издательская группа
Восточно-Сибирская правда

При жизни не успели...

  • Автор: Александр ТОРГОНИН

16 января 2003 года исполнилось семь лет со дня трагической
смерти иркутского театрального художника Юрия Анатольевича
Цветницкого. Захотелось еще раз напомнить о том, что
много лет жил и творил в Иркутске этот замечательный
человек. Кстати, предыдущее «напоминание» — первая
персональная выставка в Доме актера в мае 2002 года
— стало для многих иркутян и открытием имени этого
художника, ведь только постоянные зрители, настоящие
театралы, обращают внимание не только на то, кто из
ведущих актеров задействован в спектакле, но и на то,
кто его оформлял, кто придумывал декорации и костюмы…

Именно после этой выставки стало понятно, что значение
Ю. Цветницкого для нашего города намного шире, чем пространство,
ограниченное театральными кулисами.

При жизни у Юрия Анатольевича было много друзей и знакомых.
Внимательный к людям, он никогда и никому не отказывал
в помощи и совете. Чужие беды переживал, как свои, его
душа не могла смириться с любой несправедливостью, а
свою душевную боль он «лечил» одним лекарством — работой.
Рано утром и поздно вечером в окнах его театральной мастерской
горел свет.

Как художника его помнят и в драматическом театре им.
Н.П. Охлопкова, и в театре юного зрителя, но последние
годы своей жизни он почти безраздельно посвятил театру
музыкальной комедии, ставшему музыкальным театром в 1990
году. Открытие нового здания театра и переход в новый
статус Ю. Цветницкий воспринял как эпохальное событие.
Я до сих пор вижу его открытое, усталое лицо и улыбку
после премьеры — спектакля «Травиата» — 5 января
1990 года. Он почти не спал в последние дни перед открытием.
На сцене он, главный художник театра, как всегда, скромно
стоял крайним слева, у самой кулисы. Скромность была
основным его качеством после высокого профессионализма.

Как красиво он умел работать! И этим заряжал, вдохновлял
своих коллег и даже актеров.

У него было много творческих удач, одну из них — в
«Табачном капитане» — особенно отмечали критики и зрители.
И в декорациях, и в костюмах просто «дышала» петровская
эпоха. Кстати, вся Россия будет праздновать 300-летие
Санкт-Петербурга, и как было бы здорово восстановить
спектакль на этой юбилейной волне. А для меня (может,
и не только для меня?) это стало бы и знаком памяти
о замечательном человеке и мастере своего дела, с которым
меня связывало очень многое…

Юрий Анатольевич не был ни членом Союза художников,
ни лауреатом каких-либо престижных премий, не имел звания
заслуженного, но его заслуги, отмеченные лишь многочисленными
благодарностями, от этого не становятся меньше. И мне
кажется, что заслуги эти достойны установки мемориальной
доски на старом здании театра музыкальной комедии, в
окнах которого много лет светился огонек Цветницкого.
Мою мысль уже поддержали многие театральные деятели,
среди которых директор музыкального театра им. Н. Загурского
В. Шагин, директор академического драматического театра
им. Н. Охлопкова А. Стрельцов, директор театра юного
зрителя им. А. Вампилова В. Токарев, музыкальный руководитель
ИМТ Н. Сильвестров, народный артист РФ В. Венгер и заслуженный
артист РФ Е. Васильев…

Что из этого выйдет, пока сказать трудно, ведь даже
память Загурского почтили всего лишь мемориальной доской
на доме, где он жил, хотя театральные деятели настаивали
на том, чтобы памятная доска была установлена на здании
театра, теперь носящем его имя.

И снова мне вспоминается выставка в мае прошлого года,
на открытии которой звучало так много сожалений о том,
что работа Ю. Цветницкого не была по достоинству отмечена
при его жизни…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры