в федеральной программе развития транспортной системы России. Регион, со своей стороны, гарантировал привлечение 50 млрд рублей на создание инфраструктуры, включая строительство терминалов.

Соглашение никто не отменял, оно по-прежнему является действующим. Вот только правительство области не просто не исполняет оговорённые в нём сроки, а игнорирует их. По этой причине Иркутск был исключён из федеральной программы и потерял деньги.

Региональные эксперты опасались, что неисполнение соглашения и вовсе может привести к тому, что Федерация истребует назад акции такого ценного актива, как аэропорт.

– До сих пор это не сделано и не будет сделано, – считает председатель правления областной общественной организации «Байкальский центр гражданской экспертизы» Юрий Фалейчик. – А причина проста. Механизм передачи акций из федеральной собственности в областную существует. А вот механизма их возврата просто нет. Все аэропорты уже переданы в собственность регионов. В Федерации не осталось структуры, которая ими управляет. Другого типа санкций на случай неисполнения соглашения пока не предусмотрено.

Время разбрасывать камни

Регион давно мечтает о новом аэропорте. Но воплотить мечты в жизнь не может. Пока единственное соглашение, которое правительству области с горем пополам удалось заключить, является предметом внимания ФАС, невозможно рассчитывать на реальное развитие проекта. Для этого даже не требуется какое-то особое постановление контролирующих органов.

– Никто не станет вкладывать в проект серьёзные деньги ни с той стороны, ни с другой, пока идут разбирательства в ФАС, – говорит Юрий Фалейчик. – Инвесторам нужны чёткие гарантии. Это значит, что начало строительства опять отодвигается на неопределённый срок.

Впрочем, мы всё равно доподлинно не знаем, существует ли проект на самом деле и в какой степени готовности находится. До сих пор общественности предъявили только первый камень, заложенный на месте будущего терминала. Между тем любой проект, реализуемый на Байкальской природной территории, должен пройти государственную и экологическую экспертизу, в рамках которой предусмотрено проведение общественных слушаний.

– Никакой проект в границах Байкальской природной территории не может быть реализован, пока его не рассмотрят на общественных слушаниях, – говорит Юрий Фалейчик. – Мы в любом случае увидим его и поймём, что он из себя представляет.

Конечно, немного странно закладывать первый камень в здание-призрак, не существующее даже в проекте. Но в Иркутской области случались и более абсурдные ситуации. Фантомный терминал аэропорта Сергея Левченко – не самая удивительная из них.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры