издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И только в культуре ничего не меняется. К счастью…

Библиотека имени Молчанова-Сибирского, в народе ласково именуемая «Молчановкой», переезжает в новое здание. Специально под неё отгрохали новый храм из стекла и бетона в концептуально обусловленном месте – на границе между Академгородком и Студгородком. Глядя на это строение, дополняющее архитектурную композицию между офисной многоэтажкой и Ледовым дворцом, невольно закрадывается мысль: а стоило ли оно того, в нашу-то бездуховную эпоху? Один чёрт, никто ничего не читает, а если и читают – то, что называется, «с монитора». «Лучше бы три детских сада построили», – продолжается та же крамольная мысль по накатанной: в Иркутске в последнее время почему-то принято всё мерить на детские садики.

Разговоры о закате эры печатного слова идут непрерывно с той реперной точки, когда доступ в Интернет стал свободным для всех. Действительно, глупо покупать газеты, журналы и книги где-то в магазине и за живые деньги, когда всё можно скачать или вообще, не засоряя память компьютера, прочитать в онлайне. В таких случаях один мой циничный друг-компьютерщик говорил: «Не майтесь дурью, не регистрируйтесь на платных порносайтах – там нет ничего такого, чего бы не было на бесплатных». 

Мнения разделились. Продвинутые обзаводятся электронными читалками и свысока поглядывают на ретроградов с затёртыми томиками в руках. Читатели печатной продукции считают «электронщиков» выскочками, идущими на поводу у бездушного технического прогресса. И оперируют абстрактными понятиями, вроде «сдуть пыль веков», «шелест страниц» и «неповторимый запах переплёта», глядя при этом на обладателей электронных носителей, как английский лорд на своего мажордома (это старший лакей, если кто не знает). Как это обычно бывает в сложных материях, правы все сразу. 

Проблема имеет два очевидных аспекта – технологический и общечеловеческий. С точки зрения технологий, носители информации развиваются даже не быстро, а молниеносно. Книги не менялись веками, а за последние неполных десять лет CD сменили дискеты, претерпели несколько модификаций и были вытеснены флеш-картами. А сейчас и вовсе вся информация перекочёвывает в некие трудные для понимания «цифровые облака» и на автономные гаджеты и девайсы – читалки и планшеты. 

Однако эта ситуация исторически очень напоминает развитие музыки и кино. Считалось, что кинематограф полностью уничтожит театр, а в свою очередь телевизор убьёт саму идею кинотеатров. На практике все три вида этих «носителей информации» мирно сосуществуют и совершенно не конфликтуют из-за того, что даже зрителя делить не пришлось: отец-театрал идёт в свою оперу, сын-киноман наслаждается 3D в кинотеатре, а вечером оба отгоняют жену и мать от телевизора, утверждая, что «Пусть говорят» – это дрисня, а футбол – это круто. 

Абсолютно то же самое было с музыкой. Как только люди освоили звукозапись, носители информации немедленно стали эволюционировать. Пластинки сменились магнитной лентой, она уступила место лазерным дискам, диски из-за громоздкости (не смешно – по сравнению с пластинками и бобинами магнитоплёнок?!) вымерли, как динозавры, породив mp3-плейеры. Ну и что? Как и в истории визуализации искусства, меломаны мирно уживаются рядом, время от времени схлёстываясь в эстетских спорах, что лучше. Дискоманы презирают любителей плейеров, так как формат mp3 – это «пережатый» на компьютере, обрезанный и кастрированный звук. Конечно, надо слушать на хорошей аппаратуре и в нормальном аудиоформате, который из-за размеров не помещается в память плейера, зато передаёт всё богатство звуковой палитры. 

На них, как на идиотов, смотрят высоколобые саунд-эстеты, которые сейчас за огромные деньги покупают ламповые «вертушки» и слушают исключительно аналоговое, неоцифрованное звучание тех самых «блинов», «пластов» и «винила», с которого вся эта история начиналась. 

В отношении книг можно понять и тех и других. Конечно, электронная читалка удобнее. Я в детстве читал по ночам с фонариком под одеялом. Моему младшему сыну фонарик не нужен – планшет подсвечивает себе сам. Из непременных атрибутов не изменились только ночь и одеяло. Но это – ситуативно. С тех пор, как появился домашний Wi-Fi, следом родилась расхожая шутка, что он нужен, чтобы сидеть с ноутбуком в туалете. Это так, но вот почитать книгу на айпэде, валяясь в ванной, я как-то не рискую. Поэтому любимые томики стопочкой лежат у меня на ящике для грязного белья. И вопрос, что выбирать для чтения, решился сам собой.   

С точки зрения социологической, говорят, что молодёжь вообще читает всё меньше, книги – тем более, и следующее поколение про бумагу будет вспоминать только в том же туалете с вайфаем. И тут я должен не согласиться. Потому что чтение, и в частности – книг, является вопросом банального воспитания. Точнее говоря – не принуждения, а личного примера. Моему старшему сыну 17 лет, и общаться он предпочитает в социальных сетях, но читать – бумажные книги. Может, это потому, что компьютер в доме появился, когда он уже пошёл в первый класс и запоем осваивал домашнюю библиотеку.

Но младшему сыну – восемь, он с компьютером научился управляться раньше, чем читать. Но до того, как он этому научился, моя жена много чего ему прочла на ночь, перед сном. Возможно, он научился читать сам в пять лет именно потому, что не мог дождаться следующей главы на следующий вечер и осваивал «Гарри Поттера» уже самостоятельно – как сказано выше, с фонариком под одеялом (планшета тогда у нас ещё не было). Так что тут просматривается прямая линейная зависимость: если дома родители не читают, то и дети не будут. Так и при презренном «совке» было. Если читают – то никакой компьютер не собьёт его с этого зыбкого пути. Играть он будет на компьютере, а читать – как мама. 

Так стоило ли строить новое здание «Молчановки»? Конечно, стоило. До конца света, говорят, осталось полтора месяца. И накроется этот ваш Интернет медным тазом и чугунной ванной. А те, кто придёт после нас, будут ковыряться в культурных слоях нашей вечной мерзлоты и всё-таки изучать нас по погребённым в них писанным источникам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры