издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Три странички театральной истории

К 95-летию со дня рождения артистки Елены Волошиной

  • Автор: Иван Колокольников

Исполнилось 95 лет со дня рождения народной артистки РСФСР Елены Константиновны Волошиной. Иркутяне хорошо помнят эту темпераментную, экстравагантную артистку. Дебютировав на сцене Иркутского театра музыкальной комедии в 1956 году, она посвятила театру всю жизнь. Менялись директора, главные дирижёры, режиссёры. Сама музкомедия стала Иркутским музыкальным театром. Наступил новый, XXI век... А Волошина оставалась на сцене. И даже в весьма преклонном возрасте была ассистентом режиссёра.

Артистка скончалась в 2014 году в возрасте 90 лет. Память о себе она оставила очень яркую. Имя Волошиной и сейчас в культурных кругах звучит достаточно часто. А в мае прошлого года на стене дома, где жила Елена Константиновна, появилась мемориальная доска. Установка памятной доски стала для всех почитателей таланта артистки радостным событием. Однако спустя две недели у меня зазвонил телефон. Звонила Ольга Павловна Плотникова – деятельная иркутянка, проявляющая неравнодушие к истории города. Я знал эту женщину по мероприятиям краеведческого профиля. Она сообщила, что проходила через двор, где некогда жила Волошина, и увидела, что около мусорных баков вывалены документы из личного архива артистки. Я попросил Ольгу Павловну собрать их.

Что же было обнаружено? Стопочка театральных программок разных лет. Многие – с подписями режиссёров. Кроме того – фотографии Елены Константиновны и бумаги с записями. Пообщавшись с соседями, узнал, что родные артистки, уезжая из квартиры, попросту оставили всё это внутри. А новым хозяевам, ясное дело, подобные вещи ни к чему. Однако каждый из найденных документов хранит память об определённом этапе жизни Елены Волошиной. Более того, все эти программки и фотографии – настоящие странички театральной истории.

Возьмём лишь три программки и попробуем присмотреться к тому, какие события стоят за каждой из них. Первая программка возвращает нас в 1945 год и сообщает о том, что в музыкально-драматическом театре комбината «Воркутуголь» поставлена оперетта «Коломбина» Алексея Рябова. В роли танцовщицы Этельки – Елена Волошина. Поставлен же спектакль Борисом Мордвиновым.

Итак, что же это за театр? Оказывается, история его очень интересна. Театр, как и сам комбинат, находился в ведении НКВД. Казалось бы, творческой свободы здесь явно не может быть, однако это не так. В составе театра, возникшего в 1943 году, объединились заключённые, ссыльные и вольнонаёмные. Здесь были и яркие профессионалы, и даровитые любители. В первую очередь следует сказать о режиссёре Борисе Мордвинове. Ранее он работал в Большом театре. Сохранились воспоминания о том, что в северный край этот незаурядный деятель искусства попал потому, что был опьянён своим успехом и, ничего не боясь, однажды рассказал анекдот про Сталина. А такие вещи, как известно, ни к чему хорошему не приводили. Вот и оказался режиссёр в Воркуте. Иная судьба у дирижёра Владимира Микошо. Блестящий музыкант с успешным опытом работы в столице угодил на север потому, что побывал в немецком плену. Здесь же, в воркутинском театре, работал и яркий вокалист Борис Дейнека – перед войной один из ведущих солистов Всесоюзного радиокомитета.

Что же до героини нашей статьи, то она, подобно Владимиру Микошо, была сослана за кратковременное пребывание в немецком плену. Казалось бы, судьба совсем ещё молоденькой девушки безнадёжно сломана. Однако благодаря тому, что она попала в столь необычный коллектив с уникальной творческой атмосферой, Волошина не только не сломалась, но и, напротив, успешно заявила о себе, обрела своё творческое лицо. Интересен один момент: профиль театра был таков, что играть актрисе приходилось как в музыкальных, так и в драматических спектаклях. Это обстоятельство, несомненно, дало Елене Константиновне очень ценный опыт.

Вторая программка извещает о том, что в Иркутском областном театре музыкальной комедии поставлена оперетта Вано Мурадели «Девушка с голубыми глазами». Это май 1966 года. В роли американской артистки Мери Ив выступала тогдашняя прима иркутской оперетты Тамара Лагунова, которую вскоре приняли в Московский театр оперетты.

А роль Елизаветы Матвеевны играла Елена Волошина. К этому времени она уже 10 лет проработала в Иркутске. В городе артистку знали очень хорошо. Нужно сказать, что волошинские героини воспринимались публикой неоднозначно. По собственному выражению артистки, она всегда считала нужным выходить на сцену «на нерве». Поэтому публика никогда не оставалась равнодушной. Кто-то не без основания усматривал в игре Волошиной чрезмерную аффектацию (актриса и не скрывала стремления к гротескной подаче многих образов). Иных, напротив, невероятно захватывала её игра. Как бы то ни было, факт остаётся фактом: артистка тяготела к созданию броских, часто гротескных образов.

И вдруг – такая роль. Елизавета Матвеевна – мать, потерявшая свою дочь во время пребывания в фашистском плену. В итоге девушка находится. Это и есть Мери Ив, которую увёз за океан бывший работник Бухенвальда. Образ Елизаветы Матвеевны, созданный Волошиной, отличался удивительной глубиной. И можно понять: думается, собственная история позволила ей по-особому прочувствовать драму своей героини. Зрители были просто покорены. В этой постановке они увидели совершенно новую Волошину. И вот какие строки мы находим в критической статье, помещённой в номере «Восточно-Сибирской правды» от 31 мая 1966 года: «Сколько мужества, родниковой чистоты и очаровательного благородства в сцене встречи матери с дочерью! Без малейшего нажима, со стерильной точностью, поистине талантливо выполнен Е. Волошиной образ Елизаветы Матвеевны». И это лишь один случай, когда артистка показала, что ей присущи не только уникальная харизма, но и подлинное драматическое дарование.

И, наконец, ещё одна программка. Она отразила знаковое для своего времени событие – постановку балета «Даурия». Музыка принадлежала дирижёру Иркутского театра музыкальной комедии Алексею Кулешову. Либретто по мотивам романа Константина Седых создали Эверт Корсаков и Надежда Пасикова. Они же и ставили спектакль: Корсаков был режиссёром, Пасикова – балетмейстером-постановщиком.

Очень трудно было перенести действие исторической эпопеи в балетный жанр, требующий особой лёгкости и изящества. Поэтому создатели балета ограничились любовной линией главных героев романа – Романа Улыбина и Дашутки. По мнению современников, спектакль вышел ярким. Да и прошёл он в знаковый день – 22 апреля 1970 года, когда с размахом отмечалось 100-летие Ленина. В главных ролях успешно показали себя супруги Шипачёвы… Казалось бы, причём здесь Волошина? А всё дело в том, что с ранних лет Елена Константиновна очень любила балетное искусство. Она хорошо танцевала, что помогало ей в создании эффектных опереточных образов. А ещё в период работы в Воркуте артистка не раз ставила танцевальные номера для различных концертных программ. В «Даурии» же Волошина выступила как балетная артистка в характерной роли Свахи. Таким образом, вновь она показала свои обширные возможности. И показала успешно, о чём свидетельствует тёплая надпись, сделанная Надеждой Пасиковой на программке спектакля.

Вот лишь три эпизода многолетней деятельности артистки. Можно было бы рассказать ещё немало. Хотя бы о её работе на ниве руководства любительскими коллективами в Доме культуры имени Гагарина и в Иркутском медицинском институте. Участники этих объединений до сих пор с огромной теплотой вспоминают Елену Константиновну. Однако такой рассказ мог бы выйти далеко за рамки газетной публикации. Ведь о Волошиной можно написать целую документальную повесть.

Но даже те три странички театральной истории, к которым возвратили нас старые театральные программки, наглядно показывают, каким разносторонним человеком была Волошина. Само по себе наследие артистки достаточно велико. Особо можно порадоваться тому, что на радио и телевидении сохранились разнохарактерные записи её выступлений. А на всем известном портале Youtube в прошлом году кто-то выложил видеозапись бенефиса Елены Волошиной, проходившего в 1999 году. Заснята, например, сцена из оперетты «Принцесса цирка», в которой артистка эффектно исполняет роль мадам Каролины. Даже в записи Елена Константиновна Волошина не может не впечатлять…

Читайте также
Свежий номер
События
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector