издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Един для всех

Новый закон об образовании коснулся не только школ и вузов, но и садиков

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

Лицеи и гимназии потеряли особый статус, детские садики превратились в самостоятельную ступень образования, дети с ограниченными возможностями получили реальные шансы на инклюзивное образование, а льготники, за исключением инвалидов, лишились права на льготное поступление в вуз. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» охватывает столько сфер и аспектов, что о нём следовало бы написать четырёхтомник.

Новые правила жизни для детсадов, школ, ссузов и вузов вступили в силу 1 сентября, придя на смену законам об образовании и о высшем образовании, которые действовали с середины девяностых и давно морально устарели. Принятию предшествовала длинная кампания с протестами, экспертными и общественными обсуждениями, внесением поправок и разрисовкой стен в стиле «риформа аброзаванея». Тем не менее появление закона давно назрело. Этого или какого-то другого – вопрос дискуссионный.

За образованием в детский сад

По словам заместителя министра образования Иркутской области Елены Осиповой, теперь детские сады признаны отдельным уровнем системы образования, а помимо закона утверждён стандарт дошкольного образования. На практике это означает интеграцию России в международный учебный процесс. В июне нынешнего года «Конкурент» писал о том, что после окончания наших школ поступить напрямую в иностранные вузы зачастую невозможно. «У нас детский сад не включён в систему образования, поскольку он необязателен и нет утверждённых государственных программ», – пояснила тогда директор регионального офиса компании по международному образованию и туризму ИТЭК Мария Курная. Как следствие, сейчас для того, чтобы получить высшее образование, скажем, в Германии или Великобритании, нужно потратить два года на предвузовскую подготовку. Новый стандарт дошкольного образования уравнивает пока ещё маленьких россиян с будущими иностранными абитуриентами. 

Впрочем, родителей гораздо больше волнует другое новшество: в рамках дошкольного образования выделяются понятия «образовательная программа» и «присмотр и уход». Образовательную часть оплачивает государство, остальное ложится на плечи родителей. Причём если раньше они официально оплачивали не более 20% от расходов государства на содержание ребёнка в детском саду (по информации Фонда общественного мнения, в среднем на начало 2013 года такая сумма составляла 1200 рублей), то теперь размер их вложений ничем не ограничен. 

«До 1 января 2014 года роста родительской платы не предусмотрено, – обещает Осипова, – тем более скачкообразного. Ситуация находится под контролем правительства». Комментируя исчезновение 20-процентного ограничения,  Осипова отмечает, что родителям беспокоиться не следует, поскольку областным правительством уже разрабатываются дополнительные нормативные акты, которые должны будут защитить финансовые интересы родителей.

Родители, правда, в нормативные акты не верят и готовятся к худшему. «Сейчас говорят, что повышения не будет, а потом скажут: ничего не знаем, закон изменился, – мрачно произносит мама трёхлетнего Саши Екатерина Кузнецова. – Сегодня мы платим почти полторы тысячи, что будет потом – пять, восемь? Я заплачу, но многим такие суммы просто не по карману. Не знаю, зачем это всё придумали. Может, чтобы избавиться от очередей в детский сад».

По слогам читать слова учат в общеобразовательной организации

Над новой терминологией законодатели потрудились ударно. В частности, во имя приведения документации в согласие с Трудовым кодексом все общеобразовательные учреждения превратились в общеобразовательные организации. Казалось бы, формальность, но это словосочетание стоит запомнить, поскольку теперь оно заменят собой всё: таких понятий, как «лицей» или «гимназия», больше не существует. 

«Названия остаются – исторически или как бренд, но закон выравнивает позиции всех организаций, – поясняет Елена Осипова и признаёт: – Проблемы у гимназий и лицеев возникают по нескольким параметрам. Самое главное, что до вступления в силу нового закона лицеи и гимназии финансировались по особому принципу: существовали специальные коэффициенты, которые предусматривали большее количество часов на профильные предметы и дополнительные занятия. Теперь финансирование будет осуществляться по среднему нормативу, точно так же, как и в других образовательных организациях». 

Интересно, что работники лицеев и гимназий к новшеству отнеслись довольно спокойно. В увлечённом переездом лицее №3 «Конкуренту» сообщили, что закон пока не видели, директор лицея №2 Виталий Арабчук ответил, что сейчас комментировать что-либо сложно: «Идёт первый месяц, пока никаких изменений нет, за исключением работы над устанавливающей документацией».

А вот родители гимназистов и лицеистов уже сейчас к воплощённой идее относятся крайне отрицательно. В частности, на портале Change.org идёт сбор подписей под петицией Дмитрию Ливанову. Требование одно – отменить отмену. «Может быть, они объяснят нам, почему им не нужны умные и образованные граждане РФ? Почему надо разрушить и не построить?» – вопрошает преподаватель МГУ Ольга Юмашева. «Лицей – это то место, где рождаются мечты о гражданском обществе, где они крепнут. Сравнять с землёй статус лицея – признать своё поражение, открыто заявить о том, что вы боитесь нас, будущих революционеров», – добавляет студентка МГУ Наталья Соломенникова. «Да, я прекрасно понимаю, что в первую очередь этот закон нужен для улучшения качества образования в тех местах, где оно оставляет желать лучшего, но не лучше ли приходить к этому не опусканием лидеров, а «подтягиванием» тех школ, которые не могут сами?» – предполагает Павел Константинов, также подписавший петицию. 

В то же время Елена Осипова отмечает, что проведённое областным министерством исследование показало: судя по результатам сдачи ЕГЭ и другим показателям, не все лицеи и гимназии «отрабатывают» свой статус, некоторые имеют те же показатели, что и рядовые школы. 

Что касается стимулов для развития, то, по словам Осиповой, они не исчезнут вместе с лицеями и гимназиями: «Стимулирование станет осуществляться по рейтингу, который будет формироваться на основе десяти основных параметров, а именно: участие школьников в олимпиадах, результаты ЕГЭ, гос-аттестации, данные об условиях обучения, независимая оценка качества, мониторинги. У нас, как ни в каком другом регионе, есть масса премий и грантов, которыми будут поддерживаться лучшие образовательные организации. К тому же если школа зарекомендовала себя как хорошее учебное заведение в родительской среде, то в учениках она нуждаться не будет, а финансирование в школу идёт за ребёнком». Впрочем, последний аргумент в этом вопросе не такой уж и аргумент: очередь в лицеи и гимназии существовала всегда, так что увеличить финансирование за счёт новых учеников вряд ли возможно.

Школа: плюсы и минусы

Главной страшилкой последних лет стала школа за деньги. Как и большинство страшилок, она оказалась мифом. «Предыдущий закон также предполагал платные и бесплатные услуги, – подчёркивает Елена Осипова. – Такое разделение существует и в новом образовательном стандарте. Есть программа, которая должна преподаваться бесплатно, есть платные услуги». В их числе – некоторые кружки (какие остаются бесплатными, уже решено на уровне школ), изучение дополнительного иностранного языка и так далее. «Кстати, на старшей ступени количество бесплатных часов даже увеличилось – с 36 до 37», – сообщает Осипова. 

В новом законе можно найти и более заметные улучшения. Так, документ защищает сельские школы: теперь их закрытие невозможно без согласия сельского схода. Родители и опекуны могут более свободно выбирать форму обучения ребёнка и даже смешивать в желаемых пропорциях школьное, семейное и самообразование. 

Кроме того, наконец-то в законе нашлось место для такого понятия, как «инклюзивное образование», которое предполагает совместное обучение обычных детей и детей с проблемным здоровьем. Причём, как сообщила первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк, обозначен приоритет инклюзивного образования перед специальным. Как рассказала Елена Осипова, в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Усть-Куте и частично Тайшете работают 30 школ, где предусмотрено такое образование. «До принятия закона они функционировали в экспериментальном режиме, сейчас станут площадками для обмена опытом. В течение предыдущих двух лет мы потратили 48 миллионов на обустройство организаций инклюзивного образования, в частности, на изменение ширины дверных проходов, высоты столов, поставку специального оборудования для детей с нарушением слуха и зрения».

Родителям, которые хотят, чтобы их ребёнок, несмотря на особенности в развитии, воспользовался своим правом на образование, Елена Осипова, в зависимости от болезней ребёнка, предлагает несколько вариантов. Это может быть обычная школа, где по закону обязаны предоставить все условия для обучения. Второй вариант – специальная организация, где с ребёнком специалисты также должны работать бесплатно, при необходимости – круглосуточно. Наконец, существуют дистанционная форма обучения и обучение на дому. Кроме того, по словам Осиповой, совместными усилиями разных ведомств создана база данных детей с ограниченными возможностями, которая должна помочь министерству образования оперативно взаимодействовать с семьями в плане организации учебного процесса.

Научный прогресс в теории и на практике

Ещё одним новшеством стали чётко прописанные и отделённые друг от друга понятия электронного, дистанционного и сетевого образования. Сейчас в области дистанционное обучение проходят 563 человека. Но особый интерес вызывает сетевая форма, которая предполагает возможность получать образовательные услуги сразу в нескольких образовательных, а также научных, культурных и других организациях. Грубо говоря, учась в одном вузе, можно посещать курсы в разных университетах, в том числе в других городах.

Однако на практике до таких удобств далеко: чтобы система заработала, между организациями должны быть заключены договоры и прописаны образовательные программы. Пока же на территории области действует лишь проект «Телешкола», нечто среднее между дистанционной и сетевой формами: с его помощью дети из разных городов области могут дистанционно заниматься с преподавателями, в случае если в школе нет учителя нужного профиля или если особо одарённому ребёнку нужны дополнительные занятия.

Помимо этого новые технологии призваны избавить учителей от вала бумажных дел. По словам Елены Осиповой, грамотная работа с базами данных избавит преподавателей от необходимости писать отчёты: вся информация без их участия будет черпаться из этих самых баз. Осипова подчёркивает: теперь в список обязательной отчётности входят лишь документы, необходимые для аттестации на квалификационную категорию и выплаты стимулирующих надбавок, а по плану Минобрнауки количество всевозможных форм и отчётов должно уменьшиться примерно вполовину (для этого в муниципалитеты даже направлены специальные письма). При этом она добавляет: «Большую часть отчётности от учителя требуют на уровне самой образовательной организации».

«Основную ответственность за вал бессмысленной отчётности, конечно, несут, чиновники, в первую очередь региональные министерства и муниципальные департаменты. Однако своя доля правды в этих отговорках есть, – считает доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергей Шмидт. – Школы действительно наплодили большое количество разных «завучей» – от обычных по воспитательной работе до «необычных» – по какой-нибудь научно-исследовательской деятельности обучающихся или ОБЖ. Этим микроначальникам, получающим надбавки к зарплате, по всем законам бюрократического жанра надо подтверждать свою значимость, поэтому они и требуют с учителей разные отчёты и анализы. Но я почти уверен: если региональные министерства и муниципальные департаменты проявят волю и просто запретят школам умножать управленческие сущности без необходимости, проблема решится сама собой. Впрочем, тогда у чиновников исчезнет возможность перекладывать вину за чудовищную бюрократизацию школы на сами школы».

Права и обязанности

Теперь дети бегут не в школу, а в общеобразовательную организацию

В каком-то смысле учителя могут аплодировать стоя: в законе наконец-то прописаны приоритетное право родителей заниматься воспитанием и образованием детей, их обязанности «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также с уважением относиться к обучающимся и учителям, соблюдать правила обучающей организации. Соблюдение уважения также вменено самим школьникам. Впрочем, ответственность за нарушение и для тех и для других прописана крайне обтекаемо. И хотя, по словам Елены Осиповой, достигших 15-летнего возраста школьников за многократные и серьёзные нарушения теперь можно отчислить без согласия комиссии по делам несовершеннолетних волевым решением самой школы, в комиссии появление такой нормы отрицают, справедливо ссылаясь на 66-ю статью закона.

А вот пунктами о зарплате учителей документ действительно обогатился. Отныне уровень средней зарплаты педагогического работника должен соответствовать уровню средней заработной платы в регионе. «То есть теперь это закреплено не только указом президента, но и на законодательном уровне. И это одна из самых мощных социальных гарантий для учителей», – считает Осипова. По её словам, такая мера поможет омолодить преподавательский состав. Тем более что в Иркутской области этот норматив выполнялся и до вступления закона: средняя зарплата преподавателя – около 30 тысяч рублей. За скобками, правда, остаётся тот факт, что в расчёт берётся мало того что усреднённая, так ещё и фактическая зарплата учителей, большинство из которых позволить себе работу на одну ставку просто не могут.

В обмен педагоги получают целый набор довольно туманных новшеств, касающихся статуса учителя и руководителя. В законе прописан профессиональный педагогический стандарт, на основании которого учителей будут принимать на работу и аттестовывать. Кроме того, до конца года с каждым преподавателем должен быть заключён так называемый эффективный контракт, в котором будут обозначены показатели результативности и качество работы педагога.

После школы

В сфере профессионального образования тоже есть несколько новшеств. Интересно, что ПТУ, предоставляющие исключительно программы начального профессионального образования, будут закрыты или интегрированы в организации, дающие среднее профессиональное образование, а частные вузы обязаны проходить мониторинг Минобрнауки.

Поступающим в вузы следует запомнить два момента: во-первых, ЕГЭ теперь будет действителен в течение пяти лет, во-вторых, система льготного поступления в вуз сильно изменилась. Это право осталось только за инвалидами, причём на их приём установлена квота в 10%. Остальные категории могут бесплатно обучаться лишь на подготовительном отделении вуза, и то один раз. 

«Как преподаватель я постоянно слышу от студентов раздражённое недоумение по поводу того, что на бюджетных местах учится масса льготников, уступающих в подготовке и интеллекте тем, кому не досталось бюджетных мест и кому приходится получать образование за деньги, – комментирует ситуацию Сергей Шмидт. – Такие вещи подрывают общее доверие к системе образования, оставляют ощущение творящейся в ней несправедливости. Никто не говорит о полной отмене льгот, но, скажу без всякого декоративного гуманизма, это правильная мера и квоты давно пора было пересмотреть в сторону снижения».

Отстраивая систему образования по западному типу, законодатели добрались и до аспирантуры. «Она становится третьим уровнем образования, обучение будет построено иным образом: появляются более жёсткий учебный план и большее количество учебных часов», – поясняет Елена Осипова.

Давать оценку закону в целом специалисты пока не спешат: если о теории порассуждать можно, то практика только начинает появляться. Однако уже сейчас ясно, какие положения, вполне вероятно, будут доработаны. В первую очередь речь идёт о статусе лицеев и гимназий, кроме того, остаются вопросы, касающиеся профессионального стандарта и эффективного контракта учителей. «Непонятно, кто должен формировать критерии, по которым будут производиться дополнительная оплата и повышение квалификации педагога, кто должен осуществлять анализ показателей, не будет ли он субъективным, – признаётся Елена Осипова и добавляет: – Я думаю, это не последняя редакция закона».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры