издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ах, как хочется вернуться...

Ах, как
хочется вернуться…

Светлана ЖАРТУН

Если у вас испортилось
настроение и вы потеряли ощущение
красоты окружающего мира,
обязательно зайдите в выставочный
зал художественного музея имени
Сукачева. Там вы встретитесь с
обыкновенным чудом. Чудом
счастливого восприятия жизни,
умением в обыденном увидеть
прекрасное.

Простые
кусочки дерева и бересты, глина и
соленое тесто стали материалом для
ярких и самобытных произведений
искусства.

Панно и
рушники, берестяные туеса и
крестьянские костюмы, пейзажи
флористики и вышитые гладью букеты
— все эти работы составили
экспозицию юбилейной выставки
"Мастера земли Иркутской",
посвященной десятилетию
ассоциации мастеров народного
творчества "Оникс". Среди
участников нет профессионалов, они
— умельцы, посвятившие свой досуг
древним ремеслам, пришедшим в наше
стремительное и прагматичное время
от бабушек, мастеров и мастериц,
заимствовавших когда-то секреты
своего умения от мудрой красоты
природы.

К панно
"Байкал" Тамары Муравьевой из
Ангарска нужно внимательно
приглядеться, чтобы понять, что
перед тобой вышивка тончайшей
работы, запечатлевшая водную гладь,
горы, отвесные берега — пейзаж во
всех подробностях конкретных
деталей. А в рукоделиях Ирины Шавер
свободная гладь разноцветия
запечатлела сказочный замок, а в
другой работе — корабль, затерянный
в заливе, окруженном
скалами-призраками.

Панно,
расположенные напротив, напоминают
картины Ивана Шишкина. Это
мастерица Ищенко, вдохновленная
работами художника, вышивала нить
за нитью рощи и дремучие леса —
волшебное таинство российской
природы.

Все картины
размеров не малых. Вряд ли можно
счесть количество стежков,
сделанных вышивальщицами, чтобы
заполнить чистое пространство
полотна образами. Это кропотливый,
требующий колоссальной
усидчивости труд-творчество. Нет,
не просто усидчивость нужна в такой
работе — художественное
воображение, тончайший вкус и
умение соединить отдельные узоры в
законченный изобразительный ряд
картины.

Десятилетний
стаж содружества мастеров самых
разных жанров, течений и
направлений ассоциации
"Оникс" помог многим из них
обрести имя, стать участниками
выставок, проводимых во Франции,
Германии, Японии.

Светлана
Сусакова, Ольга Большакова, Людмила
Белокопытова на юбилейную выставку
представили костюмы русских
крестьянок. В такие кофты, юбки,
сарафаны, расшитые золотыми нитями,
отсвечивающие пурпурной яркостью,
наряжались наши молодые
прапрабабушки. Костюмы хранят
память о красоте русской женщины,
умеющей украсить свой наряд так,
что пройти мимо, не восхитившись,
было невозможно.

А дальше
"птицы счастья" Виктора
Ирбулатова из Усть-Илимска. Они
разные — большие и
птички-невелички, ажурные,
подвешаные на тонкие нити, парят в
воздухе свободной стаей, готовые
освободить ваше сердце от тяжелого
груза житейских забот.

Почти у
каждой работы хочется
остановиться. И не только потому,
что удивляют они мастерством и
фантазией исполнителей, многие
погружают зрителей в российский
быт прошлых веков, сохраненный
нашей генетической памятью.

Наивными
кажутся жанровые объемные
картинки, выполненные из глины,
соленого теста с элементами
росписи. Работы Дмитрия Верхозина и
Оксаны Вознюк напоминают по
направлению в искусстве
примитивизм, но именно эта,
кажущаяся почти детской
неумелость, чуть преувеличенная,
яркая броскость красок, в
конкретных предметах — завалинках
утках и гусях, поросятах и курах,
мирно обитающих в своих усадьбах,
делают их особенно трогательными и
душевными.

На смену
гербариям нашего детства пришла
сегодня флористика. На полотнах в
живописные вазы устанавливаются
букеты засушенных полевых цветов,
листьев и ветвей деревцев.
Искусственные краски природы в
сочетании с рисованными предметами
создают особый колорит работ.

Монументальными
и почти фантастическими кажутся
панно Петра Ковалева, выполненные
из березовой коры росписью. Серия
работ "Сибирь", "Поздняя
осень" поражают техникой,
которая не похожа ни на какую
другую.

Вышивальщиц,
вязальщиц, мастеров по бересте на
выставке, пожалуй, большинство. Мы
как-то отвыкли от салфеточек,
вышитых скатертей и прочих
незатейливых предметов быта,
которыми украшали свой очаг наши
дорогие бабушки и мамы. Сегодня,
глядя на этот милые ласкающие взор
вещи, так и хочется повернуть время
вспять и, нарядившись в вышитую
кофту или вязаный жакет, посидеть у
самовара, покрытого расписной
матрешкой, в кругу большой и
дружной семьи.

Как много
утрачено и не вернется в нашу жизнь
никогда! Но, наверное, для того и
трудятся народные умельцы, чтобы
возвратить нашу память к красоте и
гармонии прежней жизни. Великое
предназначение их искусства не
только в виртуозном мастерстве, но
и тех традициях, которые они
бережно хранят.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры