издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Грибок на стенах, вода в подвалах

В Законодательном Собрании обсудили ситуацию с обеспечением жильём детей-сирот

В Иркутской области сложилась критическая ситуация с обеспечением детей-сирот жильём. Строят его недостаточно, а уже возведённые дома зачастую отличаются низким качеством. Обсуждению того, как исправить сложившуюся ситуацию, было посвящено совещание в Законодательном Собрании Иркутской области, состоявшееся на минувшей неделе. Парламентарии, правоохранители и профессиональные строители, собравшиеся на нём, констатировали: за теми, кто возводит жильё для сирот, нужен постоянный контроль на всех этапах работы, а курировать этот вопрос должно не региональное министерство имущественных отношений, а министерство строительства и дорожного хозяйства.

Грибок на стенах, вода в подвалах, трещины в стенах квартир и на фасадах. Проблемы у жильцов домов, построенных в Иркутской области для детей-сирот в течение последних нескольких лет, схожи. Перечень городов и населённых пунктов, где они возведены, – Ангарск, Шелехов, Баклаши, Чунский, Усть-Ордынский. Это лишь те места, которые были перечислены в трёхминутном видеосюжете, показанном в начале совещания в Законодательном Собрании Иркутской области. На нём рассматривался единственный вопрос: как решить проблему низкого качества жилья, предоставляемого сиротам? «Тема сформировалась по многочисленным обращениям граждан в наш адрес, – объяснил председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Иркутской области Николай Труфанов. – Проблему также обозначили депутатские поездки по региону».

Если взглянуть на официальную статистику, которая касается обеспечения квартирами сирот, может показаться, что в этой сфере сделано многое. К примеру, в 2013–2018 годах в Иркутской области на покупку и строительство жилья для них (законодательство предусматривает и то и другое) было затрачено 5 млрд рублей из регионального и федерального бюджетов. За счёт этих средств сиротам выдали ключи от 3457 квартир, площадь каждой из которых по областному закону должна составлять 33 кв. м, но с учётом конструктивных параметров жилого дома может быть уменьшена или увеличена не более чем на пять «квадратов».

Эти цифры сами по себе звучат внушительно. Но только не в контексте того, что по количеству нуждающихся в жилье детей-сирот – около 14 тыс. человек – наш регион занимает второе место в Сибири, уступая лишь Кемеровской области, и пятое в России. Таковы данные на 1 апреля 2019 года. За 2018 год число нуждающихся выросло на 848 человек.

«При этом среди них числятся 9937 детей старше 18 лет, – отметила заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области Юлия Махтина. – Обращаем внимание, что 4189 из них – старше 23 лет, то есть их право на обеспечение жильём нарушено. Порядка 40% детей-сирот ожидают жильё четыре-пять лет и более». Те, кто в нём нуждается, есть в каждом из 42 городов и районов Иркутской области. Однако последние пять-шесть лет жильё строили или приобретали в 35 из них. Более того, в 2015–2017 годах областное правительство вело эту работу только в 18–20 муниципальных образованиях, а в 2018 году – лишь в девяти. «В 2016-2017 годах квартиры практически не приобретались на территории Иркутска, где этот вопрос приобрёл крайнюю степень остроты», – подчеркнула Махтина. Цифры говорят сами за себя: если 1 января 2016 года в областном центре было 830 сирот, нуждавшихся в жилье, то к 2018 году их стало 1330.

Иными словами, это почти одна десятая тех, кто стоит в очереди по региону. Для того, чтобы обеспечить их всех жильём, требуется 11 млрд рублей. В этих условиях правительство Иркутской области почему-то уменьшает затраты на участие в долевом строительстве квартир для сирот или их покупку. В бюджете на 2019 год на эти цели заложено 710,4 млн рублей – на 101 млн рублей меньше, чем год назад. Снижение объясняется прежде всего тем, что расходы областной казны – 301,7 млн рублей – по сравнению с прошлым годом сокращены на 142 млн рублей. На этом фоне затраты федерального бюджета были увеличены на 41 млн рублей.

Контрольно-счётная палата региона, в свою очередь, предлагала добавить денег и на областном уровне. Её специалисты даже изыскали почти 203 млн резервов в подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного фонда», которая, как и «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является частью государственной программы Иркутской области «Доступное жильё» на 2014–2020 годы. Однако при экспертизе проекта закона о региональном бюджете на 2019 год их предложение было отклонено. Сумма, предусмотренная на предоставление жилья детям-сиротам, осталась прежней – меньше, чем в 2018 году. «Финансирование снижается ежегодно, – продолжила заместитель председателя КСП. – В 2018 году оно было уменьшено на 13% по отношению к 2017 году в большей степени за счёт средств областного бюджета. В условиях поступательного роста численности нуждающихся это влечёт негативные последствия по сокращению количества предоставляемых квартир». Лишнее тому подтверждение – девять десятков неисполненных судебных решений в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области, которое по закону отвечает за обеспечение сирот жильём.

«Позиция органов власти непонятна»

Сверх того, что квартиры выданы далеко не всем, кому они положены, их качество вызывает немало вопросов. Ещё в 2013 году министерство имущественных отношений выкупило у ООО «Стройсервис» 10 домов в Кутулике, в которых не было систем вентиляции, водопровода и канализации. Более того, во время прокурорской проверки в мае 2014 года они не были подключены к централизованным электрическим сетям. История закончилась уголовным делом о превышении должностных полномочий против чиновника администрации Аларского района, подписавшего разрешение на ввод зданий в эксплуатацию. Застройщик продолжил работать – позднее возникали вопросы к качеству жилья, которое он построил в Боханском и Осинском районах Иркутской области.

Минимущество, в свою очередь, в 2015 году приобрело в Баяндаевском, Жигаловском и Качугском районах дома, построенные из тонкого бруса без утепления стен. «То есть предназначенные исключительно для летнего проживания, – уточнил заместитель прокурора Иркутской области Вячеслав Бабенко. – Однако в акте приёма-передачи было указано на исправный тепловой контур». Комиссия, которая обследовала здания в Баяндаевском районе, пришла к выводу, что их можно признать пригодными для проживания после утепления фундаментов, окон и дверей, а также обшивки стен. Отмеченные недостатки были исправлены только после того, как прокуратура внесла представление в адрес министра имущественных отношений. Нарушения строительных норм, требований пожарной и санитарной безопасности при строительстве домов в Иркутске, Саянске, Шелехове, Нукутском, Ольхонском, Эхирит-Булагатском, Тайшетском и Чунском районах тоже были устранены после вмешательства правоохранителей.

Список этим не исчерпывается. Прокуратура Падунского района, в частности, выяснила, что у ООО «Монтажстройсервис», возводившего дом для сирот на улице Енисейской в Братске, отсутствовала проектная документация. Как следствие, не было возможности привлечь государственный строительный надзор. Когда об этом проинформировали минимущество, был получен ответ: при долевом участии в строительстве контроль осуществляет сама компания. Последовал иск в Кировский районный суд, который в декабре 2017 года признал бездействие министерства незаконным. Областной суд оставил его решение в силе. Между тем в прошлом году выяснилось, что в Усолье-Сибирском застройщик так и не выполнил обязательства по трём контрактам, заключённым ещё в 2015 году. Здесь речь шла уже о хищении бюджетных средств в крупном размере. В том же 2018 году областная прокуратура проинформировала губернатора о том, что сиротам было предоставлено некачественное жильё в Тайшете. Отклонения от проектной документации и нарушения строительных норм выявили ещё в 2016 году, однако никаких мер по этому поводу министерство имущественных отношений не предпринимало вплоть до 8 мая 2018 года. Только после представления прокуратуры оно подало иск к застройщику – ООО «Бирюсапромстрой» – в Арбитражный суд Иркутской области. Его удовлетворили, но компания подала апелляцию. При этом в 2017 году «Бирюсапромстрой» была признана банкротом, сейчас в ней действует конкурсное управление.

Уже в 2019 году в Куйтунском районе были введены в эксплуатацию дома с многочисленными недостатками. А в Иркутске, Зиме и Шелехове жильё для сирот не было введено в установленные контрактом сроки. «Всего в течение 2017–2019 годов через аппарат прокуратуры в адрес министерства имущественных отношений внесено более 30 представлений об устранении нарушений закона, – резюмировал Бабенко. – Прокуратура Иркутской области ежегодно вносила представления председателю правительства и губернатору. Учитывая, что ситуация не меняется на протяжении многих лет, председатель правительства области в декабре 2018 года был предостережён о недопустимости нарушений закона. Однако ничего не изменилось. Позиция органов государственной власти Иркутской области непонятна. Внесённое нами в текущем году представление в адрес губернатора обжалуется им в судебном порядке».

Контроль и только контроль

Прояснить свою позицию областное правительство могло бы на совещании в Законодательном Собрании. Однако вместо этого чиновники полутора часами ранее предпочли собраться на собственное альтернативное заседание. Депутатов об этом проинформировали только утром того же дня. Как следствие, в одном зале на пятом этаже «Серого дома» первый заместитель губернатора – председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов рассказывал подчинённым и приглашённым о том, что плачевная ситуация с жильём для детей сирот «типична для всей страны», и сообщал о проверке в Тайшете, которую инициировал лично глава региона, а в другом всю исполнительную власть представляла первый заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Ирина Худякова.

– Я не уполномочена выступать ни с каким докладом на эту тему, – сказала она, как только ей дали слово. – Я приглашена выслушать доклады депутатов, все замечания. С большим вниманием всё выслушала и вникла в эту тему, могу поддержать всех выступающих.

– А какие полномочия вам нужны? – поинтересовался Труфанов. – Вы в рамках действующей должностной инструкции имеете право просто обозначить позицию, нормы и формы продолжения нашей с вами совместной работы.

– С удовольствием, но это мероприятия министерства имущественных отношений, – ответила Худякова.

В таких условиях осталось выступить только профессиональному сообществу застройщиков. Президент некоммерческой организации «Союз строителей Иркутской области» Юрий Шкуропат объяснил низкое качество жилья для детей-сирот двумя причинами. Первая – заниженная цена квадратного метра, на основании которой заключаются государственные контракты. Сейчас она не должна превышать 42 тыс. рублей – предел, который Министерство строительства и жилищного хозяйства России установило в первом квартале 2019 года. Себестоимость возведения жилья в регионе, по словам Шкуропата, немногим меньше. «Если проводить конкурсы, то надо смотреть, кто и сколько сбрасывает от начальной цены, – заметил он. – Она и так низкая, сбрасывать 30–40% мы не имеем права. Истинные профессионалы не пойдут на такое снижение – можно сбросить максимум 10–12% накладных расходов и плановых накоплений организации, дальше это затронет стоимость материалов, работу механизмов и зарплату сотрудников. Поэтому наши крупные организации в конкурсах не участвуют, а выигрывают их обычно фирмы-однодневки, не подготовленные профессионально и не знающие экономики». Вторая причина в том, что зачастую для детей возводят малоэтажные дома, которые до внесения изменений в Градостроительный кодекс в августе 2018 года не подлежали проверке государственного строительного надзора. «Нужен контроль в обязательном порядке, – заключил Шкуропат. – Он должен быть от начала и до конца. Соответствующие службы, соответствующие министерства у нас есть».

С этим согласилась председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова. «У нас пока отсутствует контроль, поэтому органы исполнительной власти должны изменить свои подходы, – заметила она. – Что касается депутатов Законодательного Собрания и общественных служб, то мы готовы здесь помогать, проводить мониторинги и совершенствовать законодательство». Это учли и в рекомендациях, сформулированных по итогам совещания. Кроме того, депутаты ЗС предложили областному правительству передать полномочия по возведению домов для детей-сирот министерству строительства и дорожного хозяйства региона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры