издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Автопортреты Павла Авенариуса

Справедливо подмечено, что каждое произведение художника в известном смысле его автопортрет. В том, что это действительно так, убеждает творчество самых различных авторов.

Возьмём наших, сибирских – Вычугжанина с его углублённым психологизмом, больной совестью, Тетенькина с его светлым, романтическим взглядом на окружающий мир, Владимира Кузьмина, поэзия городских пейзажей которого согревает, будит в нас ностальгические чувства… Несомненно одно – если речь идёт о художниках состоявшихся, мастерах своего дела – их ни с кем не спутаешь, у каждого свой особый взгляд, стиль, манера, своя философия.

Не является исключением и наш юбиляр – иркутский живописец Павел Авенариус, отметивший недавно своё 70-летие. Его персональная выставка, с успехом прошедшая в Иркутском художественном музее и получившая высокую оценку зрителей, убедительное тому доказательство. 

Не раз и не два мне довелось бывать на выставках как персональных, так и коллективных, и каждый раз убеждался в том, что картины Павла Авенариуса многое говорят о нём как живописце и человеке, его духовных, эстетических устремлениях, пристрастиях. Подкупает умение художника увидеть, схватить, почувствовать природу как живой образ, волнующе глубокий и неповторимый, стремление утвердить на холсте светом и цветом гармонию мироздания. Пейзажи Павла Авенариуса – это своеобразный гимн природе, её силе и величию. Художник светлого, доброго письма, он остро реагирует на красоту мира, у него не найдёте мрачных, унылых тонов, модернистских ухищрений.

Байкал. К дальним берегам. 2014

Даже его городские пейзажи – будь то тихие уютные улочки Иркутска, архитектурные памятники наших, сибирских городов, намолённые храмы среднерусского Золотого Кольца, живописная летопись зарубежных впечатлений, лирические мотивы крымских зарисовок – да, это он, Павел Авенариус. Художник легко узнаваем. Кажется, для него не существует неинтересной, скучной природы. Обладая счастливым даром пре-образующего поэтического видения, художник находит в малом большое, а в неприметном значительное.

Взять, к примеру, крымский цикл, созданный во второй половине 1990-х. Сколько в них солнечной благодати, экзотики и, если хотите, умиротворения. Одни лишь названия уже передают содержание и настрой живописных полотен: «Крым. На старых улочках Бахчисарая. 2007», «Крым. Бахчисарай. Староселье. 2007», «Сфинксы над Бахчисараем. 2007». Насыщенные по цвету и колориту, они передают настроение автора, его удивление и восторг. Сильное впечатление вызывает картина «Обрывы мыса Тарханкут. 2008». Крошечные, едва различимые фигурки людей над наслоениями каменных громад, омываемых бирюзовой морской стихией. Ещё одна работа, на мой взгляд, одна из самых сильных в серии – «Лодки Балаклавы». Бе­зупречная по цвету, колориту, композиционному решению, она притягивает, не отпускает. Не случайно в книге отзывов кто-то из посетителей выставки назвал это произведение «песней» – столько в ней музыки, света, гармонии.

«России заповедные места» – так художник назвал свою персональную выставку. Большую, более 60-ти работ, экспозицию он представил как творческий отчёт. Разумеется, посетовал в беседе Павел Анатольевич, на выставке показана только часть, хоть и весьма значительная, картин и этюдов. Размеры выставочных площадей, увы, не безграничны. К тому же множество работ разъехались, разлетелись по миру – их можно увидеть в картинных галереях и частных собраниях как в нашей стране, так и за рубежом.

Мысленно я вновь и вновь возвращаюсь в выставочные залы, к образам, созданным художником, и не перестаю поражаться многообразию путей и дорожек, которые ведут нас, зрителей, по заповедным уголкам Иркутска, просторам Байкала. Мы видим уникальные достопримечательности Суздаля, Мурома, Владимира, Нижнего Новгорода, уголки старой Риги, городов Бахарах на Рейне, Страсбург, Франкфурт-на-Майне, да разве всё перечислишь!

Крым. Лодки Балаклавы. 2008

Если говорить о предпочтениях живописца, то это, без сомнения, Байкал, несравненный, непо-вторимый, вечный в своей гордой красоте. Добрая треть экспозиции посвящена этому чуду природы: «Вид на большой Бакланий остров в Чивыркуйском заливе», «Харанцы», «Мыс Лударь у с. Байкальского», «Непогода на мысе Заворотный», «Цветы в Чивыркуе», «В бухте Песчаной», «Причал в Листвянке» – эти и другие работы подобны песне, которую художник поёт своим искусством. Одна из последних работ, датированная 2014-м годом – «К дальним берегам», – без сомнения, тоже штрих к биографии художника. Неспокойная водная стихия, тучи, предвещающие грозу, справа, по краю холста, часть палубы теплохода с человеком у борта. Его взгляд устремлён к горизонту. На свежем ветру развивается красный шарф. Подумалось: очень уж похож этот бородач на создателя сей картины. Оказалось, что так оно и есть.

Как художник, по словам самого Павла Авенариуса, он нашёл себя в пейзаже. Тут, как говорится, ничего не попишешь. Любит наш юбиляр природу во всех её видах и ипостасях. К жанру портрета обращается крайне редко. Несколько портретов удалось увидеть на выставке. Один из них заставил меня чуть ли не вздрогнуть. С листа на меня смотрел мой коллега по «Восточке», Владимир Кинщак. Полковник в отставке, кандидат технических наук Владимир Иванович пришёл в «Восточку» после выхода на военную пенсию. Здесь, в редакции, он реализовал свою давнюю страсть к журналистскому творчеству, став одним из ведущих публицистов газеты.

Владимир Кинщак был великолепным спортсменом – имел разряды по альпинизму, лыжам, рукопашному бою. Говорю «был», потому что несколько лет назад Владимир Иванович трагически погиб, выполняя сложный элемент на скоростном лыжном спуске.

С Павлом Авенариусом Кинщака связывала многолетняя дружба. Вместе они служили в авиационных войсках в Риге, после развала Союза перебрались в Иркутск, где местом работы стало Иркутское высшее военное инженерно-авиационное училище.

Творческую судьбу Авенариуса не назовёшь гладкой да благополучной. Впрочем, послушаем самого Павла Анатольевича. Родился в 1944 году 29 августа в Москве. В 1949 году семья переехала в Иркутск, куда отец, военный специалист, получил назначение в ИВАТУ на одну из ведущих кафедр.

В школе увлекался рисованием. Друзья семьи – Владимир Иманаев и его жена Вера, выпускники художественного училища, организовали в офицерском клубе изостудию. С друзьями охотно её посещал. Рисовал, как умел. К окончанию школы набралась целая куча рисунков, в основном репродукции картин известных художников. В доме хранился большой альбом, посвящённый  авиации, так Павел множество картинок с изображением самолётов разных моделей и типов старательно перерисовал. Конечно же, сохранить не удалось, всё утеряно в многочисленных переездах.

Получить автограф мастера – большая удача
для начинающих художников

По настоянию отца подал документы в мединститут, мол, и дед, и прадед были врачами. А ты чем хуже? Послушался, сдал экзамены, а вскоре забрал документы: нет, это не его. Окончил ИВАТУ в 1964 году, а в 1974-м Рижское высшее военное авиационное училище имени Алксниса, где, собственно, и состоялась встреча с Владимиром Кинщаком. Будучи курсантом, играл в команде мастеров по гандболу, стал чемпионом города Риги и Латвии, получил звание мастера спорта. 

Все годы обучения и в ИВАТУ, и в Риге тянул (не без удовольствия!») лямку художника-оформителя стенных газет. Нравилось рисовать друзей, сокурсников. После окончания Рижского училища – девять лет преподавательской работы в учебном центре в Крыму. Служба не помешала закончить 5 курсов факультета станковой живописи и графики Московского народного университета искусств имени Крупской.  В октябре 1984 года по семейным обстоятельства перевёлся в Иркутск, где получил направление в штаб 30-й воздушной армии Верховного Главного командования стратегического назначения. И должность старшего инженера в особо секретном отделе.

Начались бесконечные командировки – по всей стране от Запада до Востока. Тяготы службы скрашивались часами на пленэре – этюдник и краски были всегда при себе. Во время службы в Иркутске познакомился и близко сошёлся с иркутскими художниками Владимиром Тетенькиным, Евгением Шпирко,  Александром Зудиновым, многими другими мастерами. Особое влияние на формирование вкусов и пристрастий оказал классик сибирской живописи Владимир Тетенькин. Уроки его мастерства сыграли исключительную роль в творческой биографии Авенариса.

– В 1991 году, – вспоминает Павел Анатольевич, – я познакомился с великолепным художником из Ставрополя, лауреатом Государственной премии Павлом Гречишкиным. С ним в течение многих лет, вплоть до 1998 года, путешествовали по Байкалу. Пешком, на машинах, катерах. До тонкостей изучили карту озера и побережья, маршруты, особенности байкальских ветров. Много полезных сведений получили из книги байкаловеда, учёного и писателя Олега Гусева. Богатейший опыт Гречишкина, его советы по композиции, живописи, работе над картиной – это ни с чем не сравнимо. К слову, пейзажи Гречишкина охотно принимали в подарок Горбачёв, Зыкина, Брежнев, другие знаменитости. Пахарь был – на славу! Он объездил весь мир, побывал на всех континентах. Однако, признавался мэтр, лишь два места на Земле были для него особенно дороги – вначале это был Кавказ, а в последние годы – Байкал.

Тишина. Начало осени. 2010

Годы общения с Павлом Гречишкиным стали для него, Авенариуса, не просто великолепной школой, но и мощным стимулом: за годы, проведённые на байкальских просторах, написано более ста этюдов, многие из которых стали основой для больших живописных полотен. Не случайно, когда в 1990-м году Павел Авенариус обратился в региональное отделение Союза художников с просьбой о поездке в  Дом творчества «Байкал», сразу же получил «добро». Мало того, за свои работы Павел Анатольевич был награждён бесплатной путёвкой на повторное посещение этого гостеприимного Дома.

Первая выставка в составе Союза художников России прошла в Саянске в 1988 году, а в июне 1991 года – участие в зональной выставке «Сибирь» в Красноярске. В Союз художников принят в 1995 году. Дважды лауреат – Всесоюзного фестиваля народного творчества и международного пленэра «АРТ-UGRA – 2011» в номинации «Пейзаж сегодня».

В свои 70 Павел Анатольевич по-прежнему заряжен на творчество. Вместе с художником мы, почитатели его таланта, открываем для себя новые миры с их особым колоритом, красками, неповторимостью. Как тут не вспомнить Бродского: «Для тех, в ком бодрствует душа, искусство не развлечение, а какой-то особый способ существования вне, за пределами своего тела». Это точно о нём, нашем юбиляре, его духовном и нравственном потенциале.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры