издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Запрещают запрещать

Эксперты обрушились с критикой на нормы законодательства по охране Байкала

  • Автор: Фёдор ТКАЧУК

Несовершенство в экологических законах и ФЦП «Охрана озера Байкал» обнаружили иркутские учёные из Лимнологического института. Так, они подсчитали, что в рамках ФЦП около 17 млрд рублей потрачено не на охрану озера, а на решение региональных проблем. Кроме того, неактуальным назвали эксперты существующее зонирование Байкальской природной территории. Упразднить можно, по их мнению, зону атмосферного влияния: «Иркутско-Черемховский промузел никак на Байкал не влияет». Подробности в материале «Сибирского энергетика».

Круглый стол «Совершенствование законодательства по защите водных ресурсов на примере озера Байкал» прошёл в Иркутске на минувшей неделе. Мероприятие проводилось под эгидой Высшего экологического совета (ВЭС) комитета Госдумы РФ по природным ресурсам. 

Неожиданное предложение озвучил на заседании бессменный директор Лимнологического института СО РАН академик Михаил Грачёв. Он выступил за некоторое экологическое послабление в пользу промышленности. Свой доклад учёный начал с того, что сравнил протяжённость Байкала с расстоянием от Москвы до Санкт-Петербурга (636 и 707 км соответственно). При этом он заметил, что если бы в этой европейской части страны решено было ввести «всякого рода запреты», которые налагаются сейчас в БПТ, то экономическое развитие отдельных российских регионов оказалось бы под вопросом.

Частично устаревшим признал Михаил Грачёв и существующее сегодня деление Байкальской природной территории на экологические зоны. Напомним, согласно российскому законодательству, Байкал разделен на три зоны – атмосферного влияния, буферную и центральную.

Между тем Михаил Грачёв считает целесообразным устранить полностью зону атмосферного влияния: «Благодаря многолетним исследованиям мы сегодня знаем, что до Байкала ничего не долетает с Иркутско-Черемховского промышленного узла». 

При принятии этой поправки промышленные предприятия, чья хозяйственная деятельность попадает в зону атмосферного влияния, могут освободиться от финансового обременения – платы за вредные выбросы и сбросы. Михаил Грачёв уверен, что решение это вполне обоснованно с научной точки зрения: «За сбросы в воду предприятия почему-то платят даже больше, чем за выбросы в атмосферу. Хотя Ангара вытекает из озера, а не наоборот».

Буферная зона тоже не столь актуальна, уверен учёный. Её он предлагает не отменять совсем, но пересмотреть в сторону послабления некоторые её экологические критерии: «Наверное, не нужна государственная экологическая экспертиза в этой зоне, и не нужно подводить под ФЦП («Охрана озера Байкал». – «СЭ») другие проекты, не имеющие отношения к Байкалу». Среди таких он обозначил неработающий Джидинский вольфрамовый комбинат в Бурятии, на консервацию которого, согласно ФЦП, должно поступить 4,5 млрд рублей. По данным Лимнологического института, никаких тяжёлых металлов с этого объекта в Байкал не поступает, заверил Грачёв. 

Не согласился он и с решением финансировать за счёт программы «Охрана озера Байкал» ликвидацию отвала вблизи Холоднинского месторождения колчеданно-полиметалических  руд (1,5 млрд рублей), так как «сегодня полигон полностью зарос и опасности для озера не представляет». Раскритиковал Грачёв выделение денег на мусороперерабатывающий завод в Улан-Удэ, на решение экологических проблем в районе Гусиноозёрской тепловой станции (1,5 млрд рублей), на берегоукрепление Иркутского водо­хранилища. В общем итоге не по целевому назначению по ФЦП уже направлено или ещё предстоит направить около 17 млрд рублей.

– Это хорошее дело, но при чём тут Байкал?! Моё основное предложение – нам надо иметь совесть: за счёт денег, выделенных на охрану озера, решать его проблемы, а не действовать в интересах регионов, – заявил руководитель института.

Саму программу Грачёв предлагает «пропустить» через научную экспертизу, чтобы исключить из неё нецелевые расходы.

Сосредоточить же всю работу по охране Байкала директор института предлагает в центральной экологической зоне. Для большей убедительности Михаил Грачёв показал аудитории фотослайды, демонстрирующие мусор на Байкале. Настаивает он также на строительстве и реконструкции за счёт ФЦП канализационно-очистных сооружений в населённых пунктах, расположенных в центральной зоне. Так, например, в Северобайкальске из-за неправильной работы КОС, на что не обращали внимание местные власти, в воду на протяжении долгого времени поступали стоки, изменившие экосистему озера – появилась растительность, водоросли, не характерные для Байкала. В итоге сегодня на побережье в районе Северобайкальска растянулась десятикилометровая полоса выброшенных из воды водорослей (1700 тонн, по подсчётам учёных института). Это способствует заболачиванию заливов. Аналогичная ситуация наблюдается в Листвянке и рядом с другими населёнными пунктами, расположенными на Байкале.

– Ещё три года назад мы говорили, что экосистема озера не претерпела серьёзных изменений с доантропогенных времён. Сейчас всё не так. Чистой сегодня остаётся вода лишь в основном теле Байкала, – заметил выступающий.

Дополнила его доклад сопредседатель организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова. По её словам, в одном из популярных мест отдыха на Байкале – Чивыркуйском заливе – образуется за сезон около 160 тонн жидких бытовых отходов, что также провоцирует массовое развитие нетипичных для озера водорослей. Такая же ситуация в Баргузинском заливе. «Всего, по нашим подсчётам, на Байкале образуется 25 тысяч тонн жидких отходов, в основном от водного транспорта, который базируется в Иркутской области. При этом на переработку передаётся только 1600 тонн», – рассказывает Рихванова.

Однако и на переработку поступает, судя по всему, не всё, что сдаётся. Местные жители обращают внимание на то, что организации, работающие по договорам вывоза жидких бытовых отходов, не довозят свой груз до пунктов переработки, а сбрасывают в Байкал или реки, впадающие в озеро. Экологи предлагают бороться с этой своеобразной экономией. Для этого транспорт, осуществляющий доставку, можно оснастить спутниковой навигацией.

От общественников выступили на круглом столе со своими идеями также представители «Большой байкальской тропы». Они предлагают построить велодорожку по байкальскому побережью, таким образом, отмечают общественники, туризм может стать экологичным. Причём задействовать в новом проекте, по мнению представителей «Тропы», можно старую инфраструктуру, которая сегодня уже не используется. К примеру, объекты Кругобайкальской железной дороги – «горбатый мост» в районе посёлка Выдрино (граница Бурятии и Иркутской области). Заброшенные кирпичные здания предлагается оборудовать под приюты, хостелы и ремонтные мастерские для велосипедов. «Ещё лет 15 назад никто не думал, что велопутешествия будут такими популярными. А сейчас, например, когда о нашей идее узнали члены Ассоциации японских байкеров, то они однозначно сказали: «Вся Япония будет на Байкале!», – делятся члены ББТ.

Финансирование проекта частично можно осуществлять за счёт ФЦП, уверены общественники. Ведь в программе предусмотрено такое мероприятие – строительство около тысячи километров троп.

Выступили на круглом столе и региональные чиновники. Так, министр природных ресурсов Бурятии обратил внимание на изменения в Водном кодексе, которые произошли минувшим летом. Чиновник соглашается, что они в определённой степени улучшат экологическую обстановку в центральной зоне Байкала, но при этом уже сегодня есть трудности с их реализацией. Во-первых, речь идёт о границах прибрежной полосы водоохранной зоны. В ближайшее время на федеральном уровне должно выйти распоряжение об установлении этих границ. Предполагается, что в пределах этой территории будут запрещены передвижение и стоянка транспорта на дорогах, не имеющих твёрдого покрытия. Это и может оказаться проблемой для двух регионов – Иркутской области и Бурятии, где в отдельных населённых пунктах просто нет таких дорог.

«Мы не будем возражать, если в наших сёлах появятся твёрдые дорожные покрытия», – объявил министр и предложил внести в ФЦП «Охрана озера Байкал» новое требование – устройство дорог, а в качестве госзаказчика определить в программе Минтранс РФ. Чиновник напомнил, что первоначально этот пункт в ФЦП уже существовал, но из-за экономии финансовых средств его решено было исключить.

Ещё одна проблема для регионов, связанная с «экологическим» законодательством, – проведение госэкспертизы при реконструкции, реставрации и строительстве объектов (в том числе жилых домов) с инженерно-коммунальными системами. Причём процедура проходит не на региональном уровне, а через Главгосэкспертизу в Москве. Напомним, кроме этой экоэкспертизы застройщики обязаны проводить свои документы и через Рос­природнадзор РФ. Нововведение также сделано летом этого года и уже вызвало негативные отзывы у строителей, проектировщиков. Чиновники минприроды Приангарья и Бурятии выразили уверенность, что такая мера будет достаточной для центральной экологической зоны Байкала, а налагать её на всю территорию полностью неразумно. 

– Напряжение среди застройщиков уже растёт. Если изменить законодательство в этой части нельзя, предлагаем хотя бы создать филиал Главгосэкс­пертизы в одном из регионов, присутствующих на Байкальской природной территории, – предложил министр Бурятии.

Предложения иркутского главы минприроды Олега Кравчука частично оказались сходными с пожеланиями коллеги из Бурятии. Кроме того, по мнению иркутского чиновника, вблизи Байкала стоит разрешить заниматься такими видами экономической деятельности, как лесопереработка и сельское хозяйство. Сегодня же на этой территории действует запрет на создание новых производств по всех видам деятельности. В итоге доля промпроизводства составляет менее 1%, что сказывается и на социальной составляющей. Напомним, ранее правительство добилось снятия запрета на производство бутилированной воды на Байкале и переработку овощной и плодово-ягодной продукции.

Все предложения участников круглого стола будут рассмотрены при доработке законов, заверили организаторы мероприятия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры