издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Скрипят по бездорожью театральные дилижансы

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, заслуженный работник культуры России

По осени на Байкале, в Утулике, 13 лет кряду собираются
театралы — люди одного миропомазания. Тут и те, для
кого сцена стала второй профессией, желанной и необходимой
добавкой к жизни; и их верные зрители и почитатели,
которые усматривают в зрелищах, созданных любителями,
особую искренность и откровенность. Когда собираются
вместе люди одного круга, такой образуется коловорот
— не наговориться, не насмотреться, не назнакомиться.
Это чудо общения, радость предполагаемых и неожиданных
встреч. Праздник для души.

!I1!Каждый любительский театр живет едва ли не взаперти,
в своих четырех стенах. А фестиваль «Театральная осень
на Байкале» — как окно в большой мир. Чего только не
увидишь в этом окне!

На байкальских фестивалях, надо признаться, бывает всякое.
Тут не приходится отбирать «вершинные создания». Ведь
едут в Утулик те, кому по силам одолеть дорогу и цены
на путевки на базу отдыха ангарских нефтехимиков. Сие
удается не каждому. А уж дальние гости, которых прежде
на «Театральной осени» было в избытке, теперь до Байкала
и вовсе не добираются. Запомнилась телеграмма из Екатеринбурга:
«Отсутствия денег отсутствуем сами».

Но что удивительно, всякий раз на фестивалях под сенью
великого озера оказывается что-нибудь такое, что поражает
воображение.

Театр «Экспромт» из Нижнеудинска победоносно завоевал
сердца фестивальщиков спектаклем «Сильвия» (пьеса американца
А. Герни). Упоительное действо. Отличная труппа. Прекрасный
режиссер Галина Каминская, она же обаятельная исполнительница
заглавной роли — собачки Сильвии. История рассказана
нижнеудинскими любителями с сердечным подключением к
персонажам и событиям. Это горячей волной транслируется
в зрительный зал. Его Величество Театр являет тут себя
полноценно и заразительно.

Поразила девочка-вундеркинд, первоклассница Лена Зарубина,
исполнившая главную роль в спектакле «Большая мечта
маленького ослика» (театр «Предместье», г. Иркутск).
Ну, глаз не оторвать. Жюри присудило юной иркутянке
«Приз надежды».

Театр «Маски» из Нерюнгри (Республика Саха) соорудил
из маленького рассказа А. Аверченко большой спектакль
с множеством придумок, вставок, фантазий. Это так называемый
авторский театр, созданный волей и дарованием режиссера
Ольги Маньшиной.

!I2!Наталья Поздеева (Усолье-Сибирское, театр «Ковчег»)
призналась, что целый год посвятила освоению роли Ларисы
Огудаловой — бесприданницы. Финал спектакля, где героиня
Островского мечется между неразделенной, романтической
любовью и постылой действительностью, юной усольчанке
удалось исполнить с подлинно драматической силой.

А театр «Маяк» из иркутского Дворца детского и юношеского
творчества (режиссер Галина Стаунэ) поведал сказку «Влюбленный
щенок» на русском и на французском языках (они гостили
в Монморанси, под Парижем, и французский язык теперь
для них — не секрет).

В райцентре Слюдянка, можно сказать, на голом месте,
музыкант и искусствовед Елена Нольфина, проявив высокого
градуса бескорыстный энтузиазм, создала новый театр,
собрав под его крышу едва ли не пол-Слюдянки. Ставят они,
не более не менее, «Пышку» по Мопассану и своему новорожденному
театру дали имя «Дилижанс». Разве это не удивительно,
что в наше злое к бескорыстным любителям время, когда
всем безоговорочно правит деньга, является на свет новое
театральное образование. Как ни странно, неостановимо
скрипят по нашему бездорожью театральные дилижансы.

Одну из фестивальных страниц «Театральная осень» посвятила
Александру Вампилову. На нынешний год пали две вампиловские
даты: 65 лет со дня рождения драматурга и 30 лет со
дня гибели. Исполнительный директор Иркутского фонда
А. Вампилова Галина Солуянова трепетно рассказала об
авторе «Утиной охоты», представила изданные фондом книги.
Их 23. Последняя из них, еще пахнущая типографской
краской, — «Драматическое наследие», солидный том, под
обложкой которого впервые собраны все варианты вампиловских
пьес. Книга, которой суждено стать уникальной редкостью.
Иркутский театровед Виталий Нарожный с нежностью и
любовью поведал о личных встречах с «сибирским Чеховым»,
каждая из которых воспринимается теперь как маленькая
легенда. Прозвучали ранние рассказы А. Вампилова, фрагменты
из записных книжек драматурга, был представлен отрывок
из «Утиной охоты».

«Театральная осень на Байкале» — приют многих муз.
Его палитру обогащают ставший знаменитым на всю страну
сад Ириды художника Николая Осипенко (с некоторых пор
это одна из фестивальных площадок), поэзия, представленная
жрицей из Новосибирска Юлией Лихачевой (в Цветаевскую
ночь звучали стансы великой Марины, а в саду Ириды было
отмечено тысячелетие «Книги скорбных песнопений» Григора
Нарекаци), презентация книги усольчанки Светланы Синьковой
«Неугасимая Аврора» (о судьбе актрисы Елены Ивановой),
мастер-классы московского режиссера и педагога Михаила
Али-Хусейна, анатомия спектаклей за «круглым столом
с острыми углами», конкурс актерских работ имени бабы
Кати — засл. арт. России Екатерины Барановой, ночное
театральное кафе «Палатка N 6″…

«Я понимаю, — говорит председатель жюри, москвич М.
Али-Хусейн, — сколько усилий прилагается, чтобы сохранить
этот уникальный фестиваль. Любительское движение сейчас
не имеет никакой поддержки со стороны властей — ни
центральных, ни федеральных. Нет никаких программ, защищающих
это движение. И то, что здесь собираются театры, режиссеры,
смотрят друг друга, учатся друг у друга, разбираются
с помощью жюри в наших профессиональных проблемах, —
это очень большое дело… Этот фестиваль был безусловно
интересен, потому что здесь были работы очень высокого
уровня. Я безумно рад, что любительские театры могут
работать на таком высоком уровне… Я даже на погоду
здесь не могу пожаловаться. Все равно это Байкал, который
освящает своей мудростью, вечностью. Этот фестиваль
нужен, необходим при всех сложностях, которые бывают».

!I3!Виталий Нарожный, театровед (г. Иркутск), член жюри
«Театральной осени на Байкале»: «Фестиваль в Утулике
— это праздник, который предвкушаешь круглый год и
который почему-то так быстро проходит. Многое каждый
раз он вмещает в себя. Большое послевкусие. Много воспоминаний,
много размышлений. Привести в порядок впечатления требуется
потом. Это спектакли, в данном случае их было 13 —
по номеру фестиваля. Это встречи с множеством замечательных,
милых сердцу людей… Это переизбыток впечатлений от
каждого дня. От этого даже попискиваешь, и все-таки
это замечательно. Это одна из регулярных отдушин в жизни,
явление, событие, которое украшает жизнь…».

На байкальской «Театральной осени» по заложенной сызначала
традиции не присуждаются места. А в конкурсе актерских
работ имени бабы Кати нынче победили: Галина Каминская
и Владимир Балабанов (Нижнеудинск), Евгений Кузьмичев
(Нерюнгри), Наталья Васильева, Сергей Андрасюк и Сергей
Дмитриев (Ангарск).

Особый приз «За профессионализм и любовь к театру» вручен
ветерану ангарского театра «Чудак» Татьяне Шляпневой.

В то, чтобы 13-я «Театральная осень на Байкале» состоялась,
вложили свои труды и средства областной комитет по культуре,
нефтяная компания «ЮКОС», отдел по культуре и молодежной
политике администрации Ангарска, управление социально-культурной
сферы и Дворец культуры ангарских нефтехимиков, руководство
базы отдыха «Утулик». Всем им и тем, кто осуществил
спонсорские вспомошествования в адрес «Осени на Байкале»,
от фестиваля низкий поклон.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер