издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время бессильно над истинно прекрасным

Время
бессильно над истинно прекрасным

Ян ЛЕНСКИЙ,
журналист

Ценителям
изобразительного искусства
Иркутска можно позавидовать. Они
вновь получили доступ к наследию
своего земляка, замечательного
сибирского художника Аркадия
Вычугжанина. Выставка его работ,
приуроченная к 70-летию со дня
рождения мастера, развернута в
областном художественном музее
имени В.П. Сукачева.

Конечно,
здесь нельзя будет увидеть все
лучшие полотна до обидного рано
ушедшего из жизни живописца, ведь
многие из них давно хранятся в
музеях Москвы, Иванова, Пензы,
Тольятти, Барнаула, Кемерова,
Красноярска, других городов страны.
Но и то, что открылось взору
посетителей, обращает на себя самое
пристальное внимание и, вероятно,
заставит вспомнить слова Валентина
Серова, особо, кстати, почитаемого
покойным: "Над истинно
прекрасным в искусстве время
бессильно".

Да, настоящие
художники не умирают, а Аркадий
Иванович был из породы именно таких
мастеров. Не случайно его ученица в
прошлом, а ныне заслуженный
художник России Галина Новикова,
характеризуя своего наставника,
привела исполненные трагизма
строчки Анны Ахматовой: "…всех
пожалел, во всех дохнул томленье — и
задохнулся".

В этих словах
нет преувеличения. Аркадий
Вычугжанин, будучи долгие годы
преподавателем Иркутского
художественного училища,
действительно "всех пожалел, во
всех дохнул томленье". Из-под его
теплого крыла "выпорхнула" в
свое время целая плеяда
замечательных живописцев,
составляющих сейчас гордость и
славу нашего города. Помимо Галины
Новиковой следует назвать в первую
очередь Анатолия Костовского и
Владимира Кузьмина, тоже
удостоенных высокого звания
"Заслуженный художник России".

Удивительно,
что каждый из них, имея
индивидуальный почерк, так или
иначе выбрал в искусстве путь,
проложенный учителем, — путь
портретиста. Не случайно Галина
Новикова, Анатолий Костовский и
Владимир Кузьмин первыми в
Приангарье были признаны
лауреатами премии имени Аркадия
Вычугжанина, учрежденной несколько
лет назад губернатором области для
художников, исповедующих это
направление.

Как раз в
портрете и проявился главным
образом талант Аркадия Ивановича.
Тут ему не было равных не только в
Иркутске. Народный художник России,
действительный член Академии
художеств Анатолий Алексеев,
готовивший вместе со своим
товарищем заслуженным художником
страны Борисом Бычковым экспозицию
вычугжанинских работ для показа в
областном музее, вспоминал, какое
огромное впечатление произвели его
картины на организаторов
республиканской выставки в Москве
(она демонстрировалась в столице в
связи с созданием в 1959 году Союза
художников России).

— Это было
что-то ошеломляющее, — говорил
Анатолий Иванович. — Когда портреты
кисти Аркадия Вычугжанина внесли в
зал, весь выставком зааплодировал.
Мастерству нашего земляка дали
высокую оценку такие корифеи
изобразительного искусства, как
Борис Иогансон, Константин Юон,
Сергей Герасимов, Игорь Грабарь и
другие.

Признание.
Оно, конечно, не сразу, не вдруг
свалилось на голову иркутского
художника. Ему предшествовали
долгие годы учебы: сначала в
Казанском художественном училище,
затем в Харьковском художественном
институте. Уже в училище Аркадий
Вычугжанин, уроженец Вятской
губернии, покорил всех своей
несуетностью, внимательностью и
работоспособностью. Народный
художник России Алексей Краснов
впоследствии писал: "…
Вычугжанин всегда сидел тихо,
прислушивался к разговорам. Мы
много писали маслом, изучали
натуру, старательно делали копии с
произведений".

Эти качества,
впитанные скорее всего с детства
(он рос в большой крестьянской
семье), не оставляли Аркадия
Ивановича и позже, когда его яркое
самобытное дарование раскрылось в
полную мощь. Над любым
произведением он работал не спеша,
стараясь не упустить из виду
малейшую деталь, ясно сознавая, что
живопись — не что иное, как поэзия,
которую видят. Поэзия разлита во
всех его картинах, будь то
знаменитые портреты, которыми
художник обессмертил свое имя, или
же небольшие лирические этюды,
которые хранились у вдовы
Вычугжанина Антонины Ивановны
Евстроповой и впервые попали на
выставку.

Не о внешнем
сходстве думаешь, знакомясь с целой
галереей портретов, выполненных
талантливым живописцем: портреты
скульптора Олега Ряшенцева,
художников Бориса Бычкова, Виталия
Рогаля, Светланы Гаращук,
учительницы Н.В. Кондратенковой,
телятницы Турской фермы И.Е.
Нестерчук, колхозных кузнецов
Ивана и Михаила Тюленевых, а о
богатом внутреннем духовном мире
его героев, о неповторимых
человеческих судьбах, на которых
навсегда лег отсвет доброго сердца
самого художника. А в этом и
заключается сущность истинного
таланта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры