издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не хватило баллов

Зарплата медиков снижается, несмотря на повышение окладов

Тема с заработной платой медиков в Иркутской области, поднятая в конце августа генеральным директором НПЦ ГОСУЧЁТ Романом Ержениным, получила продолжение. В интернет-приёмную Законодательного Собрания Иркутской области поступило обращение от работников Ангарского перинатального центра. Они сообщили, что по сравнению с 2018 годом их зарплата снизилась на 10–15 тысяч рублей. Не лучшим образом на доходах медиков отразилась и новая балльная система «стимулирующих», введённая руководством.

Целевые показатели по зарплате

В номере от 27 августа 2019 года наша газета подробно рассказала об исследовании кандидата экономических наук, доцента кафедры стратегического и финансового менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, генерального директора НПЦ ГОСУЧЁТ Романа Ерженина, посвящённом выполнению майских указов медицинскими учреждениями региона. Предполагалось, что к 2018 году средняя зарплата врачей должна быть не менее чем в два раза выше средней по региону. Доходы среднего и младшего медицинского персонала должны сравняться с уровнем средней зарплаты в области.

В 2018 году региональный минздрав победно отчитался о том, что средняя зарплата врачей сложилась в размере 73,2 тысячи рублей, фельдшеров и медсёстер – 36,5 тысячи рублей в месяц. Таким образом, по расчётам ведомства, средняя зарплата людей в белых халатах в регионе составила 36,5 тысячи рублей. В ходе круглого стола Роман Ерженин отметил, что для выполнения указа президента здравоохранению элементарно не хватает средств. В ход идут такие «запрещённые» средства, как массовое сокращение ставок и перераспределение ресурсов.

Так, общий недокомплект штатов по отрасли составляет 30 тысяч вакансий, утверждает эксперт. В больницах не хватает среднего, младшего персонала, врачей. Сокращение ставок, вероятнее всего, потребовалось чиновникам, чтобы «выправить» статистику, констатировал Ерженин. Чтобы получать среднюю зарплату, медикам приходится работать на 1,5–2 ставки, совмещать работу в нескольких учреждениях.

Сразу после круглого стола в своём официальном аккаунте в «Фейсбуке» министерство здравоохранения региона заявило, что называемый «эксперт» не имеет отношения ни к научной, ни к практической медицине, ни к преподавательской деятельности в области медицины. «Целевые показатели по зарплатам для врачей, среднего и младшего медперсонала, утверждённые указом президента, по итогам 2018 года составляющие 200% от среднего дохода от трудовой деятельности по Иркутской области для врачей, 100% для СМП, 100% для ММП, выполнены в полном объёме в 2018 и в 2019 годах», – говорится в заявлении.

Из санитарок в уборщицы

Однако о том, что в медицинской отрасли региона всё не так хорошо, говорят сами люди в белых халатах. На днях в интернет-приёмную Законодательного Собрания Иркутской области поступило обращение от работников Ангарского перинатального центра. Они просят разобраться в ситуации со снижением заработной платы у персонала отделения анестезиологии и реанимации, отделения новорождённых. «В сравнении с 2018 годом, несмотря на повышение окладов, наша заработная плата снизилась в среднем на 10–15 тыс. рублей», – сказано в обращении.

Также с февраля нынешнего года прекращены выплаты за медицинский стаж. «С марта 2019 года «в связи с повышением окладов» стимулирующая выплата за качество и эффективность труда медицинским работникам учреждения стала начисляться по новой балловой системе с новыми критериями, что привело к очередному снижению заработной платы», – утверждают сотрудники.

Они обратили внимание на ряд других тревожных факторов. В перинатальном центре до сих пор не принято «Положение о стимулирующих выплатах». Схема начисления этих самых выплат коллективу непонятна, в то время как появился новый критерий эффективности труда для среднего медицинского персонала – «выполнение плана». «Каким образом медицинская сестра может выполнить план по количеству пациенток отделения реанимации?» – задаются вопросом сотрудники.

Кроме того, в рамках оптимизации труда в учреждении часть санитарок была переведена в уборщицы. «Изменилось наименование должности, уменьшился размер должностного оклада, при этом трудовые функции остались прежними», – говорят медики. Во время ночных дежурств обязанности санитарок выполняют медицинские сёстры-анестезистки – без дополнительной оплаты. «Возложение обязанностей сокращённых санитарок на уборщиц и медицинских сестёр-анестезистов нарушает ст. 60, ст. 151 ТК РФ», – сказано в документе.

Об аналогичных проблемах говорят медики из других регионов России. В начале сентября по стране прокатилась волна массовых увольнений и забастовок медицинских работников. В Нижнем Тагиле в одной из больниц решили уволиться сразу все хирурги. Для них это стало жестом отчаяния. Медикам приходилось работать на 1,5–2 ставки и буквально жить на рабочем месте. Они утверждают: пытались стучаться во все двери, но их не услышали. Работники больницы уральского Качканара пожаловались на то, что штат медучреждения сокращается, а зарплаты не растут. Во Владимирской области в Александровской больнице разом решили уволиться 12 медсестёр.

Президент предложил поднять зарплаты

«Врачи и медсёстры в голос говорят, что «целевые показатели» достигаются работой на двух ставках, – рассказала обозреватель «Российской газеты» в регионе Ирина Штерман. – У меня есть обращение врачей станции скорой помощи Усть-Илимской городской больницы. Они говорят то же самое: вырос оклад, а выплаты компенсационного и стимулирующего характера срезаны. В результате фельдшер высшей категории получает меньше 30 000 рублей. Люди работают по 240–300 часов в месяц вместо положенных 160, чтобы свести концы с концами. И так повсеместно».

Ирина Штерман подчеркнула: проблема с выполнением майских указов президента очевидна даже на федеральном уровне. «Я не понимаю, для чего наш минздрав пытается убедить нас в обратном», – подчеркнула она. Так, в начале сентября в интервью «Российской газете» министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова отметила, что в некоторых регионах доля гарантированных окладов в зарплате врачей до сих пор составляет всего 20–25% (в то время как Минздрав рекомендует 55–60%). Всё остальное – средства, которые руководство больницы распределяет среди сотрудников по своему усмотрению, порой по непрозрачным схемам.

«К чему это приводит? С одной стороны, формируются «элиты», получающие огромные деньги, во много раз превышающие зарплату даже наших ведущих профессоров из федеральных центров. С другой – есть люди, которые фактически получают 20%. Причём больше всего страдают молодые специалисты, которые ещё не имеют стажа работы по специальности и категорий. Мнение Минздрава: необходимо восстанавливать отраслевую систему оплаты труда с пониманием минимальной фиксированной заработной платы, в том числе в первичном звене», – отметила Вероника Скворцова.

«В 50 из 85 субъектов РФ не обеспечено выполнение Указа Президента № 597 в части повышения средней заработной платы среднего и младшего персонала медицинских работников», – сообщалось летом нынешнего года на сайте Счётной палаты РФ. О том, что здравоохранение страны зашло в тупик, говорили и на совещании в Кремле в конце августа.

Как пишут «Ведомости», Владимир Путин признал уже очевидное: в первичном звене «провал», реальная ситуация с зарплатами медиков, несмотря на данные статистики, «далека от идеала», врачей не хватает, полтысячи населённых пунктов остаются без первичной медпомощи. По итогам совещания Путин поручил Веронике Скворцовой и социальному вице-премьеру Татьяне Голиковой подготовить программу модернизации первичного звена здравоохранения в целом, начав с повышения зарплат медиков.

Возникает вопрос: коснётся ли повышение зарплат медиков Иркутской области? У нас же и так всё хорошо. По крайней мере – если верить отчётам регионального минздрава.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры