издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цена неба

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Перелёт по маршруту Иркутск – Москва независимо от выбора авиакомпании сегодня обойдётся минимум в 10 тыс. рублей. За те же деньги сейчас можно добраться самолётом, к примеру, от областного центра до Бодайбо, а также слетать из Хабаровска или Владивостока в Москву. Тот факт, что расстояние по двум последним маршрутам отличается в десять раз, похоже, никого не смущает. Парадоксы ценовой политики российских авиаперевозчиков стали настолько откровенными, что недавно ими даже заинтересовались в Федеральной антимонопольной службе. Представители авиакомпаний тем временем заявляют, что их тарифы являются экономически обоснованными. «Конкурент» решил разобраться, почему перелёт с Дальнего Востока в столицу часто дешевле, чем из Иркутска, и за что именно люди платят, садясь в самолёт.

Кто сказал ФАС

В центр внимания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России расценки на перелёт по маршруту Иркутск – Москва попали после обращения одного из столичных жителей. Как оказалось, ещё 2 ноября 2012 года в ФАС поступила просьба разобраться в тарифах на данном направлении. «Цены на авиабилеты по маршруту Москва – Иркутск – Москва не снижаются ни у одной летающей туда авиакомпании, несмотря на то что летний сезон уже давно закончился, – написал заявитель. – Традиционная летняя цена от 21 тысячи рублей (в обе стороны. – «Конкурент») в этом году не снизилась, и даже билеты на все месяцы до следующего лета продаются именно по этой цене, а иногда их стоимость доходит до 40 тысяч 

рублей». То, что речь шла о цене перелёта именно между Москвой и Иркутском, объяснялось просто: автором запроса в ФАС оказался бывший иркутянин Василий Яшкинас, в настоящее время живущий в столице. По его словам, он действительно обратился в ФАС в начале ноября прошлого года, после чего ему пришло уведомление, что его заявление принято. «В ФАС России ответили, что передали его в Иркутск, а 25 января я им повторно отправил запрос», – рассказал Василий. Он и сейчас периодически звонит в ФАС, чтобы узнать судьбу своего обращения. 

Тем временем в Управлении ФАС России по Иркутской области подтвердили, что такой запрос у них действительно находится в работе. По данным пресс-службы ведомства, к ним он поступил 8 февраля, расследование по данному факту сейчас идёт и продлится около месяца. Интересно, что найти специалисты УФАС в деятельности авиакомпаний пытаются признаки ценового сговора. Для этого у основных перевозчиков, работающих на данном направлении, была запрошена информация о принципах формирования тарифов. 

«Все они должны показать, из чего складывается стоимость билетов по маршруту Иркутск – Москва – Иркутск. Потом наш аналитический отдел эти данные обработает и вынесет решение. Тогда уже будет стоять вопрос, возбуждать дело или нет», – рассказали в УФАС.

Если ценовой сговор будет доказан, авиакомпаниям грозит административное наказание. «В данном случае это будет штраф в размере определённого процента от выручки компании за прошлый год, – говорят в пресс-службе ведомства. – Так что это может быть довольно существенная сумма». Впрочем, в УФАС не скрывают, что сам факт сговора, который считается весьма серьёзным экономическим преступлением, доказать сложно. Рассказывают, что в практике иркутского УФАС был всего один случай, когда это удалось сделать. «Это был ценовой сговор нефтяных компаний, правда, тогда они целенаправленно занижали, а не завышали цены. Доказать это удалось благодаря тому, что сразу несколько субъектов предпринимательства единовременно меняли цену на свою продукцию на одно и тоже значение. Этого оказалось достаточно», – рассказали «Конкуренту».

Расстояние не имеет значения

По маршруту Иркутск – Москва сегодня летают пять авиакомпаний. Это «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «Ир-Аэро». Также в табло прилётов-вылетов иркутского аэропорта можно увидеть авиакомпании «Глобус», «Оренбургские авиалинии» и «Россия», однако все они входят в состав более крупных перевозчиков, в случае с первой это S7 Airlines, а две последние входят в группу компаний «Аэрофлот». 

Средние цены на перелеты из Москвы в регионы Сибири

Стоимость перелёта в любой из этих авиакомпаний из Иркутска в Москву по самому бюджетному тарифу эконом-класса сегодня обойдётся в сумму от 9975 до 11550 

рублей (см. табл. 1). Примерно такие же цены на перелёт действуют у этих компаний и на середину лета 2013 года. К примеру, «Аэрофлот» предлагает своим клиентам слетать в столицу минимум за 11550 рублей, правда, оговаривается, что количество таких билетов уже ограничено. У S7 Airlines билет на те же даты обойдётся в 11425 рублей, у «ЮТэйр» – 11490 рублей. Чуть ниже стоимость по этому направлению у «Уральских авиалиний» – 10544 рублей, у «Ир-Аэро» – 10375 рублей.

Впрочем, куда интереснее сравнивать стоимость билетов по маршруту Иркутск – Москва с перелётами до столицы из других городов. К примеру, из соседнего Улан-Удэ долететь до Москвы дешевле, чем из Иркутска. Минимальная цена, которую удалось найти на сайтах авиакомпаний, сейчас составляет 7950 рублей. Перелёт из Читы до Москвы обойдётся в 8800 рублей. Полёт туда же из Благовещенска, причём через Владивосток, будет стоить примерно столько же, сколько из Иркутска – 10500 рублей. Из Владивостока до Москвы действуют и вовсе смешные по российским меркам цены на перелёт – от 3600 рублей (с посадкой в Новосибирске) либо прямой рейс за 6350 рублей в одну сторону. Правда, такие лояльные тарифы своим клиентам сегодня предлагают только две авиакомпании – «Аэрофлот» и «Трансаэро», и то не круглый год. К примеру, летом перелёт из Владивостока до Москвы обойдётся уже минимум в 16–20 тыс. рублей.

Объяснение такой ценовой политики перевозчиков очень простое: сегодня для всего востока страны действуют льготные тарифы. Обновлённый список городов, на которые они будут распространяться в 2013 году, был опубликован 11 февраля на сайте правительства РФ (постановление №113). В общей сложности субсидировать воздушные перевозки федеральные власти намерены по 42 различным направлениям, в том числе по маршрутам из Улан-Удэ, Читы, Якутска, Владивостока, Хабаровска до Москвы и Петербурга, а также российских курортных городов. Иркутска в этом списке нет.

Всё включено

Сами перевозчики свои тарифы на направлении Иркутск – Москва считают полностью экономически обоснованными. Аналитик управляющей компании «Финам» Алексей Захаров уверен, что цену всегда определяет соотношение спроса и предложения. «Потому что любой продавец всегда стремится получить максимум», – говорит он. И в качестве примера приводит простой расчёт: «Если авиакомпания получает с каждого пассажира 1000 рублей прибыли и в салоне сидит 75 пассажиров, ей это более выгодно, чем 1200 рублей прибыли и 50 пассажиров (в первом случае компания заработает 75 тысяч рублей, во втором – 60 тысяч. – «Конкурент»). Так перевозчики и выбирают цены, поскольку ясно, что чем выше цена билета, тем меньше наполняемость салона».

Наравне с этим принципом на конечную цену билета также влияет себестоимость перевозки. По словам Захарова, здесь самыми значимыми статьями расходов являются топливо (на него приходится около 30% затрат) и аэропортовое обслуживание (20%). «И не забудьте добавить сюда комиссионные за продажу билетов, страховку, аэронавигационное обслуживание на маршруте, зарплату экипажа, лизинговые платежи, если самолёт взят в аренду, а также расходы на обслуживание и ремонт воздушного судна и много чего ещё», – перечисляет аналитик.

Самой открытой статьёй расходов можно считать тарифы «на земле», то есть то, что обычно авиакомпания платит аэропорту или другим организациям, работающим на его территории. Входит сюда практически всё: буксировка самолёта, подача трапа, уборка салона, обслуживание туалетов, бортовое питание, заправка самолёта питьевой водой, транспортировка багажа и целый список других услуг. У большинства крупных аэропортов расценки на них полностью открыты. Вот только их сравнение часто заставляет сделать выводы не в нашу пользу. В качестве примера Алексей Захаров берёт расценки на наземное обслуживание в международном аэропорту «Иркутск» и красноярском «Емельяново».

Московское направление – самое популярное у жителей региона. Но перелёт до столицы обходится иркутянам дороже, чем соседям

– Тариф за взлёт-посадку в «Емельяново» сейчас составляет 298 рублей за тонну максимального взлётного веса, в Иркутске – 421 рубль (для сравнения: в московском 

аэропорту «Внуково» – 154 рубля, а в Улан-Удэ – 510 рублей. – «Конкурент»), – приводит разницу в ценах аналитик. – Это означает, что только по этому пункту авиакомпания заплатит за прилёт самолёта типа Airbus А320 в Иркутск примерно на 9,5 тысячи рублей больше. Сбор за обеспечение безопасности в Красноярске – 188 рублей с тонны, в Иркутске – 259 рублей. Это ещё 7,7 тысячи рублей не в пользу Иркутска.

Ещё большую разницу в затратах дают расценки на керосин в разных аэропортах. Впрочем, по некоторым пунктам обслуживания Иркутск, напротив, держит минимальные цены. К примеру, пользование аэровокзалом на внутренних авиалиниях у нас сегодня одно из самых дешёвых – 36 рублей с пассажира. Для сравнения, в аэропорту соседнего Улан-Удэ авиакомпания заплатит за каждого пассажира уже 53 рубля, во Владивостоке – 98 рублей, в Москве («Внуково») – 45 рублей, в Екатеринбурге («Кольцово») – 50 рублей.

«Летают и молчат»

Именно поэтому эксперты уверены, что, прежде чем говорить о «злоупотреблениях» на том или ином маршруте, нужно детально рассматривать структуру затрат авиакомпаний. Но тут же уточняют, что реальная причина, почему стоимость перелёта по направлению Иркутск – Москва в течение года не снижается, может быть и вовсе другой. Алексей Захаров, например, уверен: высокие цены на билеты в Иркутске связаны с тем, что пассажиры попросту готовы платить такие деньги. «Уверяю вас, что, если бы объёмы перевозок упали, авиа-компании начали бы изыскивать возможность снизить цены. Нашли бы они их или нет – другой вопрос», – объясняет он.

Косвенно в пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что до сих пор никто из жителей Иркутска в антимонопольную службу с просьбой разобраться в обоснованности тарифов на авиаперелёты не обращался. Как рассказали «Конкуренту» в иркутском УФАС, в их практике это первый такой случай. Василий Яшкинас по этому поводу грустно иронизирует: «Так и есть, тысячи людей летают и молчат, а потом в комментариях пишут: «Ну наконец-то!» Вроде как все ждали, когда кто-то это сделает».

Приведёт ли к чему-то расследование, которым сейчас занимается УФАС, пока сказать трудно. «Скорее всего, ни к чему не приведёт, – считает аналитик «Финам». – Ценовой сговор – вещь труднодоказуемая. Его основными признаками считаются одинаковые цены, а также их синхронное изменение, причём в одних и тех же пределах. Однако то же самое может происходить и по объективным причинам».

При этом специалистов удивляет, почему до сих пор никто не обратил внимание на стоимость внутрирегиональных перелётов. Билет из Иркутска в Бодайбо сейчас обойдётся в ту же сумму, что и из Иркутска в Москву, расстояние при этом отличается в шесть раз. В авиакомпании «Ангара», летающей по маршруту Иркутск – Бодайбо (см. табл. 2), такую стоимость объясняют сложностью организации перелётов. 

– Доставка топлива в северные районы из-за климатических условий весьма проблематична, – рассказывает представитель авиакомпании. – Плюс в небольших аэропортах стоимость топлива и обслуживания рейсов куда выше, чем в аэропортах крупных городов. Многие рейсы без субсидий администрации и вовсе нерентабельны, например Иркутск – Ербогачён и Иркутск – Мама.

Впрочем, и тут стоимость «напрямую зависит от потенциальных возможностей местных пассажиров». Алексей Захаров в этой ситуации успокаивает тем, что Приангарье и Россия в целом в определении стоимости авиаперелётов далеко не исключение. «В мире полно «парадоксальных» цен на билеты. Компаниям постоянно приходится решать «многопараметрические» задачи, и их результат на первый взгляд может показаться неожиданным», – говорит он.

Запасной выход

Изменить ситуацию на рынке авиаперевозок, по мнению представителей региональных авиакомпаний, всё-таки можно. «Для этого необходимо развивать систему субсидий. Также требуются инвестиции для развития транспортной инфраструктуры: это и реконструкция 

аэропортов для приёма воздушных судов разных модификаций, и строительство дорог, которые позволят организовать регулярную доставку топлива в северные районы. В совокупности эти меры смогут существенно повлиять на цены – естественно, в сторону их понижения», – считают в авиакомпании «Ангара».

Отчасти актуально всё это и для трансрегиональных перевозок. Но, как оказалось, есть здесь и куда более простой способ снизить цену авиабилета – договориться. Именно так поступили несколько крупных туроператоров, которые в конце прошлого года подписали соглашение с авиакомпаний S7 Airlines о введении льготного тарифа для туристов, летающих по маршруту Иркутск – Москва и Улан-Удэ – Москва. 

Правда, как объяснил пресс-секретарь туроператора «Байкалов» Александр Верхозин, подобная мера всё-таки вынужденная. «Мы считаем, что высокая стоимость авиаперелёта между Москвой и Иркутском в числе других факторов сдерживает рост потока туристов на Байкал», – говорит он. В итоге сейчас стоимость билета из столицы до Иркутска в одну сторону по льготному тарифу составляет 6900 рублей, до Улан-Удэ – 7600 рублей. Продержатся такие цены ровно год. Воспользоваться этим тарифом из Москвы можно только в том случае, если клиент купил тур на Байкал. И наоборот: если речь идёт об иркутянах или жителях Улан-Удэ, то они также должны лететь в столицу с туристическими целями.

Сама авиакомпания в этой схеме никаких рисков не несёт. Все они ложатся на туроператора, так как именно организатор туров выкупает блоки мест в самолёте. Об итогах подобного сотрудничества, по мнению Александра Верхозина, говорить пока рано. «Хотя на лето, на некоторые даты, все билеты у нас уже раскуплены», – уточняет он.

фото и инфографика михаила хохрякова

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры