издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отходы и доходы

Региональный оператор жалуется на нехватку машин и контейнеров

  • Автор: Иван Григорьев

В почтовых ящиках иркутяне обнаруживают по две «платёжки» за мусор – одну от управляющей компании, вторую от регоператора. Дурно пахнущие горы мусора в 30-градусную жару неделями не вывозятся из садоводств. Региональный оператор обрадовал, что из 782 поселений он будет вывозить мусор один раз в 11 месяцев. Непонятно, где муниципалитеты будут брать деньги на создание инфраструктуры ТКО. Таковы первые итоги реализации «мусорной» реформы в Иркутской области. 19 июня на сессии Законодательного Собрания депутаты обсуждали этот вопрос на муниципальном часе. Они приняли решение поставить проблему на все виды контроля, поскольку решать её нужно уже сейчас. «Иначе люди начнут выметать из кабинетов тех, кто за это отвечает», – заявил спикер ЗС Сергей Сокол.

– Не первый раз мы возвращаемся к обсуждению этой темы, она продолжает оставаться актуальной, – сказал, открывая муниципальный час, председатель ЗС Сергей Сокол. – Мы много раз слышали и чувствовали, что чиновники наши стараются дистанцироваться от этой проблемы. Чем она дальше, тем больше напоминает ту, которая возникла в Усолье-Сибирском. И пришлось приложить немалые усилия для того, чтобы привлечь внимание федерального центра и организовать приезд сюда руководителя Росприроднадзора, которая недвусмысленно намекнула, что, если мы не сможем организовать работу на территории сами, этим займутся федеральные силовые структуры. Какого из федеральных чиновников надо привлечь сюда, чтобы этот маховик раскрутить? Чтобы процесс внедрения новой системы ТКО стал не так беспокоить людей, чтобы люди не страдали? Люди должны понимать, за что платят такие большие деньги.

«Раз в 11 месяцев»

На муниципальный час был приглашён регоператор ООО «РТ-НЭО Иркутск», который работает на территории зоны «Юг» Иркутской области. Соглашение с ним министерство жилполитики, энергетики и транспорта заключило 28 апреля 2018 года. Как заявил представитель ООО «РТ-НЭО Иркутск» Юрий Кравченко, сейчас муниципалитетам необходимо создать инфраструктуру для размещения и временного накопления отходов. «В зоне «Юг» ситуация с инфраструктурой, к сожалению, неудовлетворительная», – считает представитель оператора. Нет достаточного количества полигонов, огромные расстояния, которые требуют организации временных площадок для складирования мусора с последующим вывозом на полигоны.

Оператор напомнил, что в городах нет бункеров для крупногабаритных отходов и нет спецплощадок для их размещения. Он настаивает на том, что муниципалитеты должны «в кратчайшие сроки определиться со схемой обращения с крупногабаритными отходами и запланировать создание данной инфраструктуры». То есть поставить на каждой площадке бункер, или выделить отдельную площадку, или передать земли оператору под её создание. Оператор сам готов создать площадки в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском, Саянске. На этих площадках он предлагает установить шредеры для измельчения крупногабаритного мусора, организовать приём строительного мусора, вторсырья, шин, батареек, ртутных ламп.

Транспортное «плечо» привело регоператора к неоднозначному решению. 782 населённых пункта находятся так далеко, что обслуживать их регулярно нет возможности. В основном это отдалённые территории: Балаганский, Бодайбинский, Жигаловский районы, часть населённых пунктов Иркутского района и так далее. Дороги туда плохие, не асфальтированные, транспортное плечо – более 60 км, живёт менее 500 человек. Здесь оператор предлагает просто поставить площадки временного размещения – «до 11 месяцев», совмещённые с полями для компостирования. Через 11 месяцев мусор будет вывозиться магистральными мусоровозами. Это неоднозначное решение уже вызвало недоумение надзорных органов, но оператор настаивает, что в деревне мусор «органический», что поля для компостирования подойдут. И уже завёл такие «экспериментальные площадки».

«К сожалению, на территории Иркутской области сложилась такая ситуация, что у нас нет объектов, которые были бы предназначены для организации переработки, утилизации, сортировки отходов, – отметила старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Алёна Белозерцева. – И эта ситуация противоречит концепции, принятой на уровне РФ, нам необходимо сокращать объём именно захораниваемых отходов и сосредоточиться на переработке».

 

Зампрокурора Иркутской области Роман Шергин считает, что сваливать все проблемы только на одного регионального оператора – слишком самонадеянно. «У нас появился регоператор, всем кажется, что он зарабатывает на этом. В конце концов так, наверное, и будет, что он будет зарабатывать. Но сейчас инфраструктура не готова», – заметил Шергин. По его мнению, мусоропереработка должна появиться в перспективе, но пока полигоны – это единственный выход, и их нужно развивать.

Пакеты вне закона

Общественники, представители муниципалитетов в один голос говорили, что «мусорная» реформа проходит так, что люди в недоумении. А муниципалитеты не знают, где брать средства на инфраструктуру. Оператор заявил, что региональное министерство природных ресурсов намерено выделить муниципалитетам 200 млн рублей как раз на организацию инфраструктуры. Однако на сессии подтверждения от минприроды не последовало.

– На селе, где преимущественно индивидуальная жилая застройка, многие годы была отработана система попакетного сбора, – рассказал председатель Думы Иркутского района Александр Менг. – Однако региональный оператор пояснил, что работа осуществляется в рамках единого тарифа и определён только один способ: вывоз с площадок, оснащённых контейнерами и бункерами. Постановлением правительства от 12 ноября 2016 года предусмотрен и иной способ обращения с ТКО, а именно пакеты или другие ёмкости. Постановлением правительства № 1156 для частного сектора есть два способа складирования ТКО в местах их сбора и накопления – контейнерный и бесконтейнерный, иначе попакетный, подворовой, мешковый. А они на территории Иркутской области не предусмотрены.

Жители одного из посёлков передали Александру Менгу платёжный документ от регоператора о том, что на апрель 2019 года у жителя сложился долг порядка 1,7 тыс. рублей. Но фактически услуга не оказана. «Жители приходят к нам и спрашивают: «За что платить?» – рассказывает Менг. – Они самостоятельно вывозят мусор, муниципальное образование самостоятельно находит и заключает договоры с прежними компаниями, которые были до этого, и они занимаются попакетным сбором. А потом приходят квитанции: оплатите мне за то, что я услуги не оказывал. Проблемы ТКО накапливаются, как найти решение, я не знаю, нас не слышат».

Однако регоператор продолжает настаивать: в тарифе не заложен попакетный сбор. Реформа предполагает, что плавно всё должно перейти к раздельному сбору, однако попакетный способ не позволит проводить раздельный сбор. Кроме того, сейчас в зоне «Юг» работают около 170 специализированных автомобилей, а для попакетного сбора придётся задействовать около 300, и это сразу отразится на тарифе, который будет увеличен.

Не меньше вопросов было и у предпринимателей, которые столкнулись с тем, что им вменяется плата по годовому нормативу накопления мусора, а не по факту – сколько собрал, столько заплатил. Об этом говорили председатель Думы Саянска Юрий Перков и мэр Саянска Олег Боровский. «Разделение ТКО оператором не осуществляется, объём ТКО в магазинах гораздо меньше, чем выставляется по счетам, – говорит Юрий Перков. – Считаем, что нужно осуществлять оплату ТКО по факту, а не по годовому нормативу. Так, по одному из торговых центров Саянска вывозится 9 кубометров, а выставляется по счёту порядка 100». Парламентарий Евгений Сарсенбаев поддержал коллег: «Почему региональный оператор и правительство так противодействуют тому, чтобы у нас был фактический учёт сданного мусора? По закону, вступившему в силу с 1 января, юрлицо вправе выбрать само: фактический учёт, либо норматив, либо контейнерный сбор. Надо защитить наших предпринимателей, которые готовы сдавать мусор по фактическому учёту».

Евгений Сарсенбаев напомнил, что ещё в декабре 2018 года при обсуждении реформы в правительстве он указывал, что есть недочёты со стороны «Серого дома» в подготовке реформы. Он зачитал документ, изготовленный к правительственному совещанию по реформе ТКО, в одной части которого было написано, что «на территории Иркутской области обеспечены все необходимые мероприятия, в том числе «дорожная карта». А в другой: «В подавляющем большинстве городских и сельских поселений инфраструктура полностью отсутствует». И всё это на одном листе. «Это является основным вопросом по тому, как у нас двигается реформа», – считает депутат. Он лично встречался по этому вопросу с губернатором Сергеем Левченко. «И на самом деле получил не те ответы, которых ожидал. Два обращения было, с минприроды мы эти вопросы решали и обсуждали, но тоже никаких действий нет», – констатировал он. По мнению Сарсенбаева, к реформе не готовы ни регоператор, ни муниципалитеты. «Методических рекомендаций никаких нет, люди погружены в хаос, они не знают, что делать», – отметил депутат. Сарсенбаев с трудом добился, чтобы ему сообщили, кто является ответственным за реализацию реформы в правительстве Иркутской области, оказалось – минприроды. «Пусть они тоже включаются в работу и отвечают за те действия, которые происходят», – считает депутат. Выступления министра природных ресурсов на сессии не дождались.

– Я могу сообщить для коллег, что по тому соглашению, которое у нас есть, ответственности регоператора нет вообще, она не предусмотрена. Ответственности ноль за то, что они что-то нарушают, зато есть ответственность граждан и юридических лиц, – заявил депутат Сарсенбаев.

«Сделайте нас пилотом!»

Особенно неприглядной оказалась ситуация, когда на сессии были озвучены истории «с мест». Светлана Шевченко, представляющая Ангарский городской округ, сообщила, что из 143 садоводств АМО договоры на вывоз мусора заключены с оператором у 43. Кроме того, в договорах не прописана никакая ответственность исполнителя за срывы графика вывоза. При 30 градусах жары около 30 дней мусор не вывозится. В 25% садоводств мусором регоператор не занимается вообще. После эмоциональных выступлений депутатов вице-спикер Александр Ведерников призвал дать микрофон людям, приехавшим за сотни километров.

– Вы знаете, даже выглядит некрасиво. Мы пригласили муниципалитеты, дали им пять минут, а потом разбираемся про моё предприятие, мой контейнер, моё садоводство, – сказал он. – Тогда будем считать, что не подготовлен сегодня муниципальный час, нам предварительно надо собрать замечания из муниципалитетов, направить их в правительство, получить ответы от регоператора, от правительства. Где у нас министр природных ресурсов? Я не понимаю, почему региональный оператор стесняется сказать: «Пакетный сбор не предусмотрен нормативными документами, разработанными правительством Иркутской области». Нет, мы обтекаемо, вежливо себя ведём. У меня предложение – извиниться перед муниципалитетами, дать им в оставшееся время выступить, чтобы для себя обозначить квинтэссенцию этих проблем.

– С начала года к нам обратилось очень много людей, это как жители села, так и горожане, – сказала куратор Центра защиты прав граждан Евгения Комиссарова. – Селяне не понимают, почему они будут оплачивать мусор, если сжигают его в печи или вывозят сами на полигоны. А жители городов, в основном это иркутяне, не понимают, почему они трижды платят за мусор. Ведь строчки о ТБО, о содержании мусорных площадок часто остаются в платёжках УК. Крупные УК Иркутска с грехом пополам начинают снижать оплату на вывоз ТБО, но у них есть ещё непредвиденные расходы – КГО. Очень многие люди на селе возмущены тем, почему расчёт идёт по квадратным метрам, а не по людям.

Глава Речушинского сельского поселения Нижнеилимского района Оксана Короткова сообщила, что 10 глав уже получили решения суда по иску природоохранной прокуратуры по реформе ТКО, суд признал их бездействие незаконным и в срок до 1 декабря 2019 года предписал устранить нарушения и внедрить в жизнь реформу. Короткова напомнила, что постановление регправительства от 12 декабря 2016 года предусматривает способ пакетного сбора мусора, и попросила: «Пожалуйста, возьмите Речушинское поселение пилотным проектом по пакетному сбору мусора, и я вам докажу за 2-3 месяца, что регоператору это выгодно, поселение сэкономит на контейнерных площадках порядка 15 миллионов рублей». Ещё в сентябре 2018 года на заседании Ассоциации муниципалитетов регоператору было рекомендовано индивидуально подойти к каждому сельскому поселению. «Увидьте нас, мы все сюда приехали, мы не хотим контейнерные площадки! В федеральном законе это не догма. Не потому, что просто не хотим, а потому, что это нонсенс – поставить в деревне контейнер перед домом», – сказал ещё один представитель Нижнеилимского района.

– Тот факт, что сегодня столько технических вопросов к вам, говорит о том, что вы недорабатываете с клиентом, – сказал Сергей Сокол, обращаясь к представителям регоператора. – Клиентоориентирование – это то, что будет заботить нас, и возможны определённые санкции. Мы обязательно всё это систематизируем, зафиксируем и поставим на все формы депутатского контроля, потому что, если не начать решать эту задачу прямо сейчас, люди будут выметать из кабинетов тех, кто за это отвечает. Чем больше мы каждый раз этот вопрос обсуждаем, тем больше времени он у нас занимает, и проблема как будто не решается. Я крайне внимательно прошу к этому отнестись, особенно тех, кто рулит процессом и формирует нормативную базу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры