издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Фестиваль непознанной любви

Праздники не долговечны. Они приходят и уходят,
оставаясь в памяти яркими сполохами красок,
созданных воображением художника или собственным
воображением, рожденным от эмоционального
восприятия. Фестиваль театров пантомимы
«Мимолет-2002» подвел итоги своей работы. Он стал
историей, начавшейся в 1996 году и закончившейся
сегодня. Но, может быть, «Мимолет», андеграунд
современного театрального искусства России, еще
сможет приземлиться на иркутской земле?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо
вернуться к истории, моменту, когда в Иркутске
создавался театр пантомимы и его художественному
руководителю Валерию Шевченко, который сегодня живет
и работает в Москве, пришла мысль сделать наш город
фестивальной столицей пантомимы.

Все началось с любви. Выпускник Иркутского
театрального училища Валерий Шевченко из всех
предметов, изучаемых на актерском курсе, предпочел
пантомиму. Он начал самостоятельно работать в
мимодраме, потом поехал учиться в Москву. В ГИТИСе
он познакомился с удивительным человеком — Ильей
Григорьевичем Рудбергом, посвятившим всю свою
творческую жизнь искусству пантомимы. Он тоже был
актером, много снимался в кино, работал в Московском
художественном театре и занимался преподавательской
деятельностью. Молодой человек и мэтр сошлись во
взглядах и художнических интересах. Почувствовав,
что он не один, с энергией, свойственной увлеченной
молодости, Шевченко, вернувшись в Иркутск, начал
строить свой театр пантомимы.

Начал с поиска единомышленников. Во Дворце культуры
профсоюзов Шевченко объявил набор в студию
пантомимы, пригласил всех желающих. Пришли молодые
люди, решившие поработать над выразительностью
движений своего тела, и те, кто увлекся идеей своего
руководителя не на шутку. Они занимались, строили
театр, боролись за сохранение культуры в городе,
ездили на фестивали в другие города России и за
рубеж, пока не придумали свой фестиваль, назвав его
«Мимолетом».

По форме проведения он не был похож ни на какой
другой, проводимый ранее в нашем городе. Начинался
«Мимолет» с карнавального шествия, создания
праздничного настроения у всех, встречающихся на
пути актеров. Зрительный зал состоял в основном из
молодежи, отдавшей предпочтение театральному
искусству, вместо развлечений в ночных клубах.
«Мимолет» откровенно заявил, что представляет не
только демократическое искусство, но и по сути своей
демократичен. Актеры, приезжающие не только из
городов России, но и из ближнего и дальнего
зарубежья, все были одной семьей. Закулисье кипело
работой: репетиции, изготовление недостающих деталей
костюмов, волнение…

Театры пантомимы в редких городах находят
государственную поддержку, многие держатся на одном
энтузиазме, любви к профессии, которая стала их
судьбой. Иркутск не был исключением: театр пантомимы
Валерия Шевченко многие годы работал, как частный.
Спектакли, ставшие гордостью не только нашего
города, но и России, он делал, не благодаря, а
вопреки, в борьбе с коммерсантами, арендующих
площади Дворца профсоюзов, в бесконечных переговоров
с областными и городскими властями о том, чтобы они
обратили внимание на театр, поддержали его, помогли.
Создавалось впечатление, что все ждали, когда
Валерий Шевченко устанет и предпочтет службу в
государственном театре. Стало очевидным: пантомима в
городе не нужна. Шевченко уехал работать в Москву.

Там он востребован. Его пригласили преподавать в
ГИТИСе и центре пантомимы при Академии повышения
квалификации работников культуры. Его зовут на
постановки во многие города России, приглашают на
телевидение. В напряженных ритмах столичной жизни он
не забыл и об иркутском «Мимолете», о ребятах,
оставшихся здесь жить. Актеры из театра «Иллюзии» и
те, кто работал вместе с ним, приняты в центр
пантомимы, где получат высшее образование по
режиссерской профессии. Обучение заочное, поэтому
строить свою творческую судьбу они смогут, как им
будет удобно. Проведение шестого по счету «Мимолета»
для Шевченко стало делом чести, доказательством
того, что обид он не помнит.

«Мимолет» стал делом чести и для актеров театра,
которые сегодня чувствуют себя командой, готовой
сделать для престижа города многое. А престиж
Байкальского фестиваля очевиден. Если на первые
показы в Иркутск приезжали в основном любители, то
шестой фестиваль собрал профессионалов высокого
уровня из Эстонии, Азербайджана, Казахстана, Москвы,
которые принимали участие в конкурсном показе.
Внеконкурсными были «Притчи во… или Экзерсисы
банальной философии» Валерия Шевченко, собравшего
команду из актеров Москвы, Новосибирска и Иркутска,
а также грандиозный перфоманс Игоря Григурко из
Улан-Удэ. Это были спектакли последних дней работы
фестиваля — яркие по форме и философские по
содержанию.

Актеры театра «Королевский жираф» из Эстонии Лариса
Лебедева и Станислав Варкки выступали в составе
разных театральных коллективов на площадях
Петербурга, Москвы, Парижа, Барселоны, Монреаля,
Амстердама, Рима, Брюсселя. Работали с такими
известными мастерами, как Андрей Кончаловский и
Вячеслав Полунин. Свой спектакль «Любовь» они
назвали «психофизическим действием»,
продемонстрировав в нем чувства, доведенные до
крайней степени выразительности: Он и Она, мужчина и
женщина в проявлениях от высокого к низменному, в
переплетении отношений сложных и постоянно
конфликтных.

Сцена для актеров была пространством планеты,
выраженной экспрессивным, летящим и замирающим
реянием голубых стягов, женщиной-птицей,
раскрывающейся как цветок. Потом образы начинали
меняться: Он становился гангстером, Она —
проституткой, выпрашивающей глоток вина. Сближение
персонажей происходило от прозаического шага до
сложных танцевальных движений. Наконец соединились,
в долгом поцелуе вино искрящейся струйкой начинает
переливаться из фужера в фужер. Женщина, только что
казавшаяся убогим существом, в рваных чулочках,
становится хозяйкой положения, и вот уже она
подманивает мужчину куском хлеба, а потом начинает
дрессировать его, как собаку. Меняющиеся персонажи
спектакля раскрывали мир отношений мужчины и
женщины, полный противоречий, центробежных сил,
которые сменялись вечным стремлением один к другому.

Актер и режиссер Игорь Григурко из Улан-Удэ свой
перфоманс посвятил зарождению жизни человека на
земле. Бог в его представлении оказался огромным
существом, взирающим на сотворение мира со стороны.
За него все делали слуги-ангелы: огромные, потому
что актеры были поставлены на ходули, и маленькие,
бегающие и суетящиеся на своих ногах. Из огромного
кома они вырезали Адама, вылупившегося на свет, как
цыпленок, еще не умеющий ходить, в кувырках и
опрокидывании постигающий эту науку. Наконец он
встал, пошел и даже попробовал танцевать. С
любопытством он взирает на другой ком, стараясь
увидеть в нем существо, появление которого начал
ощущать. Ева выходит из тумана
— прекрасная, неведомая, желанная. Сближение, и вот
они слились в страстных движениях танца, выражающего
саму любовь. А дальше все по известному сюжету:
появляется змей-искуситель с яблоком, множество
существ захотели снять с себя оболочки, чтобы стать
людьми. Их становится много, они встают под струи
воды, падающей откуда-то с верху сцены, и омытыми,
просветленными начинают земную жизнь.

Перфоманс предполагает яркое зрелище, и Григурко
показал его. В невероятные по фантазийной
выразительности костюмы были одеты актеры,
представляющие историю рождения человека. Разных
конфигураций, объемов и размеров, все они были
сделаны из яркой оберточной бумаги. Золотое
великолепие Бога подчеркивали белые ангелы, но не с
крылышками, как мы их привыкли представлять, а
кругленькие, с бесконечными завитушками бумажного
серпантина, разбросанного на голове. Существа,
похожие на динозавров, представлялись красными в
полосочку, с шипами, торчащими во все стороны.

О «Притчах во…» говорилось и писалось много. Этот
спектакль был показан в различных городах России,
был участником театральной олимпиады в Москве 2001
года. Хочется напомнить его финал, когда персонаж
Валерия Шевченко привычным движением мима рушит
стену, отделяющую его от свободы. Вот он делает
первый шаг — что-то разбил, еще шаг — опять
раздается характерный звук бьющихся предметов.
Свободой, оказывается надо уметь пользоваться. Но
прежде чем созидать, надо убрать за собой. Персонаж
берет в руки метлу и начинает подметать все, что
успел разрушить. «Банальные экзерсисы философии» на
сцене прозвучали далеко не банально.

Спектаклем-победителем на «Мимолете-2002»,
получившим призы за драматургию, актерский ансамбль,
лучшие мужские и женские роли, стал «Zip-zap».
Молодые актеры продемонстрировали в нем подлинное
мастерство психологического театра, сумели сделать
абсурд, представленный на сцене, способом выражения
жизни. Все просто, переплетено и взаимосвязано в
этом сценическом представлении. Игра в «паровозик»
становится дорогой жизни, в пути рождаются дети, все
находится в движении, продолжается, перерастает в
образ мира, созданный человеком.

Почти все спектакли, показанные на фестивале, языком
метафор, символов, обобщений и наблюдений поведали
зрителям о высоких чувствах, о бытие, определяющем
сознание. Правда на сцене становилась истиной, и
человек представал в ней подобным высшему существу,
наделенному способностью страдать и в страданиях
совершенствоваться. Высшим проявлением человечности
была любовь, ее космическая бесконечность,
непознанная и не изученная до конца. Театры
пантомимы доказали, что могут стоять не только на
обочине большого искусства, но и идти рядом с ним, а
иногда и опережать его ровный ход.

«Мимолет-2002» показал иркутянам не просто хорошие
спектакли. Он доказал, что пантомима представляет
собой настоящее искусство, которое требует к себе
такого же бережного отношения, как все остальные.
Сможет ли Иркутск без Валерия Шевченко сохранить
свой театр и захочет ли продолжить фестивальные
полеты в будущем?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры