издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Два музея -- две судьбы

  • Автор: Елена ЗУБРИЙ, директор Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева

Проблемы Хайтинского фарфорового завода оказались полностью аналогичными проблемам ведущего фарфорового производства страны -- Ломоносовского завода (бывший Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербурга). Находясь в разных частях страны, предприятия одинаково тяжело реагировали на резко изменившееся положение в стране в 1990-х и начале 2000-х годов. Они переживали приватизацию, преобразование в акционерные общества. Их коллективы и общественность особо волновались за судьбу музеев фарфора, жила надежда на возрождение былой славы производств и сохранение бесценных художественных сокровищ.

Ломоносовский — первый фарфоровый завод России. Его
музей решением правительства 2000 года объявлен национальным
достоянием и собственностью государства. Коллекция музея,
являвшаяся образцом высокого искусства на протяжении
столетий и состоящая более чем из 30000 образцов фарфоровых
изделий прославленных заводов России, Германии, Франции,
Австрии, стран Дальнего Востока, а также редчайшие
книги, альбомы, гравюры, картины, рисунки и фотографии
по решению Министерства культуры Российской Федерации
переданы Государственному Эрмитажу.

Ломоносовскому заводу удалось реализовать радикальные
меры по восстановлению предприятия. Новое бизнес-мышление
на производстве с 260-летней историей привело к процветанию,
росту объема продаж, возрождению и развитию уникальной
техники ручной росписи, открытию магазина фарфоровых
изделий, художественной галереи и прекрасно оборудованного
музея фарфора, вошедшего в состав Государственного Эрмитажа.

История Хайтинского фарфорового завода сложилась не
так удачно: с остановкой производства резко ухудшилось
состояние музея, в свое время оказавшего большое влияние
на разработку новых образцов фарфоровых изделий и копирование
старых. Но справедливость и здесь восторжествовала.
По решению комитета по управлению государственным имуществом
Иркутской области музей объявлен национальным достоянием,
государственной собственностью и передан Иркутскому
областному художественному музею им. В.П. Сукачева в
октябре 2004 года. Коллекция, состоящая более чем из
4500 лучших образцов хайтинского фарфора, и в наши дни
служит источником вдохновения мастеров. И в то же время
это экспонаты музея.

Фарфоровое дело основателей завода Переваловых уходит
корнями к середине XIX столетия, ко времени, когда два
брата-крестьянина Данила и Филипп Переваловы поставляли
глину купцу П. Сыропятову — владельцу небольшой фаянсовой
фабрики в предместье Иркутска, на реке Ушаковке. Приобретенное
Данилой Васильевичем в оброчное содержание месторождение
белой глины недалеко от его родного села Узкий Луг (в
120 километрах от Иркутска) позволяло питать и знаменитые
в крае Тальцинский и Тельминский стеклянные заводы,
изготовлявшие фарфор и фаянс. Вскоре фабрика П. Сыропятова
переходит к Переваловым.

Однако основное производство братья развернули недалеко
от своей деревни, при впадении речки Хайтинки в Белую.
Сырье для производства — каолиновые глины — находилось
в трех верстах от выбранного места и было сравнимо со
знаменитым бельгийским. Фарфоровые изделия вновь основанной
в 1869 году фарфорово-фаянсовой фабрики торгового дома
Переваловых отличались необыкновенной белизной, чистотой
и хорошим качеством, что позволило быстро развить производство.
Фарфор постепенно вошел в городской и сельский быт
сибиряка.

Качественный скачок в развитии производства происходит
с 1880 года при сыне Данилы — Иване Перевалове.

Новые технологии приносили свои
плоды. Высококачественная продукция завода — сервизы,
различные декоративные тарелки, столовые и туалетные
наборы, скульптуры, вазы, лампы-букеты, пасхальные яйца,
иконы, лампады и даже иконостасы, уникальные и удивительные
по своим художественным достоинствам, — пользовалась
высоким спросом у сибиряков.

Иван Перевалов был человеком необыкновенно предприимчивым
и энергичным. Он хорошо чувствовал и понимал преимущество
местного природного сырья, позволявшего получать «звонкий»
фарфор ослепительной белизны и просвечиваемости. Он
хорошо знал положение на рынках сбыта фарфора и сумел
завоевать достойное место для своей продукции, использовал
опыт российских фарфоровых центров, привлекал мастеров
из Императорского фарфорового завода и заводов товарищества
М.С. Кузнецова.

Изделия фабрики представлялись на выставках и завоевывали
награды: в 1873 году на Екатеринбургской промышленной
выставке — большую серебряную медаль «За полезное»,
в 1906 в Антверпене — золотую медаль.

Прекрасно сознавая необходимость сохранения накопленного
опыта мастеров, Перевалов в 1880 году основывает при
заводе музей, ставший хорошей школой для мастеров прикладного
искусства. Коллекция музея объединила изделия самого
завода, фарфор ведущих заводов России, Западной Европы
и стран Дальнего Востока. Переваловы серьезно относились
к формированию коллекции музея и с гордостью демонстрировали
ее гостям. Посещение музея завершалось увлекательной
экскурсией по мастерским завода.

Музей рос вместе с производством. В него постоянно поступали
новые авторские произведения, созданные в мастерских
завода. Такого порядка придерживались в ХХ веке. Авторский
образец коллекции служил эталоном для всех последующих
копий и в то же время занимал свою историческую нишу
в музейной ретроспективе хайтинского фарфора. Искусствовед
Л. Андреева (Москва) пишет о старом хайтинском фарфоре:
«…иногда напоминающий
молочное стекло, имел свою особую пластику и силуэт…
его прозрачность была живой, меняющейся, имела вдох
и выдох».

За 135-летнюю историю по-разному складывалась судьба
фарфоровой фабрики: дело Ивана Перевалова перешло к
его сыну Владимиру, в 1911 г. — к компаньонам, а в годы
революционных потрясений фабрика и ее музей были национализированы.
Коллекция была упакована в ящики и отнесена на склад.
К 1917 году собрание музея насчитывало более 11 тысяч
произведений из фарфора. Современники вспоминают о ярком
впечатлении, которое производили на посетителей «редкостные
экспонаты уникальных фарфоровых изделий». Однако мало
что сохранилось до наших дней: коллекция музея была
разобрана на подарки новоявленному начальству, часть
передана в клубы на награды, а часть бесследно исчезла.
В 1930 году музей прекратил свое существование.

На фабрику пришло новое поколение художников и скульпторов,
которые привносили новые эстетические и мировоззренческие
ценности, новые формы и изобразительный язык.

Получает развитие сувенирное производство с ярко
выраженными национальными мотивами, в творчестве художников
появляются сибирские пейзажи и детский рисунок. Различные
направления в развитии фарфорового производства страны
находили свое выражение и в работах из Хайты: изделия
«белой линии» отличались подчеркнутым стремлением выделить
белизну, хрупкость и прозрачность материала, позднее
появляется фарфор, отличающийся эмоциональной цветовой
палитрой и высоким искусством техники кистевой
подглазурной росписи.

Спустя десятилетия, в 70-е годы ХХ века, вновь создается
музей Хайтинского завода. Его сотрудники собирали чудом
сохранившиеся в частных руках изделия старого переваловского
фарфора, пополняли коллекцию образцами, созданными мастерами
на протяжении ХХ столетия.

Не одно поколение мастеров, работавших на заводе, создавало
и оставило нам в наследство хрупкий, удивительный и
неповторимый художественный мир фарфора, домом которого
стали два музея — Хайтинский и Иркутский.

Начиная с 1939 года в Иркутский областной художественный
музей начинают поступать сохранившиеся изделия из музея
Переваловых, а также образцы изделий прошлого века.
В результате была сформирована ценная коллекция фарфора.

Музеи Ломоносовского и Хайтинского фарфоровых заводов
разделили судьбу своих заводов и всей страны, не раз
перемещались и жили «в состоянии уплотнения», однако
присутствуют в наши дни в их судьбах и существенные
различия.

Владельцы Ломоносовского завода полностью отреставрировали
музейные залы, не пожалели средств на содержание коллекции,
за что получили право изготавливать копии уникальных
изделий. Приобретя новый статус, музей фарфора включился
в орбиту просветительских и научных программ Эрмитажа.

Годы работы сотрудников Эрмитажа ушли на то, чтобы изучить
коллекцию, составить ее каталог и создать принципиально
новую экспозицию музея завода, организовать ряд «ломоносовских»
выставок, подписать специальное соглашение о сотрудничестве
владельцев завода и Эрмитажа.

Художники и любители фарфора в соответствии со старой
традицией знаменитого завода имеют свободный доступ
в музей и мастерские художников. В наши дни на заводе
работает крупный и творчески одаренный коллектив
художников. Появились уникальные возможности для творческой
активности, художественного новаторства. Каждый день
в мастерских завода создаются новые произведения, лучшие
из них со временем займут свое место на новых выставках,
а также в галерее фарфора, созданного уже новыми владельцами
завода. Такое сотрудничество устраивает и Эрмитаж, и
новых владельцев завода, и художников, и нас, посетителей
музея.

К сожалению, новые владельцы Хайтинского предприятия
не сумели создать условия для жизнедеятельности коллекции
музея. Поэтому право на дальнейшее сохранение
и экспонирование уникального собрания сегодня
принадлежит Иркутскому художественному музею им. В.П.
Сукачева.

Особое внимание специалисты обратили на состояние заводского
собрания фарфора и его сохранность. Завод
находился в тяжелейшем экономическом состоянии: некогда
оживленные цеха не работали, печи остановлены, мастера,
художники и скульпторы не были востребованы. Редкая
коллекция музея фарфора, которая вызывала восторженные
отзывы туристов со всего мира, как и в 1920 году, была
сложена в коробки и отправлена в неохраняемый подвал.

Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской
области и Иркутский художественный музей неоднократно
предлагали владельцам завода схему, согласно которой художественный
музей принимает на временное хранение коллекцию музея
завода, изучает и экспонирует ее, делая доступной для
мастеров завода и общественности. Музей фарфора в таком
случае приобретал бы права отдела Иркутского областного
художественного музея им. В.П. Сукачева.

На все предложения владельцы и представители
завода отвечали молчанием или обещаниями скорого процветания
завода, которое, дескать, принесет и процветание музею
фарфора. Однако периодически посещая завод, специалисты убеждались
в необеспеченности надлежащей сохранности знаменитого
собрания. Все попытки обсудить создавшееся положение
с владельцами заканчивались неудачей.
В конце концов было принято решение о вывозе уникальной
коллекции, являющейся государственной собственностью,
в целях ее сохранения в Иркутский художественный музей.

Более 4500 фарфоровых изделий Хайтинского завода в настоящее
время проходят инвентаризацию и изучение. Более чем
столетняя история хайтинского фарфора, этапы его развития
будут отражены в новой экспозиции музея, посвященной
сибирскому искусству. В ее состав войдут изделия известных мастеров
XIX и XX столетий, сумевших придать своим работам
высокую эстетическую ценность и найти художественные решения,
позволившие воплотить в повседневных изделиях высокое
искусство.

Наметившийся расцвет фарфорового производства, несомненно,
вновь поставят на повестку дня вопрос и о судьбе хайтинской
коллекции. Останется ли ее базой Иркутск, а домом —
Иркутский художественный музей или на базе Хайтинского завода
будет открыт отдел Иркутского художественного музея
— вопрос будущего. В любом случае коллекция должна
сохраняться и в то же время быть доступной для обозрения
общественности, выполняя функцию творческой мастерской.
В этом и состоит вечное противоречие сущности музейной
практики: с одной стороны, сохранение культурного
наследия, а с другой — его популяризация и
доступность для общества. Востребованность музея при
новом возможном расцвете Хайтинского фарфорового завода
несомненна, как несомненно и то, что художники-прикладники
вузов, средних специальных заведений и школ искусств
в Иркутске и в целом в регионе будут черпать вдохновение
в работе с ее редкими образцами.

Императорскому Ломоносовскому фарфоровому заводу и
его музею повезло больше. Предприятие переживает новый
период своего расцвета во многом благодаря большому
любителю фарфора и страстному коллекционеру Галине
Цветковой, с 2002 года фактически ставшей владелицей
фарфорового завода. Она активно сотрудничает с Эрмитажем,
открыла собственную галерею фарфора на заводе, вложила
немалые средства в содержание знаменитого музея, обеспечив
его безопасность.

Будем надеяться, что и Хайтинскому фарфоровому заводу
повезет, и тогда на иркутской земле, возможно, будет
реализован опыт Ломоносовского завода.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры