издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спой, скрипка, о былом...

  • Автор: Олег ВАСИЛЬЕВ, журналист

Этот вечер в органном зале был во многих отношениях
примечательным — и насыщенностью программы, и эмоциональным
подъемом, которое испытывали музыканты и их почитатели,
и, конечно же, тем, что он знаменовал собой окончание
15-го концертного сезона ансамбля солистов
Иркутской филармонии. И еще один юбилей придал творческому
вечеру особый настрой — иркутяне пришли поздравить
с 25-летием творческой деятельности художественного
руководителя ансамбля, заслуженного артиста России, лауреата
премии фонда культуры Иркутской области и лауреата премии
губернатора Иркутской области Владимира Карпенко.

Не склонен вдаваться в детализацию, одно лишь скажу:
все мы, слушатели, получили огромное эстетическое удовольствие.
В исполнении солистов блистательно прозвучали фрагменты
из программ «Голоса минувшего» — музыка Средневековья
и Возрождения, «Золотой век Екатерины» — русская музыка
XVIII века, «Метель» — литературно-музыкальная композиция
по повести А.С. Пушкина с музыкой Георгия Свиридова.
Слушателей покорило и вдохновенное исполнение произведений
российских композиторов XX века Шнитке, Щедрина, Дунаевского,
популярной классический музыки.

Слушая ансамбль, еще и еще раз удивляешься способности
маэстро увлечь музыкантов, перевести на язык музыки
дух, колорит той или иной эпохи. Вполне допускаю, что
к истокам, в глубину веков его ведут поиски музыкальной
правды, исследовательский дух. Насколько мне известно,
Владимир Карпенко в свое время закончил (замечу, с отличием)
историко-теоретический факультет Алма-Атинской консерватории.
Впрочем, послушаем самого Владимира Евгеньевича. Мы
беседуем с ним после окончания концерта возле рояля,
заваленного букетами цветов.

— В какой-то мере вы правы, — соглашается Владимир
Карпенко. — Ипостась музыковеда, безусловно, способствует
и, я бы сказал, помогает ориентироваться в стилях, школах,
направлениях, совершать экскурсы в, казалось бы, давно
забытое прошлое. Но это лишь отчасти правда. Главный
побудительный мотив — это огромный интерес к старинной
музыке, к творчеству русских композиторов до так называемого
глинкинского периода, предваряющего расцвет русской
классики. Ведь это колоссальное богатство, которое и
открывать-то надо заново. Ну, скажите, кому из современников
знакомы имена таких мастеров, как Евгений Фомин, Иван
Хандошкин, Максим Березовский, другие музыкальные кумиры
эпохи Екатерины. Кстати говоря, именно с этой программой
в 1999 году мы гастролировали в США. Надо было видеть тот
интерес, с которым американцы внимали выступлениям иркутян!

— А с чего все началось?

— Начало работы ансамбля относится к 1988 году, когда
удалось собрать группу энтузиастов-единомышленников,
куда входили скрипачи Александр и Марина Беляевы, флейтист
Сергей Поподько, гобоист Константин Бабушкин. В первое время
с ансамблем работала Наталья Головина. Сам я делаю аранжировки
для оркестра, мои инструменты — клавесин и рояль. А
прообразом нашей творческой концепции стал ансамбль
Ярославской филармонии «Барокко», репертуар которого
строится из произведений старинной, в первую очередь
русской, музыки.

Наша основная площадка, конечно же, органный зал. Выступать
приходится и в художественном музее, и в доме-музее
Волконских. Доводилось давать концерты и в соборе Богоявления
(акустика там великолепнейшая!).

Второе направление в наших исканиях — старинная европейская
музыка. Это несколько программ, таких как «Эпоха барокко
в Германии», «…в Италии», «Французское рококо» и т.д.

Заметной вехой в становлении ансамбля стало участие
в международном фестивале старинной музыки в Новосибирске.
«Наша Екатерининская эпоха имела успех. 1999 год —
это Братск, участие в открытии фестиваля «Сияние России»
с программой «Руcская музыка трех столетий». Курьезная
ситуация тогда вышла: наш клавесин ну никак не хотел втиснуться
в дверь «Яка».

За два с лишним десятилетия репертуар обогатился,
и очень существенно. На сегодняшний день это десятки
программ, в каждой из которых по 20-25 вещей. Дали более
600 концертов. Побывали — и не раз — в Братске и Ангарске,
в Шелехове и Усолье, в Свирске и Саянске, словом,
дома не засиживались. Что ни говори, а гастроли, даже
внутри области — это мощный импульс для любого творческого
коллектива, стимул к развитию. Хотя в последнее время
организовать такие поездки все труднее и труднее. Пределом
мечтаний являются гастроли по Западной Европе
— там мы еще не были.

Шли годы, менялся состав исполнителей, но концепция,
философия ансамбля оставалась неизменной. Время показало,
что интерес к музыкальной культуре прошлого, в том числе
весьма далекого, велик. Вы посмотрите на нашу
аудиторию! Это не только наши давнишние почитатели,
но и школьники, студенты. Когда видишь перед собой их
глаза, видишь их неподдельный интерес к нашему искусству,
хочется творить и творить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры