издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Продлить жизнь красоте

Продлить
жизнь красоте

Людмила ЛИСТОВА,
журналист

… Они
воздушны, легки, светлы.
Акварельные и карандашные рисунки
Веры Дюжевой — художницы из
Шелехова, чьи работы экспонируются
на Киевской, 1, в выставочном зале
областной ассоциации народного
творчества и ремесел "Оникс".

— Вера, вы
можете припомнить сейчас вашу
первую в жизни картину?

— Это было еще
до школы. Я нарисовала большую
многофигурную композицию
"Детский сад", где изобразила и
само здание, и детей, и
воспитателей. Позже, в юности, меня
увлекало яркое, пестрое, почему-то
рисовала гаремы.

— Гаремы?
У нас, в Сибири?..

— Нет, я
родилась в Воронеже, потом мы жили в
жарком благодатном краю — на Кубани.
Там все буйно цветет, роскошно
благоухает, нежится… Рисование
становилось моей профессией.
Закончила госуниверситет,
факультет
художественно-технической графики.
Стала преподавателем.

Рассматриваю
картины Дюжевой. В них не
чувствуется давнего юношеского
пристрастия, разве только в
откровенной яркости некоторых
работ да в щедрой живописности,
сочности натюрмортов. Вот,
например, один из них — с
разрезанным арбузом: сахаристая,
подернутая "инеем" плоть
кажется душистой, букет ромашек —
словно только с летнего луга.
Медово поблескивают тяжелые
керамические кружки, две вазы с
цветами, ложки, рассыпавшиеся
арбузные семечки. На первый взгляд —
слишком много предметов, слишком уж
густо наставлены они на столе, но
вглядишься — именно в этом
чувствуется насыщенность цветом,
живость изображения, изобильность
природы, отдающей человеку свои
дары, их несказанное разнообразие и
красоту. Акварель написана
мастерски. В художнице развился и
расцвел талант, перешедший от
даровитых родителей: отец, Михаил
Петрович, хорошо рисовал, а мать,
Мария Ильинична, замечательно
вышивала по его рисункам.

— Вера, я
смотрю, у вас явная склонность к
изображению цветов.

— Да, это есть.
После окончания университета я
переехала в Ивановскую область, в
город Приволжск. Работала
дизайнером на Яковлевском
льнокомбинате. И чтобы
разрабатывать рисунки тканей,
стала изучать цветы, травы. В 90-м
году переехала с сыном в Сибирь. А
здесь совершенно особенная природа
— дикая и прекрасная. Помню, как
впервые увидела у подруги веточку
расцветшего багульника. Просто
чудо!

Натюрморт
"Багульник" — одна из лучших
выставочных работ Дюжевой.
Действительно, удивительное это
растение, к которому мы привыкли: на
черном корявом кусту — прозрачные
розовые мотыльки, причудливая
смесь Бабы Яги и Золушки.

Интересна
акварель "Встреча". Перед нами
— сервированный стол, и все на нем
так живо: яблоки, апельсины,
небрежная кисть винограда, резной
хрусталь бокалов. Великолепен
нежно-лиловый прозрачный графин.
Стекло вообще хорошо удается
художнице, будь то простая банка,
бутылка или тончайший изящный
кувшин. Да, все на картине тщательно
выписано и вновь напоминает о той
же обильной щедрости автора на
детали. Но есть во "Встрече"
нечто, пожалуй, более значимое, чем
совершенность формы. Смотришь на
картину и еще слышишь хруст
выпрямляющейся фольги под
разломленным шоколадом, звон
только что поставленных фужеров, и
лиловый морс еще качается в
графине. Почему и как встретились
эти люди, которых нет в "кадре"?
И целая жизнь угадывается за
сценкой разобранного, мгновение
назад покинутого стола…

Вот
карандашный портрет сына "Тимур
рисует". В позе мальчика, его
лице, наклоне головы — покой, ласка,
тишина душевная. Представляется
уютная комната, за окном, за
кружевными шторами — снег хлопьями,
а здесь, на листке ватмана,
рождаются первые картины. И так ли
важно — станет этот мальчик
художником или нет?

Портрет
девочки, букет красных роз,
бордовая кислица в корзинке…

— Вера, я
иногда думаю: зачем вообще нужна
живопись, если существует цветная
фотография?

— По-моему,
фотография не удерживает взгляд
человека так долго.
Сфотографировать — значит выбрать
композицию, что, конечно, тоже
требует таланта, и нажать спуск.
Все. Мне же хочется суметь рукой,
сердцем выразить что-то, и чтобы
рука слушалась. Я не
художник-профессионал, я просто
учитель ИЗО (в шелеховской
начальной школе N 14). И могу сказать,
что действительно научить рисовать
в школе невозможно, разве что
какие-то азы. Одаренным же детям
надо учиться основательно.

— Что
значит творчество для вас?

— Для меня это
отдушина, уход в прекрасный мир, где
живут мои образы и собственное
восприятие окружающего. Интересен
бывает сам процесс творчества.
Стоит, скажем, букет, я его рисую, и
все сравниваю получающееся у меня с
оригиналом, и так не нравится соб

И Вера
Михайловна стремится передать это
свое умение другим. В областной
ассоциации "Оникс" она открыла
учебно-творческую мастерскую, в
которой прошли первые занятия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры