издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Четыре колеса и воз проблем

У продвинутых автомобилистов есть девиз: «Пока ходишь, надо ездить». Даже небольшие перерывы в вождении, связанные с неисправностью машины, они воспринимают как досадную проблему, без решения которой уже невозможна нормальная жизнь. Ситуации, когда пострадавший автомобиль «раздевает» своего хозяина до нитки, не так уж и редки даже при наличии страхового полиса. Вот три гражданских дела, решения по которым вынес недавно Кировский районный суд Иркутска. Он обязал организации возместить ущерб, причинённый владельцам авто. Все они не смирились с произошедшим и были настойчивы в достижении своих целей (фамилии действующих лиц изменены).

Не стоит прогибаться под изменчивый мир

Знает ли водитель, что означают три цифры: 15–60–5? Никакой магии тут нет. Это нормативы в отношении допустимых размеров ям и повреждений на дороге по длине, ширине и глубине в сантиметрах. Новый ГОСТ расширил перечень дефектов дорожного покрытия, но от этого колдобина менее зловредной не стала.

На свою беду, ознакомиться конкретно с этой темой пришлось иркутскому водителю Павлу Козлову. В погожий летний день он ехал по улице Трилиссера и попал в так называемую просадку на асфальте длиной 4 метра, шириной 4,5 метра и глубиной 15 сантиметров. Такая «неровность» дороги – да ещё с выступающей крышкой люка канализационного колодца – причинила автомобилю серьёзные повреждения. Согласно экспертному заключению, стоимость восстановительного ремонта составила более 241 тысячи рублей. И полис ОСАГО, призванный компенсировать ущерб, который водитель может нанести другому участнику движения, в данном случае оказался бесполезным.

А кому предъявлять иск за битую подвеску, деформированную полуось и другие повреждения? Вот вопрос, который требовал ответа. Собрав необходимые документы, водитель обратился в суд. При немалом количестве хозяйствующих субъектов и сложности их отношений определить виновника данного ДТП оказалось непросто. Несколько организаций объявили себя по этому делу ненадлежащими ответчиками и привели соответствующие доказательства. Но логическая цепочка поиска так или иначе привела к администрации Иркутска‒– владельцу автомобильных дорог, находящихся в пределах города. Именно она обязана содержать эти дороги в порядке, обеспечивать безопасность движения. А если конкретнее, то между комитетом городского обустройства, подчиняющимся ей, и МУП «Иркутскавтодор» был заключён контракт, по которому специалисты муниципального предприятия должны выполнять работы по содержанию дорог местного значения. Суд определил, что именно «Иркутскавтодор» ненадлежащим образом исполнил свои обязанности, не устранив вовремя дефект на проезжей части улицы Трилиссера. С дорожников и взыскана 241 тысяча рублей за ремонт автомобиля. Так что немалые хлопоты водителя оказались не напрасными.

А сверху как хрястнет

Если поинтересоваться, сколько весит кубический метр слежавшегося мартовского снега, то увидим немалые цифры – под 300 килограммов. Никто не взвешивал кусок снежного наста, свалившийся на легковой автомобиль с крыши дома по улице Лапина, но в том, что этот «подарочек» был увесистым, сомневаться не приходится. Машине порядком разворотило верх кузова и лобовое стекло. Причём водитель в это время находился в кабине. Он спокойно припарковался и ожидал маму. Никакой оградительной ленты и предупреждающей таблички не было. И тут внезапный удар, когда ему показалось, что автомобиль расплющит. Эксперты оценили сумму восстановительного ремонта Toyota Corolla Fielder в 186 тысяч рублей.

Исковое заявление в суд подала хозяйка пострадавшей машины Анна Иванова. В результате судебного расследования было установлено, что у нежилого здания, с крыши которого упал снег, есть собственник. Между ним и ООО «Этажи» был заключён договор аренды недвижимого имущества. Согласно этому документу, арендатор должен вывозить мусор, убираться на придомовой территории, систематически счищать снег и лёд по всему периметру крыши. В свою очередь, по договору возмездных услуг бороться со снегом и сосульками на крыше взялся один из индивидуальных предпринимателей. Участок работы ‒ большой и ответственный, если учесть, что несчастные случаи такого рода происходят каждую зиму. Арендатор должен был следить, как выполняются эти работы по договору. Но произошло то, что произошло.

Определением суда была назначена автотовароведческая экспертиза. По её результатам общество с ограниченной ответственностью «Этажи» должно возместить владельцу автомобиля сумму причинённого ущерба. Но у водителя остался вопрос: что было бы с ним, если бы этот снежный ком настиг его возле автомобиля?

«Шкода» в мешке

Определённая часть автолюбителей подпишется под фразой: «Подержанное авто покупают не те, кому нужна дешёвая машина, а те, кому дёшево нужна дорогая машина». Василий Шкловский посчитал, что отдать 515 тысяч рублей за подержанный автомобиль известной марки «Шкода» весьма разумно, тем более что он покупал машину не у частника, а в ООО «Автосалон – Полярная». Там работают специалисты своего дела и отвечают за предложенный товар. Покупателя устроило и то, что личными деньгами он оплатил только половину стоимости авто. Оставшуюся часть отдал заёмными денежными средствами, полученными в банке по договору потребительского кредита.

И вот радостный момент: машина твоя, впереди немало дорог и впечатлений. Только всё оказалось очень грустно. В ходе недолгой эксплуатации лавиной посыпались скрытые недостатки. Как справедливо уточнил впоследствии суд, «они не могли быть известны покупателю, однако должны были быть выявлены продавцом при проведении предпродажной подготовки машины». Вот только проводилась ли она на самом деле? Взять хотя бы такой факт, отмеченный в судебном разбирательстве: в договоре купли-продажи, а также в акте приёма-передачи товара не были указаны показания одометра (пробег автомашины). С пробегом вообще произошли казусные вещи, но об этом чуть позже. Покупателю было отчего расстроиться: машина вела себя как капризная старушка, от которой можно ожидать любого недомогания, причём некоторые отказы были особенно тревожными. К примеру, во время движения стала пропадать скорость, появлялся сигнал о неисправности двигателя, периодически не включалась передача заднего хода.

Но это было ещё не всё. Владелец решил провести тщательную диагностику и обратился в автосалон к официальному дилеру машины этой марки. В результате обнаружилась целая куча неисправностей в блоке управления, двигателе и ходовой части. Ненадёжными оказались подушки безопасности, не включался дальний свет. Стали разбираться с пробегом автомобиля: снятые данные вызвали недоумение. Скажем, на июнь 2015 года пробег составил 120 тысяч километров, а буквально через несколько дней – уже вполовину меньше.

Такие проблемы с нутром автомобиля заставили Шкловского обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении договора купли-продажи и взыскании с ответчика ООО «Автосалон – Полярная» всех понесённых расходов и убытков. Примечательно, что представитель фирмы, где был куплен подержанный автомобиль, не возражал против расторжения договора и возврата стоимости машины. Но категорически не согласился с выплатой неустойки и штрафа. Ведь автосалон не получил досудебную претензию покупателя о выполнении его требований в добровольном порядке. И здесь произошло досадное недоразумение. Как выяснилось, истец отправил такую претензию почтой, но она пришла по старому адресу фирмы и не попала в руки тех, кому предназначалась. Таким образом, заключил суд, у ответчика не было возможности в добровольном порядке выполнить требования покупателя. Это значит, что истцу отказали в выплате неустойки и штрафа. Что ещё раз говорит о том, как важно, чтобы досудебная претензия была вручена с уведомлением точно по адресу.

По решению суда Шкловский вернул автосалону порядком изношенный в прошлые времена автомобиль и получил назад свои деньги. Ответчику пришлось выплатить ему пять тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Но разве в деньгах оценишь разочарование покупателя красивой с виду машины?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры