издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Государева» служба надзора

Пётр Кауров пришёл работать санитарным врачом в Иркутскую областную санэпидстанцию сразу после окончания медицинского института. С этого момента начинается его трудовая биография, которая целиком и полностью связана с государственной санитарно-эпидемиологической службой Иркутской области. За тридцать лет Пётр Кауров прошёл путь от санитарного врача по гигиене труда до главного санитарного врача по Иркутской области и руководителя территориального управления Роспотребнадзора.

В воскресенье Пётр Кауров празднует 60-летний юбилей. По его собственному признанию, он, «человек старой закалки и коллективист», в этот день чувствует себя счастливым. «Я счастлив, когда мой коллектив хорошо работает. За столько лет совместной работы он стал просто второй семьёй. Если люди понимают, что делают и для чего, — это самое главное. Тогда и результат будет». Результаты Иркутское управление Роспотребнадзора действительно показывает хорошие. По эпидемиологическим показателям Приангарье уверенно входит в десятку самых спокойных регионов по стране и в первую тройку по Сибирскому федеральному округу.

«Работа санитарного врача всегда была связана с постоянными разъездами по области и командировками. Я курировал горнодобывающую, золотодобывающую, химическую промышленность и машиностроение. Нужно было изучать общую и профессиональную заболеваемость на предприятиях, следить за условиями труда», — вспоминает Пётр Кауров. Словом, задача у санитарного врача была та же, что и сегодня, — сохранить здоровье людей, не допустить травмы на производстве, снизить профессиональную заболеваемость. Но тридцать лет назад работать было проще, потому что была выстроена жёсткая система контроля, система оздоровления работников. Практически у каждого предприятия и ведомства были свои санатории и профилактории, где рабочие отдыхали. Сегодня собственнику зачастую важно только одно — получение прибыли. А социальные вопросы его не слишком волнуют. «Но нам-то не важно, к какой форме собственности нынче относится предприятие. Со всех один спрос», — говорит Пётр Кауров.

Тем не менее легче работать с крупными предприятиями, у руководителей которых высокий уровень социальной ответственности. Труднее с мелким и средним бизнесом, который выжимает из человека всё, до тех пор пока есть что выжимать. Так или иначе, профессиональная заболеваемость у нас не снижается. На первом месте по распространённости — вибрационная болезнь. Этому заболеванию подвержены работники авиазавода, предприятий горнодобывающей промышленности. Затем идёт пылевой бронхит и неврит слухового нерва. На третье место выходят медики с инфекционными заболеваниями. «Это для нас было неожиданностью, — признаётся Пётр Кауров. — Оказалось, что мы тот самый сапожник без сапог. Сейчас будем акцентировать внимание на врачах».

Система санэпиднадзора за последние десятилетия пережила много различных реорганизаций. В своём нынешнем виде служба существует лишь с 2005 года. Все изменения проходили на глазах у Петра Константиновича. «Серьёзные перемены начались в 1991 году, — говорит он. — Положение, регулировавшее деятельность санэпидстанций, было отменено. Вместо него появился закон, согласно которому была создана новая система госсанэпиднадзора. В неё вошёл и Центр Госсанэпиднадзора по Иркутской области. Мы стали государевой службой». Теперь упор был сделан на надзорные функции и вопросы профилактики, расширился и круг вопросов, которые входили в компетенцию службы.

В 2005 году, после очередной реорганизации, санэпиднадзор, госторгинспекция и защита прав потребителя были соединены в единое надзорное ведомство — Роспотребнадзор. «А вот лаборатории были выделены отдельно в так называемое ФГУ. Находятся они в нашей службе, но финансируются из другого источника. Тем не менее мы все единое целое и работаем в одной связке. Да и как иначе? Ведь если мы не будем взаимодействовать и помогать друг другу, страдать будет в конечном счёте население», — отмечает Пётр Кауров.

Теперь деятельность Роспотребнадзора можно разделить на несколько направлений. В санитарно-гигиенический раздел входят вопросы, которыми раньше занимался санэпиднадзор. Это охрана гигиены труда, коммунальная гигиена, гигиена питания и школьная гигиена. Например, в блок коммунальной гигиены входит надзор за лечебными учреждениями. Кроме того, сюда относится обширный круг вопросов, связанных с безопасностью питьевой воды, охраной атмосферного воздуха и почвы. Отдельное направление — надзор за потребительским рынком и, наконец, третье — надзор за соблюдением прав потребителей.

Сегодня в области работают 13 отделов Роспотребнадзора, в них служат всего 320 человек. В районах остро стоит кадровый вопрос. «Нет в районах врачей, — сетует Пётр Кауров. — И взять их негде. Это при том, что у нас свой медуниверситет, который может легко обеспечить регион специалистами. Но работать к нам они не идут, потому что нет жилья. И получается, что весь выпуск — это около восьмидесяти человек ежегодно — остаётся в Иркутске». Работы, естественно всем не хватает, и идут вчерашние студенты торговать. Зато возьмите продавцов на рынке — каждый второй имеет высшее образование.

«Сейчас мы идём в местные школы, агитируем ребят поступать на нашу специальность, — рассказывает Пётр Кауров. — Единственная надежда — целевой набор. В прошлом году в медуниверситете было выделено 10 целевых мест. Но когда начинается распределение, выясняется, что половина моих целевиков успела устроиться в Иркутске. Кто-то замуж вышел, кто-то женился. Словом, не хотят в глубинку возвращаться, и всё тут. И их можно понять. Но часть всё-таки возвращается». На большинстве территории области работают помощники санитарного врача. Часто их помощь действительно неоценима. Это специалисты со средним специальным образованием. Они проводят постоянную работу по санитарному надзору на местах.

Очень хорошие результаты даёт национальный проект по иммунизации населения. По мнению Петра Каурова, это серьёзный шаг для улучшения эпидемиологической обстановки в целом. На вакцинацию жителей Иркутской области от гепатита B, краснухи, полиомиелита и гриппа было выделено порядка полутора тысяч доз вакцин. Нужно учитывать, что это дополнительные федеральные средства к тем, которые выделяются ежегодно. «В этом году мы вышли практически на рекордные показатели, привили 99% наших целевых групп, — рассказывает Пётр Кауров. — От краснухи мы прививаем детей и девушек 17- 25 лет. Это связано с тем, что краснуха особенно опасна во время беременности, потому что может привести к развитию различных патологий у ребёнка. Что касается гепатита B, вакцинации подвергаются школьники, медицинские работники, работники соцзащиты и пенсионеры. Мы видим, что заболеваемость гепатитом сразу пошла на убыль. Это же относится и к полиомиелиту».

Кстати, случаев полиомиелита и столбняка в области не регистрируется уже давно. В 2003 году Иркутская область получила сертификат Всемирной организации здравоохранения «Территория, свободная от полиомиелита». Такие высокие результаты были достигнуты благодаря реализации региональной и муниципальных целевых программ «Вакцинопрофилактика». Они позволили, например, снизить заболеваемость дифтерией в 89 раз, а корь регистрируется только в единичных случаях. За последние пять лет наметилась тенденция к снижению инфекционных заболеваний.

Конечно, проблемы остаются. По-прежнему высока заболеваемость туберкулёзом как среди взрослых, так и среди детей. По количеству ВИЧ-инфицированных Иркутская область занимает третье место по стране. Радует только одно: темпы прироста заболеваемости в последние годы не увеличиваются. Не решена наша специфическая проблема — клещевой энцефалит и болезни, разносчиком которых является лесной клещ. В Иркутской области в обязательном порядке прививаются люди, служебная деятельность которых связана с лесом. Однако остаётся низким охват профилактическими прививками других групп населения. «Муниципальные образования выделяют небольшие средства на иммунизацию детей, которые едут в оздоровительные лагеря, — говорит Пётр Кауров. — На этом всё и заканчивается. Конечно, этого недостаточно. Заболеваемость клещевым энцефалитом у нас хотя и не выросла за последний год, но и не снизилась. Так что задача на следующий год — привить как можно больше людей. Ну и, конечно, будем обрабатывать территории оздоровительных лагерей, турбаз, лесопарковых зон. Сейчас активно работаем с муниципалитетами, чтобы они закладывали средства на борьбу с клещами в бюджеты, потому что по закону ответственность за эти мероприятия возлагается именно на местные власти».

«Отдыхать я привык на даче, — говорит Пётр Кауров. — Вообще, люблю физический труд. Наверно, это связано с тем, что я бывший спортсмен, лыжник. А лыжник прежде всего должен быть трудолюбивым, выносливым. Помню, когда я только пришёл работать в санэпидстанцию, там была своя команда, и соревнования проводились по предприятиям и районные, и городские. К сожалению, всё это ушло. Жалко, когда хорошие традиции рушатся. Но я лыжи не бросил, по заливу хожу регулярно. В феврале обязательно участвую в «Лыжне России». И всё равно, плохо, что не стало коллективных мероприятий. Когда людей разъединяют, это самое страшное. Наоборот, соединять нужно, потому что вместе мы сильнее».

Пётр Константинович Кауров окончил Иркутский медицинский институт в 1975 году. С 1975 по 1988 г. работал врачом по гигиене труда областной санэпидстанции. С 1988 по 2000 г. — заместитель главного врача Центра Госсанэпиднадзора. С 2001 по 2005 г. — главный врач ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора по Иркутской области». В 2005 году назначен руководителем территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области. Кандидат медицинских наук, награждён знаками «Отличник санитарно-эпидемиологической службы», «Отличник здравоохранения».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры