издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Знакомых героев проносятся лица...

  • Автор: Александр КОШЕЛЕВ

Называть иркутский театр «Диалог» любительским или самодеятельным,
думаю, в корне неверно.
Он был создан как молодежный, таким он во многом и
остался, поскольку состав его обновляется, действительно, непрерывно, пополняясь
совсем молодой порослью, но остались там актеры и «самого первого розлива» — к
примеру, Виталий Барышников и Анна Портнягина, которая теперь Барышникова, и сынок
у них — маленький Барышников. Группе своих самых-самых первых «Диалог» дал самостоятельность —
полная аналогия с крестьянскими семьями, где подросшие сыновья получали собственные
наделы: своих родителей и младших братьев-сестер по сцене на юбилее поздравил в
отлично сценированном приветствии Театр Александра Грячмана… В сценке участвовала
и Анна Иоффе, дебютировавшая в самом первом спектакле — по пьесе О.Кучкиной
«Страсти по Варваре». Диалоговцы представили к юбилею двадцать шестой спектакль-
дуплет по Александру Сергеевичу — одноактные «Русалку» и «Пир во время чумы». Перед
началом представления было сказано, что, во-первых, спектакль пока еще «в процессе»,
во-вторых, «сейчас все знают, как надо играть Пушкина» — поэтому для «разбора полетов»
еще не время, а здесь — и не место.

Естественно, среди работ диалоговцев были более удачные и менее удачные: театр
— в непрерывном поиске и представляет на суд зрителя всю продукцию — такая смелая
доверительность достойно уважения. И ведь коллектив брался за очень даже непростые,
взрослые вещи. Зрителям-ветеранам запомнились, в частности, «Беседы с Сократом»
Э.Радзинского. Явно дерзостью были «Физики» Ф. Дюрренматта — с
«социально-пессимистической концепцией всемирной истории». Если не ошибаюсь,
спектакль был показан до выхода на экран фильма (с Джигарханяном — комисаром
полиции), а официальная просмотровая комиссия (тогда такая была) спектакль не
приняла, но зрителю он запомнился — значит, состоялся. Какие только пьесы ни брал
театр! И сказки (включая «До третьих петухов» Шукшина — ничего себе сказочка…), и
русская классика, и Распутин, и аж три раза Вампилов… А в преддверии юбилея больше
десяти раз при приставных стульях в проходах, скамейках в упор к сцене давали «Зойкину
квартиру» Булгакова. Этот спектакль в 1920-х успели поставить только вахтанговцы в
Москве, потом были 70 лет забвения до второго рождения пьесы сразу на нескольких
московских сценах, а в Иркутске на постановку отважились лишь сами
себе хозяева
диалоговцы, да так удачно «перелицевали» пьесу, при сохранении нэповского антуража
такие аналоги с «новыми русскими» выдали…

Вот цитаты из вступительного текста — «В начале было слово» — создателя и
бессменного руководителя «Диалога» Валентины Семеновны Просекиной к юбилейному
буклету: «…первый спектакль мы сыграли 7 апреля… Только через много лет мы, хотя и не
атеисты, но тогда, 20 лет назад, не открывавшие Библию, узнали, что этот день —
Благовещение. Свет этого дня давал нам в каждой, в самой, казалось бы, мрачной истории,
обнаружить надежду… играли мы в настоящем храме — в Иерусалимской церкви… В этом
храме… в то время и находилось театральное отделение училища культуры, где я работала
преподавателем актерского мастерства и режиссуры». Жизнь «на краешке чужого гнезда»
(это из «Старшего сына» Вампилова, который диалоговцы ставили дважды — сначала один
из вампиловских фрагментов в спектакле «Все люди — братья», потом полностью), поиски
своего угла продолжались 10 лет — из церкви перебрались в клуб железнодорожников,
потом обжили аварийное помещение фабрики-кухни в Доме культуры завода
им. Куйбышева.

Театр наконец-то обрел свой дом в помещении Иркутского энергетического
колледжа, В энергоколледже образовался
культурно-эстетический центр на базе «Диалога» и упоминавшегося театра Гречмана (два
медведя в одной берлоге — получается, это можно) с выставочным залом, там проходят
творческие классные часы, учащиеся занимаются ансамблевым и вокальным пением
(кстати, в юбилейном спектакле были и хор, и балет, и лирическое сольное пение — да
здравствует такое нарушение канонов драматического театра!), актерским мастерством.
Этот культурный центр посещают жители Академгородка — они и в актерах, и в
постоянных зрителях — и учащиеся высшей школы МВД — 10 минут пешком .

На спектаклях «Диалога» сцена и зал едины — не только в смысле чувств, но и
пространственно: подиум сцены только-только приподнят, в «Старшем сыне», помню,
актеры в «динамические» моменты перепрыгивали через вытянутые ноги зрителей,
сидевших на выставленных низеньких скамейках, а в зале всегда процентов тридцать — это
диалоговцы, не занятые в спектакле. (В упомянутом буклете приведены 145 фамилий
участников спектаклей.)

В гимне диалоговцев есть такие слова:

На сцене, как в жизни,

Поверьте, не просто

— но ведь чем труднее работа, тем больше удовлетворение от высокой оценки ее
результатов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры