издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыку услышит сердце

В театре «Аистёнок» прошла премьера необычного представления

В своё время я была совершенно потрясена в Иркутском областном театре кукол экспериментальным спектаклем «Калиф-аист», родившимся в форме театра ощущений. Это была поэтичная постановка для слепых и зрячих детей. Спектакли в таком формате сегодня в России дают только иркутские «аистята» и Московский театр кукол на Спартаковской. Есть в репертуаре иркутского театра постановки для детей с ДЦП, для маленьких аутистов. Совсем недавно состоялась премьера нового необычного представления – «Бетховен. Разговорные тетради», первого в России сценического опыта, адресованного слабослышащим и совсем не слышащим зрителям. Спектакль создала команда приглашённых мастеров. Осуществить этот сложнейший художественный проект помог грант, выигранный нашими кукольниками на Молодёжном образовательном форуме «Таврида».

Пластический спектакль для кукол и не только

Возрастной ценз постановки высок, «Бетховен» – зрелище для подростков и взрослых. Категория 14+. Слишком сложна и драматична история жизни и творчества великого глухого композитора, слишком масштабны и глубоки идеи, заложенные в либретто спектакля. Да-да, речь идёт именно о либретто, а не о тексте. Потому что зрителя ждёт спектакль о… тишине. О тех, кто живёт в ней. И о тех, кто не знает, каково это – жить в тишине. Если мы хотим постичь тайну того, как музыка рождается из тишины, как композитор, лишившийся слуха, похищает из плена безмолвия сокровища музыки, все её краски, всё её сияние, всю её космическую мощь, слова, конечно, станут помехой. Поэтому ведущий режиссёр Московского театра кукол Наталья Пахомова создала об этом пластический спектакль.

Это совершенно бесподобное художественное явление. В хореографических иероглифах, которые сплетает перед нами режиссёр по пластике Максим Пахомов, неожиданно существуют актёры, и куклы, и даже элементы сценографии. Амплитуда движенческих манёвров максимальна: приёмы пантомимы, сложнейшие танцевальные рисунки, фрагменты цирковой природы – эквилибристика, воздушная гимнастика. Словом, просто какой-то головокружительный театральный калейдоскоп. Но самое завораживающее во всём этом – эмоциональное наполнение, которое транслируют артисты, а вместе с ними – одушевлённые куклы и, кажется, даже компоненты реквизита. Изредка главный герой – сочинитель бессмертных шедевров – посылает в зал записки с короткими фразами, в которых исповедует свои невзгоды, свою упорную борьбу с приговором судьбы, свои чаяния и надежды.

Страницы драматической судьбы

Именно так Бетховен, окончательно утративший способность слышать, общался с другими людьми. Повсюду он носил с собой «разговорные тетради», куда собеседники записывали для него свои вопросы или сообщения, а он отвечал им устно или письменно. Судьба титана мысли, которого называли Прометеем человечества, была полна горьких и мучительных страниц. Суровое безрадостное детство, тирания отца, ранняя смерть матери от чахотки, перед которой музыкант потом всю жизнь испытывал суеверный ужас, вечное безденежье, несмотря на громкую прижизненную славу, ожоги разбитого сердца, жажда свободы и глубокое разочарование в идеалах французской революции, одиночество. И, конечно, пытка глухотой. «О, если бы я освободился от своего недуга, я бы обнял весь мир!» – признавался Бетховен в переписке с друзьями. Болезнь не отступала, а неустанно прогрессировала. Но жажда творчества не позволяла сдаваться. Композитор исхитрялся держать в зубах деревянную палочку, кончик которой прижимал к панели инструмента, и так, по вибрации, чувствовал звучание клавиш. «Через борьбу – к победе!» – таков был его девиз.

И он добился этой победы. Бетховен написал 650 произведений, опередивших свой век, вошедших в мировую культурную сокровищницу. В его могучей, страстной, «нечеловеческой» музыке мы слышим голоса необузданных стихий, безудержные громы, бушующие огни, безумство вольных ветров. В его лирических созвучиях открываются нам беззвучный шёпот трав, хрустальный плач росы, тишайшее скольжение лунного света. «Из бездны скорби он восславил Радость», – сказал о нём Ромен Роллан.

Оркестр виртуозов

Всё это легко прочитывается зрителем на спектакле. Несмотря на синтетическую жанровую природу, это всё-таки работа кукольного театра. Куклы, произведённые на свет художником-постановщиком из Санкт-Петербурга Романом Вильчиком, в которых угадывается гротесковая стилистика известного голландского кукольника Дуды Пайва, отличаются индивидуальностью, гиперболической выразительностью. Волей виртуозных кукловодов они передают мгновенно узнаваемые чувства и состояния, красноречиво двигаются, проявляют всю полноту жизни.

Ну и, конечно же, это ещё и неслыханный музыкальный спектакль. Партитура, написанная для него композитором Никитой Сапроновым, органично соединяет современный гармонический язык с культовыми бетховенскими цитатами.

Работа «аистят» – артистов труппы – выше всех похвал. То, как они взаимодействуют с куклами, как исполняют собственные сольные и групповые моменты, как овладели пластической «речью», вызывает заслуженное восхищение. Особенно ярок и неотразим исполнитель главной роли – Бетховена – Евгений Кириллов, студент третьего курса Иркутского театрального училища, работающий в «Аистёнке» первый сезон. В молодом лицедее счастливо проявилось всё то, что покоряет нас в таланте и музыке его героя: бурный темперамент, богатое воображение, глубина чувств, искренняя творческая жажда.

Призыв Радости

Всё вместе насыщает постановку богатым метафоризмом, полифоническими ассоциациями, узнаваниями и прозрениями. Одноактное действо воспринимается на едином дыхании.

Целевая аудитория – группа слабослышащих иркутян – уже успела оценить новую работу кукольников. Отзывы оказались восторженными. Посетив театр без слуховых аппаратов, люди с нарушениями слуха получили незабываемые впечатления, по их свидетельствам, они поняли абсолютно всё, услышали ритмические вибрации, фонации ультразвука. Что ещё ценнее и дороже, они вдохновились невероятной отвагой не покоряться судьбе, верить в свои силы, в возможность жить полнокровной, ярко окрашенной, счастливой жизнью. «Мы слышали музыку! – говорили адресаты представления. – Мы слышали её сердцем». А с музыкой в сердце можно одолеть любые печали и ограничения.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры