издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Меч, дарующий жизнь

Так в переводе на русский язык называется философия японского единоборства -- кэндо. Тысячу лет самураи оттачивали мастерство владения клинком. Тысячу лет по дорогам Японии путешествовало огромное количество бойцов, готовых убить или принять смерть. Тысячу лет самурая могло спасти только совершенное владение мечом...

Сегодня бойцы, которые учатся владению «мечом,
дарующим жизнь», появились в Иркутске. Это искусство
по-японски называется кэндо. Что же такое кэндо и как
столь экзотический вид спорта обосновался в столице
Восточной Сибири?

* * *

Кэндо — это поединок, в котором основой является
искусство владения психической энергией. Боец, собрав
всю свою волю и весь свой боевой дух, состязается с
волей соперника. Искусство кэндо — это способность
соединить в одно целое боевой дух, меч и тело бойца.

Сегодня Иркутский клуб кэндоистов объединяет около 30
человек. Возраст сибирских «самураев» — от 6 до 35
лет. Экипировка, форма клинков, основные принципы
поединка, философия «меча, дарующего жизнь», пришли
из средневековой Японии. Чтобы понять, чем это
восточное единоборство привлекает современных девушек
и юношей, нужно взглянуть в глубину веков и
перенестись на несколько тысяч километров восточнее.

— Кэндо мне дало главное, — говорит Сергей Одинец,
президент иркутского клуба этого вида спорта, — я
стал серьезнее относиться к культуре и традициям
своей страны. Мы слишком много всего исказили. Наши
современники сегодня увлекаются всем: Тибетом,
иностранными религиями, заграничными фильмами… А
когда мы начнем увлекаться своей страной?! Японию я
стал достаточно сильно уважать. И больше всего за то,
что она дала мне возможность более отчетливо
осознать, что я из России.

Парадокс? Но это только на первый взгляд. Итак,
Япония, 1185 год, начало кровавых и разрушительных
междоусобных войн. Как бы сказал учитель истории,
начало периода феодальной раздробленности. Каждый
сколько-нибудь значительный феодал имел свою армию,
своих вассалов. 400 лет нескончаемых побоищ привели к
тому, что по стране бродило огромное количество
хорошо вооруженных людей, в совершенстве владеющих
оружием. После того, как мальчик научался
самостоятельно принимать пищу, его тут же учили
держать в руках деревянный меч. Повальный разброд и
шатание закончились в Стране восходящего солнца в
1606 году, когда к власти пришел сегун Токугава
Иэясу. Опечаленный видом японцев, убивающих друг
друга, сегун отменил все междоусобицы. Но просто
отменить их было мало. Сегун крепко-накрепко запретил
ношение мечей всем, кроме профессиональных военных.
Смысл его внутренней политики можно было выразить
примерно в следующих выражениях: хватит резать самих
себя, нужно объединяться, Япония из-за наших войн
совсем ослабла. Но что же было делать огромным толпам
самураев, которые на протяжении столетий только и
занимались тем, что обучались искусству убивать и
выживать в битве? Ведь десятки поколений выросли на
этом. Куда их девать?

После запрета на всякие междоусобицы и ношение оружия
самураи не бросили мечи. Искусство владения мечом
превращается в спорт. В XYII веке в Японии возникает
великое множество школ кэндзюцу. Кэндзюцу — это
прародитель кэндо, дословно кэндзюцу означает
«искусство меча». Ну а самураи, переставшие
уничтожать друг друга, переросли в самый образованный
и передовой класс средневекового японского общества,
основу императорской власти. Всю свою военную страсть
и боевой пыл они направили на самосовершенствование и
кэндзюцу. А поскольку кэндзюцу уже не имело
практического применения, самураи открыли такую
формулу: занятия кэндзюцу изменяют характер человека в
лучшую сторону. Выдержка, смелость, уважение к
традициям, духовное равновесие, сила воли… Все то,
что и для нас, теперешних, не менее актуально.

Да и сам меч по японской традиции не мог нести зло и
разрушение на Землю. Потому что сущность его
божественна. По синтоистскому преданию (синтоизм — традиционная религия Японии), богиня Солнца отправила
своего внука правителем на Землю. В помощь ему
вручила три предмета: яшму — символ верности, зеркало
— символ божественности, меч — орудие справедливого
суда. Вот так с окончанием периода междоусобных войн
самураи еще глубже осознали божественную природу
меча. Мечи — не орудие убийства, а орудие
самосовершенствования человека. Так родилась традиция
кэндо — пожалуй, самого японского вида единоборства.

* * *

— Я участвовал в губернаторской программе
стажеров-исследователей по обмену с Японией, — рассказывает Сергей Одинец. — Раз в год Иркутская
область отправляет одного человека в префектуру
Ниигата для учебы в местном университете. С 2002 по
2003 год я проходил стажировку. Там очень развита
система клубного движения. И когда в университет
поступают новички, все клубы устраивают специальные
акции по вербовке новых членов в свои ряды. Я
созвонился с тренером секции кэндо, он мне сказал:
«Приходи на тренировку».

— Сергей, традиционно все восточные виды единоборств
у нас связывают с какой-либо философской системой. На
тех японских тренировках вам что-то такое
преподавали?

— Мне повезло, что никакой навязчивой философии на
секции кэндо не было, просто — спорт. Мне ничего не
объясняли. Я должен был действовать согласно
восточной традиции — смотри и учись сам. Мне не
объясняли зачем, не объясняли почему. Я просто
выполнял определенные физические упражнения, соблюдал
правила.

Кстати, один такой же стажер, как и я, только с
другого факультета, занимался шоринджи, это школа
единоборств Шао-Линя, рукопашный китайский бой. Так
вот, он рассказывал, как их периодически заставляли
писать сочинения о том, как они сильно любят Будду. У
них все было пропитано религиозной идеей любви к
Будде.

В кэндо важнее другое. На каждой тренировке
присутствовало почтительное отношение и уважение к
старшим. К людям, которые больше тебя знают и умеют.
Вот небольшой пример. Перед тренировкой бойцы
рассаживаются на полу в определенном порядке. Первый — это самый опытный боец, и так дальше. Сзади сидят
новички. Но меня садили в первые ряды, хотя я в кэндо
был никто в сравнении с ними. Но таким образом
кэндоисты выказывали уважение к моему возрасту. Мне
тогда было 27, а им по 18-20 лет…

* * *

В Японии Сергей получил первый дан по кэндо. А
вернувшись в родной Иркутск, он уже не смог
расстаться с японским мечом. Он заинтересовал
нескольких ребят и стал их тренировать.

В кэндо все пропитано ритуалом. Тренировка начинается
с поклона залу, в котором она пройдет. В Японии таким
образом кланяются духу — покровителю зала. Для
иркутских «самураев» поклон залу — тоже обязательная
процедура. Они кланяются тому, кто вымыл пол в зале,
тому, с кем они будут тренироваться, да просто дому,
в который на ближайшие два часа превратится спортзал.
Уважение — это первое, чему должен научиться боец.

Настоящее кэндоистское снаряжение есть еще не у всех
иркутских бойцов. И дело тут не только и не столько в
цене. И два меча (один бамбуковый и один деревянный),
необходимые для занятий, и специальные штаны и
куртка, и броня производятся только в Японии.
Бамбуковый меч называется «синай», он отличается от
настоящего самурайского меча только весом и формой.

Броня должна выдерживать весомые удары. В кэндо
разрешено их только четыре вида: рубящий по голове и
рукам, колющий в горло и режущий в живот. Все
остальные части тела открыты, поскольку удары по ним
запрещены. В кэндо нет манекенов и груш. Все удары
мечом в конечном счете отрабатываются друг на друге и
на тренере, а наличие брони полностью исключает
возможность травмироваться.

Поединок кэндоистов зрелищен и экспрессивен. Двое
воинов в черных доспехах, будто экзотические грозные
птицы, с диким криком нападают друг на друга.
Ужасающий крик выполняет две функции — расслабляет
мышечную систему для эффективной атаки и служит для
устрашения противника. В кэндо, как и у древних
самураев, практически не существует понятия
«парировать удар». Поединок построен на контратаках:
уходишь от атаки и тут же нападаешь. Древние японские
рыцари уважали чужую жизнь и свой клинок. Парирование
ударов в значительной степени сокращало жизнь меча, а
ведь он был не только священен, но и очень дорог.

— В реальной жизни драка некрасива, безобразна, — говорит Сергей Одинец, — а кэндо сохранило принцип
самураев: один взмах — одно убийство. Они стремились
поразить противника с одного удара:

Кэндо предписывает во время поединка смотреть в глаза
противнику, потому что человек автоматически
стремится смотреть на то место, куда собирается
нанести удар. Опытный боец по незаметному движению
глаз предугадает атаку, уйдет от удара и завершит
схватку стремительной контратакой. Именно поэтому
кэндо еще называют искусством побеждать до боя.

* * *

— Мы учим не просто сражаться, — рассказывает
Сергей. — Прежде — всегда говорить друг другу
спасибо. Вот один победил, другой проиграл. Тот, кто
проиграл, за что благодарит победившего? Спасибо, что
ты указал мои слабые места. А победивший за что? Он
же победил?! Но он благодарит, и означает это:
спасибо, что ты позволил мне себя победить. Если
таким образом относиться к противнику, то у него не
останется злого чувства унижения. И он уходит из зала
непобежденным. А ведь бывает, грубо говоря, в том же
боксе, один другому набил лицо и говорит: ты слабак.
И побежденный из зала выползает с жаждой мести.

Кэндо в большей степени духовное и психологическое
воспитание. Это и есть практическая сторона «меча,
дарующего жизнь».

Еще один практический момент — преодоление страха. На
самом деле человек во время поединка сражается не с
противником, а со своими фобиями. В бою эти темные
стороны нашего существа являются настоящими врагами:
страх, гордыня, завышенное самомнение, недооценка
соперника. Ты сможешь победить, если только не
боишься…

— Одна из моих учениц сказала: «Я иду после
тренировки радостная и совсем не уставшая», — говорит Сергей. — Мы сражаемся бамбуковыми и
деревянными мечами. Но если сделать небольшую
корректировку и возомнить себя настоящим самураем,
тогда у нас в руках боевые мечи. И касание головы,
укол в горло, удар по животу — это все на самом деле.
Осознавая это, ребята испытывают очищение. И когда
после тренировки выходишь на улицу, испытываешь
радость. Радость от того, что ты дышишь, что ты
идешь, что ты просто есть. Вдруг понимаешь, какое это
удовольствие — жить!

Кэндо учит главному — жить среди людей и общаться с
людьми.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры