издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сбывшаяся мечта Геннадия Гущина

Сбывшаяся
мечта Геннадия Гущина

Более века волнует
воображение актеров и зрителей
романтическая история любви воина,
поэта, длинноносого чудака Сирано
де Бержерака к прекрасной Роксане.

Этот образ, созданный
французом Эдмоном Ростаном, стал
наиболее притягателен для
воплощения на русской сцене. Его
играли великие актеры, не смущаясь
того, что надо приклеивать длинный
нос, явно уродующий внешность.
Долгие годы мечтал об этой роли
актер и режиссер академического
драматического театра имени Н.П.
Охлопкова Геннадий Гущин. И,
наконец, 28 июля состоится премьера
спектакля "Сирано де
Бержерак", где он исполнит
заглавную роль.


Геннадий Степанович, как родилась
мечта?

— Лет
двенадцать назад, когда мы с
режиссером Сергеем Семеновичем
Тищенко репетировали спектакль
"И аз воздам", он, планируя свою
дальнейшую работу, предложил
подумать над пьесой "Сирано де
Бержерак". Я перечитал ее и сразу
загорелся ролью, но тогда Тищенко
вынужден был уехать из Иркутска, а
идея как бы растворилась в воздухе.
Потом приехал режиссер Сергей
Григорьевич Болдырев и тоже начал
говорить о Сирано, но и с ним работа
не случилась — не совпали наши
ощущения от образа.

За время
размышлений над пьесой Ростана
роль успела войти в мое подсознание
— о чем бы ни думал, как бы ни
планировал свою дальнейшую жизнь,
всегда возвращался к Сирано. Видя
мои творческие муки, директор
театра Анатолий Андреевич
Стрельцов предложил поискать на
постановку режиссера.
Финансирование проекта помогли
осуществить акционерное общество
"Навигатор" и мой друг детства
Алик Лыткин, возглавляющий сегодня
"Импексбанк". Пользуясь
случаем, хочу сказать им огромное
спасибо за помощь и поддержку.

— Как шел
поиск режиссера?

— В последние
два года у меня была возможность
ездить в другие города, смотреть
спектакли, и везде их режиссуру я
примерял к пьесе Ростана. Много
слышал о молодом московском
режиссере Викторе Шамирове, начал
смотреть его спектакли, читать
публикации о нем. Понял, что наши
интересы могут совпасть, попросил,
чтобы нас познакомили, и в
результате довольно длительных
переговоров он приехал на
постановку.

— Работа
над спектаклем завершается, каким
вы увидели своего Сирано?

— Для меня он
совсем не романтический герой,
каким его играли в театре
советского периода. Сирано очень
одинокий человек, растративший
свою жизнь на поступки, которые
никому счастья не принесли. У него
гордость стала единственной
чертой, определяющей характер, эта
гордость заставляет его идти
наперекор Богу и судьбе:

Я знаю,
что меня ждет страшная могила,
Мне все не удалось и даже жизнь
моя… —

говорит он в
финале. В Сирано есть все, что может
волновать человека, заставляет его
напряженно размышлять о жизни и
своем предназначении в ней.

— Что
может дать исполнителю опыт работы
с Шамировым?

— Он ученик
Марка Захарова, сумевший стать
настоящим профессионалом. В
репетициях всегда точен и
конкретен. Шамиров знает, чего
хочет, и добивается результата.
Встреча с подобной режиссурой
всегда полезна актеру, она учит
гибкости, более тонкому пониманию
профессии. Мне, например, сегодня
есть чему поучиться у него.

— Вы
сегодня ощущаете себя более
режиссером или полностью
погрузились в мир актерского
воображения?

— Полностью
мозги, конечно, не отключишь, но я
поставил своей задачей, ни в коем
случае не вмешиваться в режиссуру.
Своим партнерам — Анатолию Басину,
Александру Дулову, Наталье Юдиной,
всем ребятам, занятым в спектакле,
замечаний не делал. Я ведь знаю: как
только начинает режиссировать
актер, пиши пропало, — решений
спектакля может быть миллион.
Шамиров работает интересно, он
каждому дает направление роли, а
дальше — каждый актер должен быть
режиссером своего образа — это
делает работу над спектаклем более
осмысленной, творчески интересной.
Судьба актера заключается в том,
чтобы подчиняться воле режиссера.
Работа становится плодотворной,
когда тобой руководит умный
человек. "Сирано…" мы
репетировали с высочайшим
профессионалом, и мне понравилось
это.

— Сегодня в
академическом драматическом
театре — премьера. Зрители смогут
сравнить свое представление в
Сирано де Бержераке — поэте,
трагическом любовнике, бесстрашном
воине, представляющем себя
физическим уродом, с тем образом,
каким его создает заслуженный
артист Геннадий Гущин. Его новый
герой собирается жить на сцене
долго, и, может быть, за это время в
зрительном зале сможет родиться
еще один поэт.

Беседу
вела Светлана ЖАРТУН.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры