издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Таёжный мониторинг

Как регион борется с незаконными рубками

За семь месяцев 2020 года количество незаконных рубок сократилось на 70%, ущерб – на 72%, объём незаконно добытой древесины – на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако нужно сделать поправку: это статистика по арендованным участкам. Судя по отчётам регионального минлеса, достичь таких результатов удалось благодаря постоянным проверкам и увеличению зоны непрерывного космического мониторинга. Отрасль ждут дальнейшая цифровизация и лицензирование пунктов отгрузки древесины.

Как Иркутская область будет бороться с незаконными рубками, обсуждали на прошлой неделе на заседании специальной межведомственной комиссии под руководством врио губернатора Игоря Кобзева. Пока в ход идут традиционные методы борьбы типа проверок, а также относительно новый – космический мониторинг. За семь месяцев выявлено 1274 «лесных» нарушения. По фактам незаконных рубок возбудили больше тысячи уголовных дел, к уголовной ответственности привлекли 322 человека. Людям грозят реальные сроки до 10 лет лишения свободы.

В итоге общее количество незаконных рубок снизили на 40%, ущерб – на 1 млрд рублей, или на 47,5%. Особенно хорошо удалось отработать на участках, переданных в аренду. Количество рубок здесь сократилось на 70%, объём – на 75%, а ущерб – на 72%. «Теперь стоит задача полностью избавиться от незаконных рубок на арендуемых территориях», – заявил и.о. министра лесного комплекса Иркутской области Дмитрий Петренёв.

Успехи в борьбе с «чёрными» лесорубами он объяснил прежде всего введением непрерывного космического мониторинга, которым занимается «Прибайкаллеспроект». Это ведущая лесоучётная организация Иркутской области. Как ни странно, раньше наблюдение было эпизодическим. С этого года площадь лесов, которые постоянно находятся под наблюдением, увеличили на 10 млн га, теперь зона покрытия – 43,7 млн га в 43 лесничествах. Примерно 72% незаконных рубок выявили именно таким способом.

Зону мониторинга будут расширять и дальше. В ближайшее время непрерывный мониторинг будет введён ещё в трёх районах, которые лидируют по количеству нарушений, – в Чунском, Киренском и Тайшетском.

Была ли «Туколонь»?

В последние годы лесная сфера Иркутской области была источником постоянных скандалов на региональном и федеральном уровнях. В июне 2018 года региональный Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту назначения незаконных рубок в природном заказнике «Туколонь». Ущерб природе оценили в 748 млн рублей. Там были назначены санитарные рубки, которые по факту оказались сплошными. Причём якобы «больной» лес продали по цене здоровой древесины. В итоге были арестованы экс-министр лесного комплекса региона Сергей Шеверда и ещё три чиновника. По мнению следствия, бывший министр знал о недопустимости рубок в заказнике, но согласовал их.

При этом экс-губернатор Сергей Левченко неоднократно высказывался в защиту Шеверды и даже обращался за помощью к уполномоченному по правам человека. Левченко говорил о заказном, политическом характере «дела министра». Свою гипотезу он аргументировал тем, что при Шеверде налоговая отдача от лесной отрасли выросла с 3 до 10 млрд рублей, а незаконные рубки сократились наполовину. Общественники и экологи спорили о состоянии леса в «Туколони», причём мнения разделились диаметрально.

Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков в интервью «ВСП» ставил под сомнение заслуги минлеса в росте налоговых поступлений. «Рост налоговых платежей произошёл в основном за счёт увеличения уплаты налога на прибыль Группы «Илим» – это около 6 миллиардов рублей, – отмечал Сергей Зенков. – Это крупное предприятие, которое несколько лет проводило политику оптимизации производства и уплаты налогов и ранее большую часть налогов уплачивало в другом субъекте. И какое отношение к этому имеет минлес региона?»

Проверка КСП Иркутской области показала странную картину: по итогам 2016–2018 годов лесная отрасль при декларируемых успехах «сыграла в минус». Ущерб от незаконных рубок и пожаров только за 2016–2018 годы составил 31,6 млрд рублей. При этом сумма налоговых поступлений – 24,9 млрд.

Федеральный центр тоже оценил ситуацию негативно. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин предложил руководителю федерального Рослесхоза разработать структуру по «прямому управлению вопросами лесного хозяйства» в Иркутской области. Региону пригрозили «секвестром» лесных полномочий.

Иркутская область потеряла 24 тысячи гектаров защитных лесов, что, по подсчётам Рослесхоза, принесло ущерб в 44 миллиарда рублей. Почти половина незаконных рубок в 2018 году приходилась именно на Иркутскую область. Лесхоз Иркутской области, в который при Сергее Левченко были объединены все более мелкие лесхозы, оказался на грани банкротства. Из 58 подразделений 28 не осуществляли уставную деятельность, как отмечалось в том же отчёте КСП.

«Цифры убеждают: это не так»

На заседании межведомственной комиссии и.о. министра лесного комплекса Дмитрий Петренёв высказал свою позицию в этом странном споре. Он заявил: «Наши оппоненты говорят, что предыдущие пять лет очень эффективно боролись с незаконными рубками. Но цифры убеждают: это не так». Как бывший природоохранный прокурор Братского района, Дмитрий Петренёв ожидаемо занял позицию прокуратуры. Кстати, теперь курировать лесную сферу региона будет ещё один силовик – бывший руководитель Следственного комитета региона генерал Бунёв. Именно при нём шло расследование в отношении экс-министра Шеверды.

По словам Петренёва, в течение последних пяти лет количество и объём незаконных рубок в Приангарье оставались примерно на одном уровне. При этом ущерб значительно рос. Например, за первое полугодие 2015 года он составлял 1,4 млрд, за тот же период 2016 года – уже 3,1 млрд, за январь – июнь 2018 года – 2,4 млрд рублей. «Почему это происходило? Ответ один: незаконно вырубались защитные и особо ценные леса там, где ущерб намного больше», – заявил Петренёв.

В январе на форуме «Лес – главное богатство Восточной Сибири: баланс интересов экологии и экономики» глава минлеса открыто заявил: «Документы, которые создавали видимость законности лесозаготовок, подготавливались, скажем так, в органах власти». Он признал, что соглашения на аренду лесных участков заключались лишь с определёнными предпринимателями – «понятно, для каких целей». После прихода Петренёва договоры на рубку леса в природных заказниках были расторгнуты, все рубки в заказниках и на особо охраняемых территориях отменены.

Лицензирование и космический мониторинг

На межведомственной комиссии Петренёв рассказал, как минлес намерен в дальнейшем бороться с незаконными рубками. Прежде всего упор будет делаться на цифровизацию и космический мониторинг. В ближайшем будущем каждый лесопользователь сможет завести свой электронный кабинет, в котором будут отмечаться все движения по его арендному участку. На основе заложенных в сеть данных будет создана цифровая карта легальной лесозаготовки. «Это облегчит поиск нелегальных рубок, – отметил Петренёв. – Мы их сразу увидим».

Второе направление – это лицензирование пунктов отгрузки древесины. Сегодня их работает около 1,5 тысячи, «все балуются нелегальной древесиной, кто-то больше, кто-то меньше», как сказал Петренёв. Контролировать такое количество точек сложно, практически невозможно. Здесь происходит легализация незаконно добытого леса, налажен настоящий теневой оборот фальшивых документов.

По мнению и.о. министра, лицензированные пункты контролировать будет легче. Причина в том, что их станет меньше и они будут бояться потерять лицензию. При этом сам процесс лицензирования не будет затратным для предпринимателей. Но потребуются ресурсы, чтобы обеспечить выполнение дальнейших требований к уровню оборудования. Предложение уже поддержано Советом Федерации РФ. Если инициатива будет принята законодательно, это позволит вывести с рынка недобросовестных приёмщиков и снизить объёмы незаконного оборота древесины.

Врио губернатора отметил, что вопрос по лицензированию нужно ещё проработать. Глава региона предложил встретиться с самими предпринимателями, которые содержат пункты отгрузки, и выслушать их мнение. «Что толку, если мы введём строгие меры, а соблюдать их не будут. Вызовем только ненужное напряжение», – добавил Игорь Кобзев.

Ещё одним важным направлением назвали лесовосстановление. В этом году площадь увеличили на 40%, включили в неё и злополучную «Туколонь». В регионе впервые появилось несколько частных лесопитомников.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры