издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ущербные отношения»

Муниципалитеты недовольны межбюджетной политикой «Серого дома»

Более 8 млрд рублей составил в прошлом году общий объём недофинансирования муниципалитетов Иркутской области. При этом правительство региона радостно рапортует о растущем профиците областного бюджета. Губернатор решил увеличить себе оклад, забыв о том, что у глав территорий первого уровня никакого повышения зарплаты не было. Они получили растущий как снежный ком объём новых полномочий. 70% поступающих в муниципалитеты средств тратится на зарплаты бюджетников и коммунальные платежи. И даже на это при формировании областного бюджета на 2020 год средств недостаточно. Муниципалитетам не дают развиваться, делегируя им всё большие и большие обязанности.

Нищета при миллиардах в бюджете

Совещание, посвящённое вопросам сбалансированности местных бюджетов, прошло в Законодательном Собрании на минувшей неделе. В нём приняли участие спикер ЗС Сергей Сокол, вице-спикеры Ольга Носенко, Кузьма Алдаров, депутаты Ирина Синцова, Наталья Дикусарова, Виктор Побойкин, Лариса Егорова, Виталий Перетолчин, Тимур Сагдеев, Ольга Безродных. «Серый дом» был представлен министерствами. В работе участвовали представители Ассоциации муниципальных образований, надзорные органы, мэры, депутаты местных Дум. Для тех, кто не смог приехать, была организована видеоконференцсвязь.

«Общаясь с мэрами, с Ассоциацией муниципальных образований, мы говорили о сложной ситуации в сбалансированности местных бюджетов и о том, что оценка обеспеченности муниципальных образований очень часто проводится формально, индивидуальные характеристики муниципалитетов в расчёт не берутся, – сказал, открывая совещание, Сергей Сокол. – Много лет муниципалитеты находятся в условиях жёсткого недофинансирования, объём которого в прошлом году составил свыше 8 миллиардов рублей. Во многих муниципальных образованиях на зарплату и коммунальные платежи уходит более 70% расходов, лишь 30% остаётся на другие – не менее важные – социальные расходы. О каком развитии территорий можно говорить при таком порядке цифр? В 2019 году на сбалансированность бюджетов и выравнивание бюджетной обеспеченности мы выделили 5,8 миллиарда рублей. При каждой корректировке областного бюджета мы закладывали средства на поддержку муниципалитетов. И этого объёма, конечно, недостаточно, нужно значительно больше».

Сергей Сокол пояснил, что это совещание особенно актуально, поскольку ЗС готовится к обсуждению бюджета на 2020 год. «Нам важно ещё до формирования документа заслушать каждое муниципальное образование о его планах, о тех расходах, которые потребуются, – сказал спикер. – И подойти к каждой территории индивидуально. Мы будем работать во взаимодействии с Ассоциацией муниципальных образований. Нам необходимо посмотреть, что можно сделать для развития территорий на перспективу, в том числе и на законодательном уровне, для расширения доходного потенциала местных бюджетов». Сергей Сокол считает, что Ассоциация муниципалитетов должна пользоваться своим правом предлагать законопроекты. «Наша задача – помочь муниципалитетам активнее работать с федеральными программами, привлекать средства в рамках государственно-частного партнёрства, находить инвесторов, которые готовы вкладывать средства в новые рабочие места, благоустройство территорий и решение социальных вопросов», – сказал он.

Спикер особенно отметил, что сейчас главы первого уровня имеют огромное количество полномочий, при этом их зарплаты очень невелики. «Губернатор хочет повысить себе оклад, поэтому мы должны уже поставить точку в этом затянувшемся вопросе, – сказал Сергей Сокол. – Главы территорий должны получать достойную плату за свой труд». По мнению спикера ЗС, серьёзной проблемой является исполнение предписаний контрольных и надзорных органов, решений судов по их искам, на которые у муниципальных образований практически всегда не хватает средств. «Зато профицит областного бюджета у нас миллиарды рублей, – отметил спикер. – Думаю, что они были бы не лишними в каждой территории нашего региона. Муниципалитеты должны стать состоятельными в финансовом плане. И наша общая задача – системная работа по улучшению положения муниципалитетов, а значит, и по повышению качества жизни жителей городов и посёлков Иркутской области».

«Сколько вам нужно для счастья?»

Министр финансов Иркутской области Наталья Бояринова считает, что правительству региона нельзя подходить к нуждам каждого муниципалитета индивидуально, поскольку нормы Бюджетного кодекса РФ запрещают это. Работа же ведётся с финансистами каждого из муниципалитетов, и областной минфин ждёт предложений по совершенствованию методики именно от них. В качестве аргумента в подтверждение того, что областные власти ни в чём не ущемляют муниципалитеты, Бояринова привела некую сборную цифру расходов с 2015-го по 2019 год «на строительство, реконструкцию, капремонт». Этот объём, по её словам, вырос с 8 млрд рублей до 24,2 млрд рублей. «И когда мы слышим, что денег не хватает, хочется задать вопрос: «Уважаемые депутаты, уважаемые финансисты, скажите, пожалуйста, сколько нужно для счастья?», – сказала Бояринова. – О деньгах, как и о любви, можно говорить бесконечно. Но это такая субстанция, которая имеет чётко ограниченный ресурс. И если общий объём межбюджетного регулирования в 2015 году составлял 40 миллиардов рублей, то в 2019 году он был более 75,2 миллиарда рублей». èèè

В ответ на просьбы мэров обеспечить рост средств, направляемых в территории, пропорционально растущим налоговым и неналоговым доходам министр финансов снова начала эквилибристику с цифрами. По её словам, за последние 5 лет налоговые и неналоговые доходы областного бюджета увеличились на 73%. Далее последовала некая фраза про «объём условно нецелевой финансовой помощи», который за эти же годы увеличился в 2,2 раза. Что это за помощь, почему она «условно нецелевая» и откуда цифры – пояснений не было. Следующие данные тоже заставили задуматься: в 2019 году налоговые и неналоговые доходы бюджета составили 5,2%, а объём нецелевой поддержки муниципалитетов вырос на 17%. Однако что же это за помощь? Связана ли она с плановыми или внеплановыми расходами? Ведь область перенесла тяжелейшее наводнение. Ответа не было.

Наталья Бояринова заявила, что муниципалитеты, прежде чем претендовать на увеличение помощи, должны показать рост собственных доходов. Для тех, кто покажет этот рост на уровне «выше среднеобластного», в бюджете появятся «иные межбюджетные трансферты» в объёме этого прироста.

– Как человек, который часто бывает в территориях и общается с людьми, могу вам сказать, что существующая ныне система межбюджетных взаимоотношений с территориями не является комфортной, удобной и способствующей развитию муниципалитетов, с этим согласятся многие, – заявил Сергей Сокол. – Прошло 4 года, и никого не устраивает эта конструкция, кроме тех муниципальных образований, которых… это устраивает. Это к вопросу об индивидуальном подходе, который неприемлем и неприменим, как вы сказали. Почему люди до сих пор не научились отвечать вам на ваш вопрос: «А сколько вам денег надо?» Это вопрос скорее к вам, значит, вы с ними не работаете, не собираете, не обучаете».

«Как в Зазеркалье находимся»

Сергей Сокол предложил не стесняться и всем представителям муниципалитетов в зале и тем, кто подключился по видеоконференцсвязи, задать вопросы министру напрямую.

«В Усть-Илимском районе на данный момент мэр провёл огромную работу, чтобы привлечь предпринимателей, рост налоговых доходов в 2019 году – плюс 80 миллионов, – сказал депутат Виталий Перетолчин. – Каждую сессию ЗС коллеги-финансисты обращаются, пишут письма о том, что бюджет не сбалансирован в полном объёме. И на ту же сумму, на которую увеличены доходы, занижается сбалансированность. А эти денежные средства могли бы быть направлены на подготовку ПСД и на то, чтобы развивать район. Сейчас я услышал хорошую новость, что вы будете 100% возвращать деньги, которые муниципалитет нарастил. Когда это будет? В целом даже с учётом суммы выросших налогов по всему району несбалансированность – 13 миллионов рублей, в Усть-Илимске – 90 миллионов рублей».

Наталья Бояринова заявила, что «иные межбюджетные трансферты» появятся в бюджете на 2020–2022 годы и будут предоставлены по результатам работы муниципалитетов в 2019 году. Министр считает, что муниципалитеты весь год живут так бедно, потому что основные налоги, формирующие их доходы, это земельный и НДФЛ, выплачиваются к 1 декабря. Если бы можно было выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень и внести законопроект, который понудит население расплачиваться в первом квартале очередного года, то и муниципалитеты зажили бы лучше, считает она. Владимир Перетолчин ответом не совсем удовлетворился, на что Наталья Бояринова заметила: «Если вы ждёте, что я с трибуны скажу, что мы Усть-Илимску даём столько-то миллионов рублей, вы же понимаете, что я этого не скажу». Депутат удивился и сказал, что только хотел прояснить ситуацию… «Я услышал только одно: «Вы сами виноваты, что у вас денег нет», – заметил спикер Сергей Сокол. «Ни в коем случае, Сергей Михайлович, такого посыла не было», – заявила Бояринова. «Ну, кто как услышал, – ответил спикер. – Мне будет очень интересно посмотреть, как вам удастся выровнять подходы в межбюджетке между Саянском и Свирском, например, и Балаганском. К вопросу об отсутствии возможности подходить индивидуально. Специально за этим прослежу».

«Слушаешь ваш доклад, и такое ощущение, что то ли в Зазеркалье находимся, то ли мы все действительно неэффективные менеджеры, – сказал глава города Шелехова Сергей Липин, обращаясь к Наталье Бояриновой. – Действительно, делать крайними руководителей финансовых управлений или глав – не совсем правильно. Мы участвуем активно в федеральных программах, для наших бюджетов софинансирование – это очень тяжёлая задача. 10% – это порядка 20 миллионов на год для шелеховского бюджета, это неподъёмная цифра. На фоне непростого бюджета мы получили «подарок» в виде исполнительного листа, по которому до 6 декабря обязаны выплатить 8 миллионов рублей одному из подрядчиков по построенному объекту. 6 декабря у нас счёт арестуют, платить станет нечем, свет в городе погаснет. Письма мы вам писали, вы отписали в минстрой, он этим не занимается… Что нам сейчас делать?» Наталья Бояринова предложила отработать этот вопрос на площадке «Серого дома».

Председатель Думы Слюдянского муниципалитета Александр Тимофеев поставил вопрос о доведении лимитов. «Одно дело – деньги получить, а другое – эффективно их использовать», – сказал он. Часто формальные процедуры по освоению средств требуют времени, а сами услуги, на которые они были выделены, начинают осуществляться уже ближе к зиме. «Мы с вами все просматриваем соцсети, «Инстаграмы», «Фейсбуки», видим случаи, когда укладывают асфальт вместе со снегом», – сказал Тимофеев. Наталья Бояринова признала, что капитальные расходы обычно уходят на четвёртый квартал и даже на декабрь. Она заверила, что федеральный закон изменён, с 2020 года все целевые межбюджетные трансферты, не распределяемые на конкурсной основе, должны быть заведены в проект закона о бюджете. 25 октября проект бюджета будет внесён в ЗС, и каждый муниципалитет должен себя там «увидеть». Бояринова надеется, что доведение лимитов будет уже в январе.

Мэр Жигаловского района Игорь Федоровский настоятельно просил минфин региона проводить обучение финансистов на местах. «Что касается обучения, если вы этим не займётесь, никто этим не займётся. Просто ни у кого такой компетенции нет. В правительстве области нет курсов или школы для повышения квалификации муниципальных сотрудников. Министерства наши сами по своим отраслям никого не собирают, не обучают. Откуда людям в поселениях знать о новых тенденциях в управлении межбюджетными отношениями», – поддержал его спикер ЗС Сергей Сокол. Председатель Думы Нукутского района Константин Баторов заметил, что формулировка «выше среднеобластного уровня» при получении дополнительных денег лишает многие муниципалитеты шанса на их получение. Он считает, что более справедливым будет вернуть муниципалитету ту сумму, на которую он сумел увеличить доходы, а не забирать её. Однако «Серый дом» и, в частности, минфин не согласны отдавать заработанные муниципалитетами деньги.

Депутат Ирина Синцова добавила: успешно развивающиеся муниципалитеты не только не могут воспользоваться полученными доходами, но ещё и получают увеличение суммы софинансирования. Вице-спикер Кузьма Алдаров поинтересовался, как минфин помогает муниципалитетам в собственном развитии за счёт федеральных программ. Он напомнил, что с 2021 года будет запущена ФЦП по развитию сельских территорий, и спросил, есть ли информация о том, как правительство региона намерено в ней участвовать. Наталья Бояринова информацией не располагала. Кузьма Алдаров считает, что надо было бы уже начать помогать сельским поселениям, чтобы они смогли войти в программу. Ольга Носенко поинтересовалась, есть ли в бюджетах муниципалитетов вообще расходы на инвестиционную и инновационную деятельность. Ответ – ничего такого нет.

Необходима полная перезагрузка

Однако многих волновало даже не будущее развитие, а то, как дожить этот год. Как оказалось, Наталья Бояринова не знает, будет ли ещё одно уточнение бюджета 2019 года. А многим муниципалитетам уже нечем «закрыть» год. Представители Балаганского района заявили, что этот вопрос стоит очень остро, поскольку средств, выделенных им в рамках сентябрьского уточнения, не хватило, в том числе и на закупку угля. Деньги нужны на ремонт дорог, клубов, на медосмотры, тепло, воду. «Если из года в год муниципалитеты не получают средства и недорабатывают какие-то проблемы, это накапливается как снежный ком», – сказал представитель Балаганского района. Не хватает 250 млн рублей и Братску, как сообщили представители администрации города по видеосвязи. Ответа, будет ли бюджет уточняться, никто так и не получил.

«Ущербными» назвала межбюджетные отношения в области председатель комитета финансов Братска Татьяна Алексеева. «У нас экономически активно развивающаяся территория, бюджет дотационный на протяжении уже ряда лет, и дотация с каждым годом растёт. 10 лет назад бюджет формировался на 70% за счёт собственных доходов, только 30% составляли межбюджетные трансферты. Сейчас наоборот – 70% межбюджетка и 30% собственные доходы. Это говорит о том, что в регионе выстроена бюджетная политика, направленная на максимальную централизацию всех ресурсов в областном бюджете. Может быть, это и неплохо. Но что сделать с теми полномочиями, которые замыкаются на муниципалитет, а финансовая обеспеченность их крайне низка?» Братск имеет сегодня предписаний и судебных решений за неисполнение муниципалитетом своих обязательств на 640 млн рублей. «Это говорит не о том, что мы плохо работаем, а о том, что у нас катастрофически не хватает ресурсов, – сказала финансист. – Почти 900 миллионов рублей – муниципальный долг». Более 70% бюджета Братска уже уходит только на зарплаты, а при формировании бюджета на 2020 год Братск не понимает, какие ресурсы ему будут выделены из областной казны. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация – ресурсы в областном бюджете, ответственность – за муниципалитетом.

Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская заявила, что суммы не обеспеченных ни собственными доходами, ни помощью из областного бюджета полномочий муниципалитетов всё время растут, вопрос этот не решается. У муниципалитетов нет средств на подготовку ПСД, исполнение судебных решений, предписаний надзорных органов, ликвидацию несанкционированных свалок, строительство и реконструкцию муниципальных дорог. Зоя Масловская заявила, что практически все финансисты, которые обращались в ассоциацию, говорят одно: до конца текущего года средств не хватит. «Необходима полная перезагрузка подхода к межбюджетным отношениям», – заявила она.

«Коллеги из правительства, я предлагаю вам сравнивать текущую жизнь не с 2015 годом, – заявила председатель бюджетного комитета Наталья Дикусарова. – Там, где есть финансы, политики быть не может и не должно быть. Давайте сравним с прошлым годом. Я человек адекватный и не говорю сейчас о бюджете в 200 с лишним миллиардов, где есть очень значительная часть на ликвидацию последствий от паводка. Я убираю эту часть и говорю о доходах. Они растут с определённой прогрессией. Если посмотреть объём межбюджетной помощи в прошлом году и в нынешнем по состоянию на 30 сентября, то рост доходов бюджета есть, а роста этой помощи нет. И мы вместе с КСП Иркутской области вывели эту закономерность. Мы с вами поступаем как минимум нечестно. У нас постоянно растут доходы областного бюджета, и это достижение не области, это достижение и Братска, и Иркутска, всех муниципальных образований, жителей и организаций, которые работают на территории Иркутской области. И муниципалитеты должны получать от этого определённую долю доходов».

Дикусарова подчеркнула: самое главное – с каким объёмом финансовых средств регион заходит в новый год. Он таков, что некоторые муниципалитеты опять не могут заложить зарплату даже на 9 месяцев. Несмотря на бравые рапорты о профиците. Глава бюджетного комитета сообщила, что депутатский корпус несколько раз обращался в правительство региона с просьбой пересмотреть порядок софинансирования, поскольку многие сельские территории не желают участвовать в госпрограммах при таком подходе «Серого дома». Заксобрание направило в правительство Иркутской области письмо, в котором учтены все проблемы, озвученные муниципалитетами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры